Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Судьба и сцена

Заслуженному артисту РФ Бексолтану Тулатову – 85

…67 лет на сцене – вдумываешься в эту совершенно невероятную цифру, и просто голова кружиться начинает. Огромный "букет" ролей за плечами – самых разных. Одно из почетных мест в яркой когорте актеров, вписавших своей игрой золотые страницы в осетинскую Шекспириану.

Он до сих пор смущается, когда на улице его узнают в лицо поклонники и когда слышит от совсем незнакомых людей, пробивающихся к нему после спектакля с цветами за кулисы: "Спасибо вам за то, что вы есть – и за ваших героев!.." Его, актера-легенду, благодарно и преданно любит уже не одно поколение зрителей Осетии. А сам он влюблен в свою профессию просто фанатично – в самом чистом смысле этого слова. И твердо убежден: сцена мстит тем, кто скупится подарить ей сердце и кто позволяет себе на сцене халтурить, лукавить, играть без души и спустя рукава… Все это – Бексолтан Тулатов. Старейший актер труппы Северо-Осетинского государственного академического театра. Заслуженный артист России. Народный артист Северной Осетии. Мастер, каждое появление которого на подмостках, даже в самой небольшой, эпизодической роли, зал приветствует взрывом оваций…

13 октября ему исполняется 85. А поверить в это трудно. Очень. Настолько он и сегодня по-мужски красив, харизматичен, "фактурен", как принято говорить в театре и в кино, и по-юношески полон жадного, неуемного интереса к жизни. А огоньки у него в глазах, когда он рассказывает о том, как в свою профессию пришел, загораются и вовсе по-мальчишески озорные.

– Это, наверное, все-таки была судьба, – улыбается Бексолтан Александрович. – Сам я – гизельский. Старшеклассником играл в самодеятельных спектаклях на сцене нашего сельского Дома культуры. Но о том, чтобы пойти в актеры, не мечтал и не думал вообще. Собирался поступать в пединститут на ослитфак: у нас в школе осетинский язык и литературу вел просто замечательный, потрясающий учитель – Солтан Плиев, который меня горячей любовью к осетинской словесности тоже "заразил"… И вот однажды поставили мы у себя в ДК "Чермена" Гриша Плиева, и мне там дали главную роль. А этот наш спектакль приехала посмотреть из города целая представительная делегация: "десант" из республиканского Дома народного творчества, из Министерства культуры и из Осетинского театра. После спектакля всех нас, ребят – как мы были, в костюмах, в гриме – пригласили на встречу с гостями и с районным партийным начальством. Гости обсуждают спектакль, хвалят – и вдруг кто-то из них говорит: "Парень, который Чермена играет – это уже почти готовый актер…" Неудобно и неловко от таких похвал было страшно. А вскоре после этого мне передали: тебя просит приехать в Осетинский театр и с ней встретиться сама Зарифа Елбыздыкоевна Бритаева… Я опять засмущался, да и не принял все это как-то всерьез – и никуда не поехал. А еще какое-то время спустя повезли мы в город из дома сливы на базар. Впереди – бричка, мы за ней идем пешком. И у здания ГМТ, как сейчас помню, поймал меня совершенно случайно на улице главный администратор Осетинского театра: "А ну марш со мной, твои сливы как-нибудь без тебя продадут!" И потащил меня в театр, прямо к Зарифе Елбыздыкоевне. А уже на следующий день я сдавал экзамены в актерскую студию, набор в которую Осетинский театр как раз в тот год объявил… Так вот меня в театр и затащили. И больше оттуда уже не выпустили…

…Их, студийцев, было 15: 10 девушек и пятеро парней. Остался из этого набора в театре, в итоге, один Бексолтан. Кто-то решил, что сцена – это все-таки "не его", кто-то потихоньку отсеялся, убедившись, что актерский хлеб ох как щедро полит соленым потом, а театр – это не только блеск премьер, овации, розы и лавры, но и каторжный, доходящий подчас до грани самосожжения труд… А Бексолтан, наоборот, окончательно понял: другой профессии ему не надо.

– С нами занимались потрясающие мастера. Что ни имя, то легенда: Беса Тотров, Маирбек Цаликов, Сима Икаева, Зарифа Бритаева… Учиться у них – это было превеликое счастье, а с какой теплотой они, наши наставники, относились к нам, молодым! – вспоминает он. – А в 1950 году Зарифа Бритаева и Арсен Макеев поставили в театре спектакль "Из искры" по пьесе Дадиани. Мне там поручили сразу две небольшие роли – молодого революционера и жандарма. Этот спектакль посмотрели критики из Всесоюзного театрального общества. И во время обсуждения кто-то из них меня возьми да и похвали: "Эти два диаметрально противоположных образа замечательно удались актеру Тулатову…." В зале сразу грянули добрый дружный смех и аплодисменты – потому что я-то на тот момент еще числился во вспомогательном составе Осетинского театра. И на второй день после этого "разбора полетов", с 15 сентября 1950 года, меня уже официально включили в его актерский состав… И пошли у меня роль за ролью. Буквально потоком. Так что я никогда не был в театре невостребованным, и за это тоже благодарен судьбе и режиссерам…

…Ролей в "актерском послужном списке" Бексолтана Тулатова – многие десятки. Героических и характерных. Комедийных и трагических. Ролей, сыгранных в культовых для Осетинского театра и осетинского зрителя пьесах национального репертуара – и в спектаклях по произведениям из "алмазного фонда" русской и мировой драматургической классики… Макбет, Макдуф, Кассио и Брабанцио в шекспировских "Макбете" и "Отелло", Ясон в "Медее" Еврипида, Беса в "Амране" Елбыздыко Бритаева, Чермен и Сослан Царазон в одноименных трагедиях Гриша Плиева, Солым в "Богатом доме" Геора Хугаева… Перечислять его "звездные" роли можно долго. А еще Бексолтан Александрович – настоящий неисчерпаемый кладезь актерских баек и воспоминаний: слушаешь их – и перед тобой, как живая, проходит история Осетинского театра. В лицах, событиях, голосах…

– Любимая моя шекспировская роль? Макбет. Роль, за которую я брался просто с откровенным страхом и сердечным трепетом, потому что был в этом спектакле дублером Владимира Тхапсаева. Народный артист СССР – и молодой актер, относительно не так давно в театр пришедший… Было от чего мурашкам по спине поползти! Сомневался: а справлюсь ли? Но Зарифа Бритаева мне прямо заявила: "Никаких "неудобно" и "как я буду дублировать самого Тхапсаева" – начинай над этой ролью работать!.." – улыбается мой собеседник. – И работал я над ней буквально днем и ночью, обо всем остальном забыв… А потом получилось так, что почти все время в ней на сцене Осетинского театра был занят именно я: Владимира Тхапсаева как раз тогда пригласили сначала в Москву, а потом в Монголию играть Отелло. А еще в этом же спектакле я играл, вдобавок, и Макдуфа. Урузмаг Хурумов, которого на эту роль назначили, перед премьерой заболел – и Геор Хугаев, режиссер спектакля, бросился ко мне: "Бек, делать нечего, у меня другого актера нет – возьми текст!.." А премьера – уже на носу. А в квартире нашей жили две семьи: по ночам не порепетируешь, всех разбудишь… И я уходил в парк. И всю ночь, в парке, репетировал роль Макдуфа под фонарным столбом…

А еще вспоминается, как в 1955 году Маирбек Цаликов ставил в театре "Мирандолину". И мне, совсем молодому, довелось играть там с блистательной Серафимой Икаевой: она – Мирандолина, я – Фабрицио. Ох как мучительно неловко было мне, пылко влюбленному в нее по ходу действия, ее обнимать, сгребать в охапку, подхватывать на руки! На репетициях я, сельский парень, недавний старшеклассник, ужасно стеснялся этих моментов. Сима смеялась: "Бек, ты почему меня так боишься?", а Маирбек Цаликов, в итоге, очень мне помог эту неловкость преодолеть, посоветовав: "Ты представь, что перед тобой на сцене не Сима, а какая-нибудь девочка, которая тебе в школе нравилась!.."

…Довелось Бексолтану Тулатову и дважды возглавлять Осетинский театр в качестве директора. И "тянуть" на себе работу секретаря сначала его комсомольской, а потом партийной организации – что по тем, советским временам, было не только большой ответственностью, но и знаком по-настоящему высокого доверия… И сегодня он признается: "Я счастлив тем, что мне за свои роли и за свою работу в театре не стыдно…"

– Сейчас я в текущем репертуаре Осетинского театра тоже занят плотно: грех жаловаться. Играю в "Женихе Гаци", в "Дочерях Нафи и Нафиги", в "Наемном вожде"… И меня, как актера, очень радует то, что в театре у нас сегодня – отличная молодежь. Яркая. С большим потенциалом и диапазоном. Есть в труппе молодые ребята, которые из любой роли, от комедийной до трагической, могут сделать на сцене что-то просто замечательное… Только надо этот их потенциал раскрывать. Нельзя, чтобы он оставался нереализованным – и это уже напрямую зависит от режиссеров и от их умения с актерами работать, – делится он. – А как собираюсь отметить юбилей? Посидим дома по-семейному, в своем тесном кругу: дети, внуки, близкие… Детей у меня – двое, внуков – четверо. Все – чудесные, я как отец и дедушка очень ими горжусь. Сын Алан окончил СКГМИ и пошел по инженерной линии, дочь Люда с красным дипломом закончила иняз по специальности "французский язык", работала в Алжире, сейчас – кандидат наук, лингвист, преподает в СОГУ… А вот с театром свою судьбу из моих детей и внуков не связал никто – может быть, кого-то из правнуков на сцену потянет? Но знаете, я абсолютно не жалею, что так получилось. Каждый должен выбирать в жизни ту дорогу, на которую его сердце зовет. А старшие должны это право младших уважать. И только так…

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика