В год столетия Октябрьской революции мы еще раз оглядываемся назад, пытаясь понять, а может быть, и переосмыслить события тех дней.
В прошлом столетии пресса часто публиковала, особенно в преддверии ее очередной годовщины, рассказы о людях, участвовавших в штурме Зимнего дворца или видевших Ленина хотя бы издалека, не говоря уже о тех, кому довелось с ним беседовать. В глазах всего населения такие люди становились героями, их приглашали на всевозможные мероприятия, где они выступали с рассказами, делились своими воспоминаниями и впечатлениями. Но мы знаем, что кроме штурмовавших Зимний были еще и его защитники. С 24 октября караулы во дворце несли ударницы женского батальона численностью около 200 человек. Именно этих женщин мы видим на снимке, сделанном на дворцовой площади. В первом ряду крайний слева, держащий правую руку на уровне груди, заслуживает особого внимания. Кто же этот человек, волею судьбы попавший в кадр, случайно сделанный неизвестным фотографом? Снимок был позже опубликован в одной из эмигрантских газет и таким образом дошел до наших дней. Это Александр Филиппович Цогоев, адъютант главнокомандующего Петроградским военным округом.
Надо сказать, что Александр Цогоев никогда не помышлял о карьере военного. После окончания Тифлисского реального училища он поступил на агрономическое отделение Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства, одного из первых в Европе и России высших сельскохозяйственных учебных заведений. Институт находился в Ново-Александрии Люблинской губернии, входившей тогда в Российскую империю. Сегодня это г. Пулавы на территории Польши. 26 февраля 1909 г., во время учебы на 4-м курсе, он был заключен под стражу в люблинскую тюрьму по обвинению в принадлежности к социал-революционерам. Поскольку при обыске в квартире у него ничего подозрительного найдено не было, через несколько месяцев, по окончании проверки, он был освобожден из-под стражи, но по ходатайству люблинского губернатора выслан за пределы края как лицо, угрожавшее общественному порядку и спокойствию.
Несмотря на такое "черное пятно" в биографии, ему удалось продолжить обучение в Московском сельскохозяйственном институте, который он окончил в 1912 г. Затем началась служба в Тульской губернии в должности агронома, но события Первой мировой
войны коренным образом изменили судьбу Александра.
1 мая 1916 г. он поступил вольноопределяющимся в Александровское пехотное училище, а 1 октября был произведен в прапорщики и зачислен в армейскую пехоту. Службу проходил в Симбирском запасном полку, затем – в штабе 3-го Конного полка, в казачьем Айгурском полку. 20 августа 1917 г. он был назначен адъютантом главнокомандующего войсками Петроградского военного округа. В этой должности Цогоев находился чуть более двух месяцев, до начала известных событий 25 октября, вошедших в историю под названием Великой октябрьской социалистической революции. Каким образом удалось ему избежать ареста большевиками и покинуть Зимний дворец, остается загадкой. Но с 12 сентября 1918 года он вновь на службе, теперь уже – в рядах Добровольческой армии. Участвуя в боевых действиях, был несколько раз ранен, контужен, но тем не менее оставался в строю, верный присяге царю и Отечеству. Вместе с частями Добровольческой армии в 1922 г. он оказался в Сербии, где по счастливой случайности смог устроиться на работу агрономом. Хорошее образование сыграло в этом не последнюю роль. Но уже через несколько лет Цогоев эмигрировал в Париж, а затем – в Канаду, где и провел оставшуюся жизнь. Там он работал в университетской экспериментальной лаборатории, занимаясь вопросами сохранения почв. С первых же дней пребывания в этой стране А. Цогоев активно участвовал в жизни русской диаспоры. В 1929 г. он организовал в университете провинции Саскачеван Русский клуб, который призван был объединить всех, кто интересовался изучением русского языка и культуры. Встречи клуба проводились исключительно на русском языке, читались лекции и ставились театральные постановки. Клуб просуществовал до весны 1938 года, и все это время Александр Цогоев был его бессменным председателем.
Семейная жизнь у него не сложилась, брак распался. Сын, проживая с матерью, мало общался с отцом, поэтому рассказать сегодня о каких-то подробностях его жизни не может. Но о том, насколько Александр любил свою Родину и свой народ, не забывал о них, находясь на другом краю света, может свидетельствовать имя, которое он дал своему сыну – Сидамон.
Умер Александр Филиппович Цогоев 15 марта 1960 в г. Эдмонтоне.
Отпевание проходило по православному обряду в церкви Святого Владимира. Так закончился жизненный путь одного из участников и очевидцев Октябрьской революции.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30