Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Генеральный план Михаила Шаталова

Завтра исполняется 75 лет Михаилу Михайловичу Шаталову. В нашей республике, да и для многих и многих политиков, хозяйственников, общественных деятелей далеко за пределами Осетии он не нуждается в представлении.

И все же напомним: Шаталов 17 лет руководил Владикавказом, возглавлял правительство республики, стоял у истоков возрождения казачества Северной Осетии и создания общества "Русь", он – успешный предприниматель и меценат… Накануне события "СО" попросила юбиляра ответить на вопросы.

У каждого человека есть призвание – некий жизненный генплан. Он дан ему свыше и осуществляется под влиянием и при поддержке окружающих людей. Для экс-мэра Владикавказа и нынешнего юбиляра, отмечающего три четверти века, Михаила Шаталова таким призванием стало служение своему городу и горожанам…

Любимому делу – строительству – он посвятил львиную часть жизни. Началось все со студенческой скамьи строительного техникума, а потом были бесчисленные стройки сначала молодого прораба, затем – начальника участка, еще позже – заместителя руководителя организации "Межколхозстрой" под руководством знаменитого строителя Василия Васильевича Абаева.

Пять лет Михаил Шаталов был заместителем министра сельского хозяйства Павла Тедеева, затем – председателем Советского райисполкома Орджоникидзе–Владикавказа. И только после этого перспективному и хорошо зарекомендовавшему себя на всех должностях организатору вверили судьбу столицы республики.

Руководителем Владикавказа Михаил Шаталов проработал почти два десятка лет, а закончил государственную карьеру премьер-министром республики.

– Михаил Михайлович, продолжаете думать о городе как хозяйственник?

– Каждый день, потому что живу здесь и остаюсь преданным владикавказцем, влюбленным в свой родной город и болеющим за него всей душой! К тому же, в отличие от абсолютного большинства его жителей, я вижу город насквозь – не только прекрасные исторические постройки и административные здания, жилые дома, мосты, дороги, трамвайные линии, парки и скверы, но и все, что внутри них и под ними.

– Это метафора?

– Нет, я знаю, под какими улицами лежат какие магистральные газо- и водопроводы и коллекторы, помню, кто и когда их строил, сколько они стоили рублей государству и скольких нервов мне и коллегам-единомышленникам. Я помню городские пустыри, которые за полтора десятка лет превратились в огромные микрорайоны, в места отдыха и набережные…

– Но всем кажется, что так было всегда!..

И ЭТО ВСЕ ПРИ НЕМ

Советский Союз

– В не таком уж далеком 1986 году, – продолжает рассказ экс-мэр, – когда меня назначили председателем городского исполнительного комитета, воды в огромном количестве частных и старых многоквартирных домов не было, ее набирали ведрами в колонках, имевшихся лишь на углах улиц, а в новых микрорайонах запасались на день-два. То же было и с газом, канализацией, ливневками, асфальт был даже не на всех центральных улицах.

Десятки тысяч людей ютились в подвалах, бараках, коммунальных квартирах, общежитиях, снимали жилье. Набережная Терека была пустырем и свалкой везде, кроме центрального парка…

И тогда я и моя команда решили, что так жить нельзя! А поскольку хозяйство у нас было плановое, начали строить планы не на год, не на пятилетку, а почти на четыре десятка лет вперед – до 2025 года!

– Какой-то маниловщиной отдает…

– Как раз наоборот, именно благодаря первому в истории города долгосрочному генеральному плану и удалось создать его нынешний облик. Только вдумайтесь: к тому времени в городе были лишь три небольших микрорайона, а за 15 лет построили 9 огромных микрорайонов – 34-й, 35-й, "БАМ" и другие! Не менее 180 тысяч горожан получили тогда долгожданное отдельное комфортабельное жилье.

Впрочем, это вызвало необходимость строительства огромных канализационных и ливневых коллекторов от Южного до Ногира. Всего за полтора года они вошли в строй – каждый полтора десятка километров и мощные очистные сооружения!

За пять лет были построены 59 глубинных водных скважин и два огромных накопителя воды, несколько электроподстанций, высоковольтных линий и котельных. Причем строились не только мощные ТЭЦ на несколько микрорайонов. Мы одними из первых в стране создавали и мини-котельные на несколько домов, дававшие большую экономическую выгоду.

Понадобилось развитие и транспортной сети – трамвайных путей, асфальтирования и прокладки новых дорог – например, пр. Доватора, ул. Ардонской, Пушкинской, К. Хетагурова и многих других. Сегодня трудно поверить, но жители на Доватора протестовали против ее реконструкции, а потом еще некоторое время по привычке сушили на проезжей части сено для скота!

Новые дороги, новые скорости машин требовали и повышения безопасности пешеходов, и тогда на самых оживленных участках появились три подземных перехода. К сожалению, тогда не хватило сил и времени сделать такие переходы и в других местах.

Не было в городе и подобающих столице республики въездов. Мы начали создавать их со стороны ст. Архонской и с. Чермена, потом появились современные дорожные развязки в сторону Тбилиси и с. Гизели, еще позже – на с. Октябрьское.

Требовались расширение и обновление автобусного и трамвайного парков, появился и совершенно новый экологичный и дешевый вид транспорта – троллейбус. А для этого нужно было построить десятки километров троллейбусных линий и на десяток километров увеличить протяженность трамвайных путей и одновременно оптимизировать их.

Правда, далеко не все новшества были приняты на ура. Жители ул. Калинина и "БАМа" выражали свое недовольство весьма радикально хулиганскими методами – просто забрасывали трамвайные вагоны камнями, потому что "шум трамваев мешал спать"!

Старожилы еще помнят 3-й маршрут трамвая, ходивший от железнодорожного вокзала через Ватутина на ул. Хетагурова и пл. Штыба. К концу 80-х он перестал отвечать интересам городской транспортной системы, и мы его ликвидировали, расчистив дорогу автобусам и троллейбусам.

Нужно было реконструировать и мосты на улицах Штыба–Плиева (Чугунный), Чапаева, Кирова. На трамвайных мостах – Чугунном и Чапаевском – с трудом разъезжались машины и вагонные составы. Расширение Чапаевского моста потребовало больших строительных и перепланировочных работ не только самого сооружения, но и значительной площади вокруг – сноса старых частных домов и переселения их жителей в новые квартиры.

Более того, благодаря созданию скульптур львов, барсов, художественных ограждений, подсветке каждый мост получил свой неповторимый вид. Они стали яркими элементами городского облика, и в прямом смысле тоже благодаря подсветке в ночное время, его достопримечательностями и символами. Взять хотя бы пешеходный мост от парка до гостиницы "Владикавказ", украшенный грифонами.

И все это делалось в рекордно короткие сроки и без паралича городской жизни, с минимальными неудобствами для горожан. Названные меры позволили связать все концы сильно разросшегося города единой надежной транспортной сетью. Она бесперебойно функционировала 17 часов в сутки, а в период трехсменной работы оборонных предприятий – все 20!

За полтора десятка лет площадь города и его инфраструктура выросли чуть ли не вдвое, он стал намного комфортнее и современнее.

***

Сегодня не верится, что все это можно было сделать за такой короткий срок! А понять, как это стало возможным, помогают рассказы близко знавших Шаталова и его стиль работы:

–"Михал" по-настоящему болел душой за город, горел на работе! На одной из утренних планерок, проходивших в 7 утра, он слушал отчет некого руководителя о "выполненной" работе. Потом резко прервал его и потребовал: покажи! Тот был готов провалиться на месте. Оказывается, градоначальник еще в 6 утра объехал эти объекты и выяснил, что они не готовы".

***

– Мы создали генплан города и во многом его осуществили, потому что была политическая воля руководства республики, потому что тысячи людей работали над идеями и расчетами перспективного генплана города, – продолжает вспоминать Михаил Шаталов. – Надо отдать должное коллективу проектного института под руководством Михаила Ревазова, его продолжателю Каурбеку Макиеву, ведущему проектировщику Заре Тускаевой, руководителям строительных организаций Спартаку Чернышову, Аркадию Таболову, дорожно-строительной организации Борису Теблоеву.

Не могу не сказать здесь и о моих единомышленниках и заместителях Александре Черджиеве, Руслане Кусраеве, Майране Тамаеве, Акиме Дзуцеве, Залине Айларовой, Нине Чиплаковой, Зинаиде Федоровой.

Это была мощная команда профессионалов и увлеченных своим делом людей, работавших без принуждения и с интересом по 14–16 часов. Ведь от этого зависело благополучие и во многом семейное счастье десятков тысяч людей, ждавших квартиры, места в детских садах и школах, поправлявших здоровье в поликлиниках, больницах и санаториях, отдыхавших в пионерских лагерях и домах отдыха, парках, скверах и лесопарковых зонах…

Именно поэтому едва ли не каждый рабочий день начинался у нас не в кабинетах, а на строящихся объектах, и за работу с нас строжайше спрашивали и руководство республики, и горожане.

Демократия

В конце 1991 года Советский Союз прекратил существование, наступила другая эпоха – время суверенитетов и выборной демократии. Однако сделанное последним советским руководителем Владикавказа и его командой обеспечило ему безусловную поддержку жителей города и на первых всеобщих выборах градоначальника.

– Времена настали наитруднейшие: огромная волна беженцев из Грузии, тяжелые последствия вооруженного конфликта в Пригородном районе, экономический коллапс и гиперинфляция, – вспоминает Михаил Михайлович. – Казалось бы, где тут думать о развитии города, выжить бы как-нибудь, но мы мечтали и работали!

В соответствии с генпланом нужно было благоустроить набережную Терека, малую часть которой между Кировским и Чугунным мостами еще в конце 50-х построили комсомольцы. В остальных местах это были пустыри, огороды с плетнями, обрывы или отмели со съездами, где мыли автомобили!..

И вот в 1993 г. родилась идея поставить памятник легендарному полководцу и выдающемуся сыну осетинского народа Исса Александровичу Плиеву в начале улицы, носящей его имя. Компьютеров тогда не было, и мы сделали фото предполагаемого места для памятника у Чугунного моста, а потом много дней прикидывали с моими замами силуэт монумента и ландшафт зоны отдыха вокруг него.

Конечно, без поддержки руководителя республики Ахсарбека Галазова у нас ничего не вышло бы. Он заручился и финансовой поддержкой проекта со стороны мэра Москвы Юрия Лужкова. Объявили конкурс, в котором приняли участие многие именитые скульпторы. В течение месяца конкурсная комиссия и горожане отбирали работы, победителем вышел Николай Ходов.

Создание монумента не могло происходить в отрыве от окружающей территории, и тогда же была облагорожена большая часть прилегающей набережной – вокруг, выше и ниже памятника по обеим сторонам Терека. Эта часть города стала не только историческим местом, наполненным глубоким патриотическим смыслом, но и, наконец, обрела законченный и современный вид, превратилась в излюбленное место отдыха горожан.

Уродливые канал и отстойники речной воды под Армянской церковью превратились в изящные и безопасные водоемы с фонтанами и подсветкой, в перекинутые мостики. Они стали яркими и функциональными элементами, украсившими городской ландшафт и создавшими новую популярную зону отдыха.

Благодаря ей старейший на Северном Кавказе парк продлился по набережной до пл. Штыба. Здесь и на противоположном берегу появились клумбы, деревья, скамьи, нависающие над рекой балконы для лучшего обзора нашего буйного Терека. Украшением и венцом обеих сторон набережной в этом месте стала ротонда, которая теперь является одной из визитных карточек города.

Центральную часть мы обнесли красивым металлическим забором, главной до революции площадке парка-трека, был восстановлен исторический облик фонтана, венчаемого фигурой цапли.

Вообще, команда руководства мэрии тех лет стремилась не только сохранить исторические архитектурные реликвии, но и как-то приблизить к их стилю контрастировавшие с ними здания советской эпохи. Так у здания парламента и правительства появились фонари в дореволюционном стиле, изготовленные по нашему заказу мастерами Грузии…

Несмотря на смену политических эпох, разработанный нами еще в советские годы генплан развития города оставался для нас главным и непререкаемым документом по сохранению его исторического облика при его застройке, реконструкции зданий, прокладке дорог и инженерных коммуникаций, создании зон отдыха.

***

Одной из тайных страстей мэра были фонтаны и он мечтал сделать Владикавказ городом фонтанов. Так появились площадь Фонтанов на "БАМе", фонтаны на углу ул. Кирова и Маркуса, на пл. Воссоединения Осетии и России…

Однажды Шаталов позвонил своему другу в 2 часа ночи:

– Что делаешь?

– Сплю!

– Выходи!

– Зачем?!

– Узнаешь!

Они поехали по ночным улицам, а друг все пытался выяснить: куда и зачем? Наконец, остановились, и Шаталов говорит:

– Посмотри, какой фонтан мы построили!..

Этот штрих прекрасно раскрывает внутренний мир не просто технократа или даже талантливого управленца, а тонко чувствующего человека. Вот почему в городе и республике появился кафедральный собор, один из главных колоколов для которого подарил мэр.

Был кардинально обновлен старейший на Северном Кавказе театр – Русский драматический, стали проводиться городские новогодние елки и отмечаться День города…

Странно ли после этого, что при Шаталове Владикавказ принял несколько форумов городов России, выросло количество его городов-побратимов, в том числе и на других концах света…

И ЭТО ВСЕ О НЕМ

Признание и признательность

Мы уже говорили, что свое отношение к Михаилу Шаталову горожане выражали, избирая и переизбирая его в течение более чем полутора десятков лет. В его честь народная молва окрестила Чапаевский мост "Шаталовским", по-свойски с любовью за глаза его звали "Михал Михалычем" или просто "Мих-Михом" и до сих пор работу всех последующих городских администраторов сравнивают с его стилем руководства…

И, возможно, это главная награда экс-мэра, но далеко не единственная. Федеральные и республиканские ордена и медали, грамоты двух Президентов России, победы во всероссийских конкурсах мэров 1995-го и следующих годов, общественные награды, звания и должности, например, вице-президента Совета российских городов. Приблизиться к этим рекордам пока не удалось никому из его преемников на посту главы города.

Впрочем, официальное признание авторитета выражается также не в одних только наградах и званиях. Как еще, если не высочайшей оценкой можно признать предложение участвовать в разработке одного из важнейших и сложнейших законов страны – "О местном самоуправлении".

Два срока подряд – с 1992 по 1996 год – Михаил Шаталов указом Президента России назначался членом российской делегации в Европейском совете местной власти, отстаивая в нем интересы страны.

В июле 1996 г. авторитетнейший Центр политической конъюнктуры России в перечне отечественных политиков и лидеров деловых кругов поставил его в один ряд с экс-генералами и политиками Александром Лебедем, Львом Рохлиным, экс-спикером Госдумы Иваном Рыбкиным и ставшим главой администрации президента Анатолием Чубайсом.

Вот что писал журнал: "При недавнем подведении итогов всероссийского конкурса "МЭР-96" вслед за бесспорным лидером Юрием Лужковым был назван глава местного самоуправления Владикавказа Михаил Шаталов". "Российская газета" предложила оригинальную характеристику Михаила Шаталова и его команды.

"Члены его команды пригнаны, как плиты в египетских пирамидах", – пишет газета. "Возьмите любого из моих замов – готовый мэр, отличный руководитель любой управленческой или производственной структуры", – утверждает Шаталов.

Вряд ли кто-то в Алании может тягаться с ним в популярности. В 1994 году на всеобщих выборах за него проголосовали 78% жителей. Русский Шаталов в столице национальной республики получил абсолютную поддержку и русских, и осетин, и армян, и греков...

Шаталов возглавляет список благотворителей города. Он – основатель семейного шаталовского фонда, средства в который вносят еще и жена, и старший сын, московский предприниматель. На деньги фонда он учредил десять именных стипендий для лучших студентов города. Позже и муниципалитет учредил 40 стипендий для подающих надежды в науке и искусстве владикавказских старшеклассников.

В фонд полностью идет его профессорская зарплата: Шаталов преподает в Северо-Осетинском госуниверситете, на кафедре социологии. Свою впечатляющую премию в 50 тысяч долларов за победу в конкурсе российских мэров Михаил Михайлович также передал в фонд.

И, наконец, чем, если не признанием способностей и заслуг, считать назначение Михаила Шаталова в 2002 г. премьер-министром республики! Это показатель высочайшего доверия к профессионализму человека, способному эффективно руководить большой разноплановой экономикой.

– Михаил Михайлович, как вы сами оцениваете сделанное?

– Мне не стыдно за прожитые годы, есть что вспомнить и чем гордиться, но все же пусть оценки дают другие. А я бы хотел высказать слова благодарности за то, что моя жизнь сложилась так, а не иначе, многим людям.

Я до сих пор и до глубины души благодарен Василию Васильевичу Абаеву за жизненную и производственную науку! Неменьший вклад в мое становление как человека и профессионала внес и руководитель ОСУ-2 "Севосетинпромстроя" Георгий Иванович Битаров.

Да и все мы тогда равнялись на таких руководителей, как первый секретарь обкома партии Билар Емазаевич Кабалоев, крупный хозяйственный руководитель Константин Семенович Дзестелов, председатель правительства Михаил Гацирович Цагараев и председатель Госплана СССР Рамазан Муссаевич Бекузаров, а также на Александра Хаджумаровича Чельдиева, Руслана Владимировича Себетова и многих других.

Думаю, и нынешним, и будущим поколениям руководителей различных отраслей народного хозяйства и управления республики следует учиться у этих людей профессионализму, самоотдаче, скромности и вниманию к окружающим.

Что волнует?

– Честно скажу: судьба города! В упадок пришли многие архитектурные объекты, имеющие культурно-историческое значение и для многонационального народа Осетии, и для всей России, ведь Владикавказ был столицей Терской области.

