Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Эволюция лжетеррора

Ежедневно в России должны происходить теракты. Во всяком случае, о них упорно анонимные "доброжелатели" загадочным голосом оповещают правоохранительные органы, МЧС, школы и соцобъекты.

Лжетерроризм как садистское развлечение особенно популярен среди молодежи: как правило, подобные звонки совершаются без каких-то определенных целей, от безделья либо под влиянием алкоголя. При этом мало кто задумывается о том, насколько серьезны последствия ложных вызовов – на "заминированные" объекты оперативно выезжают силовики, медики и спасатели: эвакуируют людей, тщательно обыскивают каждый сантиметр площади, и, ничего не найдя, уезжают. Через некоторое время ситуация повторяется. В то время как где-то в другом месте помощь этих специалистов была бы куда нужнее.

Игра на нервах

Кто бы мог подумать, что в ХХI веке террор мы начнем воспринимать не как нечто чрезвычайно отвлеченное от жизни, а вполне реально ощущать в разных его проявлениях! Он многолик, за последнее десятилетие четко обозначился такой его вид, как телефонный терроризм, приобретающий с каждым годом все более широкие масштабы. Казалось бы, в нашей республике, где, к несчастью, не по новостным репортажам знакомы с ужасами террора, подобное явление должно быть исключено категорически. Однако ложные звонки о минировании и готовящихся взрывах то и дело звучат в телефонных трубках полиции.

При этом с долей уверенности можно констатировать: после предупреждения о "теракте" взрыв не последует, ибо цель звонка – вызвать панические настроения у масс, недоверие к системе управления. И самым любопытным здесь является реакция людей: если терроризм в чистом его виде большинство отрицают, то в случае скрытого терроризма в игру включаются с удовольствием. И вот уже кто-то сеет панику, охотно подхваченную толпой, а на просторах соцсетей зреет недовольство системой и правоохранителями. Правда, знакомо? А ведь именно этого многие лжетеррористы и добиваются, а цели и задачи постепенно трансформируются в нечто большее.

Донос замедленного действия

Год 2015-й. В дежурной части ОМВД РСО–А по Алагирскому району – анонимный звонок с сообщением о том, что в здании отдела полиции заложена бомба. Не среагировать на такой звонок невозможно: любое обращение даже если и вызывает определенные сомнения у правоохранителей, добросовестно проверяется и только после этого поступает сигнал "отбой". Уже в течение дежурных суток сотрудники угрозыска республиканской полиции совместно с коллегами из УФСБ установили личности подозреваемых в совершении преступления (два шестиклассника одной из местных школ).

В том же году 25-летний житель республики Г. Дуков дважды позвонил на пульт дежурной части, сообщив о заминировании средней школы № 37 в п. Карца и средней школы №38 во Владикавказе. Тремя месяцами позднее молодой человек уже начал отбывать наказание по приговору суда за уголовную "шалость".

Год 2016-й. По подозрению в совершении преступления был задержан 34-летний житель с. Гизели Пригородного района республики, который по смс угрожал взорвать во Владикавказе четыре автозаправки. Силовики в считанные часы вышли на анонима, им оказался 34-летний таксист и по совместительству – работник одной из заправок К. Карацев, а мотивом его поступка стала банальная месть хозяину.

Очередным задержанным телефонным террористом стал, как ни странно, 53-летний(!) В. Цимпаев, доверительно сообщивший офису газоснабжающей компании Владикавказа о якобы готовящемся взрыве…

По примерным оценкам правоохранительных органов, каждый такой вызов обходится от нескольких тысяч до 1,5 млн рублей. И ведь не проверить нельзя – это же не поучительная сказка про мальчика и волка, в которой население просто перестало реагировать на одностороннее "веселье". Это – хулиганство, причем с ощутимым ущербом: в соответствии с действующим законодательством за заведомо ложное сообщение об акте терроризма грозит штраф в сотни тысяч рублей.

Один из последних примеров – целая серия осеннего обострения, в результате которого зафиксированы анонимные угрозы во многих субъектах Российской Федерации, в том числе в Северной Осетии: 15 сообщений в отношении 18 объектов с массовым пребыванием людей. В результате проведенного расследования установлено: исполнителем стал 28-летний выходец из Ставропольского края, находящийся за пределами РФ и разыскиваемый за участие в деятельности международных террористических организаций.

Откуда звоночек?

К слову, именно последние пытаются "укусить" Россию практически со всех сторон, в том числе посредством вот таких вылазок: их цель – сформировать у населения панические настроения, а также снизить уровень доверия к органам власти и управления как к неспособным обеспечить безопасность. А потому сообщения о якобы готовящихся диверсиях становятся маниакальным и, увы, прогнозируемым явлением. Вопрос только в том, стоит ли населению реагировать на подобные провокации и идти на поводу у асоциальных элементов или все же уступить место правоохранителям решать те задачи, которые входят в круг их компетенции? Конечно, если вы действительно заметили что-то подозрительное, то лучше, как говорится, переглядеть, чем недоглядеть. Разница в том, что вменяемый законопослушный гражданин в случае подозрений открыто обратится куда следует, объяснив при этом ситуацию. А найти телефонных "террористов" – это уже дело техники. И современные технологии позволяют это делать в сжатые сроки.

В целях борьбы с анонимными проявлениями уже в ближайшем будущем, возможно, ситуацию постараются исправить. К примеру, в рамках реализации программы "Безопасная республика" уже сегодня предлагается выделить необходимые финансы для оборудования всех таксофонов региона камерами видеонаблюдения, а заинтересованным министерствам и ведомствам, а также руководителям образовательных учреждений рекомендовано ввести в добрую практику проведение профилактических занятий среди молодежи. Что же касается самих оракулов, то "героев" народ просто обязан знать в лицо с подробным описанием их "подвигов" и фамилий. Ну, а законопослушным гражданам нужно с пониманием относиться к тому, что при входе на базары, вокзалы, в супермаркеты, у вас могут попросить показать содержимое сумки. Поверьте, сделать это просят не из любопытства, а в целях обеспечения вашей же безопасности.

Нетелефонный разговор

Ведь результат их "шалостей" может быть вполне печальным: возможно, именно в этот момент где-то полыхает пожар или кому-то срочно нужна "скорая помощь". Но бригады вынужденно часами простаивают перед "заминированным" зданием и не имеют возможности оказать жизненно необходимую помощь в самом деле в ней нуждающимся. Помимо человеческого фактора и городу наносится немалый экономический ущерб.

Но есть и еще один нюанс, о котором не принято говорить вслух: сообщения, пусть даже и ложные, о терактах крайне негативно воздействуют на психически неуравновешенных людей. Именно поэтому после одного такого случая следует целая серия других анонимных звонков с возвещениями о заложенных взрывных устройствах. Лжетеррористы, которые из каких-то только им ведомых побуждений сообщают о якобы заминированных вокзале, самолете, школе или рынке, становятся уже не шуточной, а реальной опасностью для окружающих. Поэтому соответствующие службы обязаны работать с полной отдачей, проверяя объект так, как если бы на сто процентов были уверены, что это не чья-то злая шутка, – и делают это добросовестно. Хотя "шуткой" эти действия можно назвать весьма условно, да и Уголовный кодекс РФ предусматривает здесь гораздо более суровое наказание, не говоря уже о том, что выявить злоумышленника при современном уровне развития электронной техники становится все проще. Благодаря новейшим формам и методикам розыска спецслужбам удается устанавливать до 99 процентов подобных лжетеррористов. Но каждая такая "шутка" влечет за собой новые людские драмы. Независимо от того, звонил ли ребенок, взрослый психически больной или находившийся в сильном алкогольном опьянении, когда на вопрос оперативников "зачем?" следует ответ: "Был голос свыше", статью Уголовного кодекса РФ в отношении таких "оракулов" еще никто не отменял".

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ в Госдуме в настоящее время подготовлены поправки об ужесточении наказания за ложные звонки о заложенных бомбах. Депутаты хотят наказывать телефонных террористов лишением свободы на срок до десяти лет, если речь идет о преступной группе. По действующей статье УК, "заведомо ложное сообщение об акте терроризма" карается штрафом до 200 тыс. руб., исправительными работами или лишением свободы на срок до трех, а при наступлении тяжких последствий – до пяти лет. Депутаты также обсудили вопрос об увеличении штрафа за ложные сообщения с 200 до 500 тыс. руб. А уголовную ответственность по уже действующим частям предложено поднять с трех до пяти, в случае тяжких последствий – с пяти до семи лет.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика