В один из августовских дней 1942 года в штабе 40-го истребительного авиаполка раздался телефонный звонок. Звонили из штаба казачьего корпуса, в состав которого входил авиаполк.
"У нас находится парень в гражданской одежде, без документов. Говорит, что он младший лейтенант Чипиров, бежал из плена и пробирается в свой полк. Вы можете подтвердить его личность?" Взявший трубку начальник штаба Богачев застыл на мгновение. Действительно, больше месяца назад летчик-истребитель Дзантемир Чипиров не вернулся с боевого задания и считался погибшим…
Летом 1942 года на южном крыле советско-германского фронта сложилась крайне тяжелая обстановка. В кровопролитных боях, продолжавшихся на протяжении мая-июля, немецкие войска добились немалого. Фашисты полностью овладели Крымом, заняли Донбасс, вышли к большой излучине Дона. Гитлер, считая, что уже нанес Красной армии сокрушительное поражение, преследовал теперь двойную цель – захват Сталинграда и Кавказа. Группе армий "А" ставилась задача ударом через Кавказ вдоль побережья Черного моря обеспечить захват нефтяных районов, группе армий "Б" – занять Сталинград и удерживать оборону на остальном рубеже Дона против возможных контратак советских войск.
Руководство предпринимало срочные меры для отпора врагу. Войска Южного фронта закрепились в предгорьях Кавказа. Одновременно осуществлялись перегруппировка и пополнение войск живой силой, техникой, авиацией. В тот период в районах Кизляр, Терекли-Мекжеб, Ачикулак против сильной группировки немцев (в нее входило и воинское подразделение "Кубанские казаки", сформированное из власовцев) действовал казачий корпус генерал-лейтенанта Кириченко. Перед ним была поставлена задача не допустить продвижения немцев в направлении Каспийского моря.
В апреле 1942 года корпусу генерала Кириченко был придан 40-й истребительный авиационный полк. Полк базировался на оперативных площадках, в том числе и в местах, где размещались овечьи кошары.
В один из весенних дней в полк прибыла новая группа летчиков, среди которых был младший лейтенант Дзантемир Чипиров. Он был смел и находчив в бою, обладал веселым и добродушным нравом, поэтому довольно скоро завоевал расположение своих однополчан. "На Дзантемира в любой ситуации можно положиться как на самого себя",– говорили летчики, летавшие с ним на боевые задания.
В июне 1942 года во время одного из обычных боевых вылетов младший лейтенант Чипиров не вернулся на аэродром. Летчики, летевшие с ним, сообщили, что в районе станицы Прохладное его самолет был подбит и совершил вынужденную посадку на захваченной фашистами территории. Они предположили, что, вероятнее всего, Дзантемир погиб или попал в плен. Летчики тяжело переживали каждую потерю, поэтому еще долгое время в полку надеялись, что Дзантемир объявится. Но о нем не было никаких известий. И тогда провели траурный митинг, а семье отправили извещение о том, что сын пропал без вести.
И вдруг – эта неожиданная и радостная весть из штаба корпуса! Вскоре Дзантемир уже был среди товарищей. Он многое пережил, но в его глазах горел все тот же задорный огонек. Он рассказал, как подбили его самолет и он сел на оккупированной территории, как закопал в лесу документы, как раздобыл гражданскую одежду, как попал в руки немецкого конвоя и ему чудом удалось бежать. По ночам он пробирался к линии фронта, а днем прятался в лесу, в поле. Питался корнями, сырыми клубнями, овощами, ягодами… Однажды Дзантемир набрел на бахчевое поле. Утолив голод, он по-мальчишески стал разбивать большие, спелые арбузы, приговаривая: "Чтобы вы не достались фашистам".
…Прошло много дней, пока его, обросшего, сильно истощенного, в оборванной одежде не обнаружила разведка наземных войск… Руководство 40-го истребительного авиаполка предоставило Дзантемиру отпуск. Его самолетом отправили в город Орджоникидзе, оттуда – в селение Гизель, где жила его родня, чтобы порадовал мать и немного отдохнул. Через неделю он снова был в строю.
В начале ноября 1942 года командование Кавказским корпусом поставило перед полком боевую задачу – бомбо-штурмовыми ударами подавить артиллерию и живую силу противника в районе и пункте Ачикулак (Нефтекумский район Ставропольского края) и тем самым обеспечить наступление советских танковых и кавалерийских подразделений.
В тот день в течение получаса несколько авиагрупп, сменяя друг друга, поднимались в небо над Ачикулаком и бомбили наземные укрепления и объекты противника. Враг отвечал ожесточенным огнем зенитной артиллерии. При заходе на одну из штурмовок, на пикировании, от прямого попадания снаряда загорелся самолет, пилотируемый летчиком Чипировым, и через несколько мгновений врезался в землю… Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Дзантемира.
Две недели спустя Советские войска перешли в наступление по всему Северо-Кавказскому фронту. Среди наступавших были и летчики авиаполка, который к тому времени за боевые заслуги был переименован в 41-й гвардейский авиаполк. Боевые друзья Дзантемира ушли на Запад, приближая победу над фашистской Германией, а его подвиг остался в благодарной памяти жителей Ачикулака. Здесь его именем названа школа, во дворе которой установлен бюст – дань признательности человеку, отдавшему свою жизнь за свободу Отчизны, за тех, кому еще учиться и жить в Ачикулаке.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30