За последние полтора десятилетия практически не развивалась и инженерная инфраструктура города, хотя с окончания советской эпохи его население выросло раза в полтора. Сделанное нами служит людям до сих пор из последних сил, а все основные коммунальные предприятия города – банкроты!

Посмотрите, как много хаотичной многоэтажной застройки! Она нарушает не только все еще действующий генеральный план, но зачастую и градостроительное, санитарное и охранное законодательства историко-культурного наследия.

Где уж говорить об эстетике в архитектуре, когда изуродован исторический облик бывшей столицы Северного Кавказа, а высотки в ее центре закрывают прекрасные виды на горы, всегда являвшиеся визитными карточками Владикавказа!

Первый в России бетонный мост, некогда – трамвайный, а теперь – пешеходный, почти разрушился и стоит закрытым уже больше года. Не светятся по вечерам остальные мосты.

Набережная в самом центре города так и не доведена до ума: тут тебе и ветхие домишки позапрошлого века, и современный долгострой-свалка, и вздыбившийся асфальт под ногами 50-х годов. Разрушаются парапеты и балконы, утратили свой вид ротонда и многое другое, что мы строили с такой любовью…

Здесь по генплану от научной библиотеки в парк должен был перекинуться еще один пешеходный мост, но так и остался в проектах, как и жизненно важный транспортный мост от ул. Гадиева до ул. К. Хетагурова.

Из трех подземных переходов работают "полтора". Переход на ул. Московской стал отхожим местом, а у автовокзала №1 – автобусных ворот республики – чьей-то финансовой кормушкой. Он "во всей красе" являет гостям республики ее новый облик – "базарной экономики", а ночью и вовсе запирается!

Я уже не говорю о фонтанах и зонах отдыха. Первые почти не работают, а другие рушатся и застраиваются неизвестно в соответствии с чем и по чьему повелению…

Такой же волюнтаризм затронул и жемчужину Владикавказа – главный парк им. К. Хетагурова. Его окружала красивая металлическая ограда, как это принято во всех столицах Европы, но кому-то и зачем-то понадобилось срезать ее. Я считаю это очередной глупостью и преступлением перед горожанами, с чьим мнением никто не считается!

Эти и другие городские проблемы – не просто технические, – они нарушают права жителей на безопасное и комфортное жилье, лишают их чувства хозяина в своем городе, любви к его прошлому и уверенности в будущем.

К счастью, с недавних пор у жителей республики и ее столицы появилась надежда, что разрушительные процессы для облика и хозяйства города остановятся и повернутся вспять. Однако пока действия моих коллег в этом направлении нельзя назвать активными.

Я понимаю, что им нужно время для формирования программы, накопления средств для ее финансирования, не говоря уже о сроках реализации. Но уже сейчас им никто и ничто не мешает громко заявить о целях такой политики, очертить ее контуры с помощью широких слоев населения и призвать их в помощники в ее осуществлении.

Может быть, одной из первых ласточек на этом пути стало новое оформление остановок общественного транспорта. Это действительно хорошо, наглядно, патриотично, но что дальше? Хотелось бы знать и участвовать!

Эпилог

Сегодня Михаил Шаталов по-прежнему востребован. Он – активный участник экономики страны и республики, возглавляющий единственный в Осетии региональный банк и являющийся членом Совета Ассоциации российских банков. Вот почему и в 75 чувствует себя неотделимой и нужной частью многонационального народа своей республики и по-прежнему стремится быть как можно больше полезным ему.

– Не могу не сказать и о нашей молодежи, потому что она – будущее нашей республики! – говорит на прощание Михаил Михайлович. – Хочу обратиться к руководителям всех рангов: не надо говорить, что молодежь у нас не такая, как раньше, ведь тогда и времена были иные, и страна другая.

Я общаюсь со студентами и абсолютно убежден, что наша молодежь – лучшая в Европе, в своей массе она культурная, образованная, честная и горячо любит Родину. Только молодым надо помочь найти себя, в этом и есть задача каждого руководителя, как и обязанность – служить своему народу!

А всем, кто помнит сделанное мной, – огромное человеческое спасибо. Вместе мы прошли через тяжелейшие испытания распада и возрождения страны, противостоим силам, стремящимся сбросить Россию на обочину истории. Владикавказ был и остается южным форпостом страны, и мы должны вместе заботиться о его духовной и физической крепости и делать его еще краше!..

"СО" присоединяется к многочисленным поздравлениям и искренним пожеланиям, поступающим в эти дни юбиляру из всех концов республики и страны. Многие лета, Михаил Михайлович, и сил для новых свершений!

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика