Уже больше года в системе государственной власти происходит постепенный переход от традиционной работы по поручениям и строго регламентированной системы регулирования к более современному и гибкому проектному управлению.
С лета 2016 года функционирует Федеральный проектный офис (Департамент проектной деятельности Правительства России), призванный осуществлять отбор наиболее важных социальных и экономических проектов, отслеживать их реализацию и оказывать поддержку другим государственным структурам при внедрении новых инициатив. 15 октября 2016 года вышло Постановление Правительства РФ № 1050 с рекомендацией органам государственной власти субъектов РФ организовать проектную деятельность. Проектный подход успешно реализуется в Приморском крае, Свердловской, Белгородской, Ульяновской и Томской областях, в Республике Саха (Якутия) и других регионах. Создание проектного офиса в Северной Осетии в августе этого года инициировало Агентство развития РСО–А.
Главные характеристики проектного подхода – четкая постановка целей и задач, ограниченность временного ресурса, качественные и количественные показатели промежуточных результатов работы и высокая степень личной ответственности.
Сегодня в активе Проектного офиса РСО–А – паспорта двух приоритетных проектов: "Госпрограммы" и "Инвестиционный климат".
Статус
Проектный офис РСО–А создан Указом Главы Республики Северная Осетия–Алания от 18 августа 2017 года № 223 во исполнение вышеуказанного постановления Правительства РФ. Основными задачами Проектного офиса являются формирование перечня приоритетных проектов и оценка их реализации, утверждение паспортов приоритетных проектов, координация реализации проектов и рассмотрение отчетной документации. В состав Проектного офиса входят председатель правительства, зампреды, руководители министерств строительства, экономики и финансов, руководители муниципалитетов, представители вузов, – всего 21 человек. Такая структура обеспечивает максимально эффективное межведомственное взаимодействие для достижения поставленных целей. Решения проектного офиса обязательны для исполнения на территории республики.
Куратором Проектного офиса является Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров. Оперативным управлением занимается председатель Проектного офиса, он же руководитель Агентства стратегического развития республики Павел Игнатьев. Как известно, агентство работает на внебюджетные средства, дополнительного финансирования для решения задач Проектного офиса, по словам Игнатьева, не предусмотрено.
Что такое Проектный офис?
Это коллегиальный совещательный орган, деятельность которого позволяет аккумулировать работу органов власти, бизнеса и общественных институтов для определения и реализации приоритетных проектов развития. Если Агентство развития РСО–А – это "штаб" реализации стратегии социально-экономического развития, то проектный офис – один из механизмов реализации стратегии.
Павел Игнатьев: "Проектный офис актуален тогда, когда нужен сверхрезультат. Когда нужно получить уникальный продукт или уникальное конкурентное преимущество. В рамках проекта происходит мобилизация всех ресурсов – финансовых, человеческих, стираются межведомственные грани, и появляется команда, ориентированная на результат".
Этапы достижения целей становятся прозрачными, сокращаются сроки выполнения операций, возрастает степень личной ответственности, проектами легче управлять: минимум документов – максимум результата.
Ситуационный центр
Ситуационный центр, по словам Павла Игнатьева, обеспечивает работу Проектного офиса, функции центра берет на себя агентство развития. Мы занимаемся мониторингом возможностей, которые со временем трансформируются в приоритетные проекты, плюс ко всему используем свои ресурсы для своевременного выполнения работ на всех этапах реализации проекта.
Как это работает?
Вячеслав Битаров определил приоритеты развития региона: в настоящее время для республики стратегически важно привлекать бюджетное финансирование, эффективно его использовать. Началом этой работы становится мониторинг, то есть сбор данных о том, в каких госпрограммах республика участвует и в каких такое участие потенциально возможно. Выполнением этой задачи занимается Ситуационный центр, а вот Проектный офис, как было указано выше, служит инструментом реализации заданной стратегии. Что это значит? Проектный офис формирует приоритетные проекты, утверждает паспорта проектов, в рамках реализации которых функционируют рабочие группы – в их составе представители профильных министерств и ведомств, главы муниципалитетов. К работе над проектами могут быть привлечены представители бизнеса, научного сообщества и общественных институтов. Так формируется рабочая горизонтальная структура для межведомственного взаимодействия и достижения общих целей.
Таким образом, деятельность Проектного офиса сосредоточена на постановке и решении ключевых (стратегических) задач. На первом этапе разработаны два приоритетных проекта развития: "Госпрограммы" (для эффективного и результативного привлечения бюджетных инвестиций в республику, контроль их действенного использования) и "Инвестклимат" (цель – создание благоприятного климата для увеличения инвестиций в экономику РСО–А, формирование информационной системы "Единого окна" и алгоритма подбора площадок для работы с инвесторами). Реализация проектов рассчитана до конца 2021 года.
Новый подход
Республика и раньше участвовала в госпрограммах, занималась привлечением инвесторов, но единой консолидированной платформы для управления реализацией стратегии развития и соответствующих приоритетных проектов не было. Эти программы выполнялись разрозненно, что нередко приводило к нерациональному использованию ресурсов. Сегодня роли и зоны ответственности всех участников проектов определены. Это отличная стартовая площадка для опережающего развития республики.
В рамках проектного подхода, как считает руководитель офиса, имеют значение компетенция, персонифицированная ответственность. Таким образом, за каждую задачу отвечает конкретный человек. А эта задача, в свою очередь, ведет к достижению общего результата.
Госпрограммы
Появление этого приоритетного проекта господин Игнатьев объясняет необходимостью "научиться эффективно привлекать государственные деньги, эффективно их осваивать". Поэтому эффект от реализации госпрограмм должен быть прежде всего материальный, а только потом управленческий.
Согласно установленным показателям эффективности, прирост объема финансирования из федерального бюджета в 2018 году увеличится на 10 процентов, в 2019 – на 20% от показателей 2017 года.
Павел Игнатьев: "Анализ государственных программ, в которых принимает участие республика, позволил выявить новые возможности. В 2017 году Северная Осетия участвует в 15 госпрограммах, привлечено 5,1 млрд руб., в 2018 год Проектный офис анонсирует подачу заявок на участие уже в 17 госпрограммах на сумму 9,6 млрд рублей".
В рамках проекта "Госпрограммы" создана "библиотека" из 455 объектов в муниципалитетах, которые являются приоритетными для включения в государственные и федеральные целевые программы. 45 объектов – это больницы, школы, дома культуры – уже имеют проектно-сметную документацию с детальной информацией о степени готовности каждого конкретного объекта. И при возможности они будут включены в соответствующие программы. А внедрение информационно-аналитической системы "Госпрограммы", аналогов которой нет в России, позволит в режиме реального времени отслеживать реализацию приоритетных проектов, получивших федеральное финансирование.
Планы регионального развития, подчеркивает Игнатьев, должны разрабатываться в тесной связке с федеральной стратегией. При этом надо учитывать перспективы территориальных кластеров и муниципалитетов. Сегодня в результате активного взаимодействия с федеральными органами власти удалось существенно снизить долю софинансирования из республиканского бюджета. Если еще два года назад уровень составлял от 20 до 30% по разным программам, то теперь ситуация изменилась кардинально. 92% от стоимости работ на объекте представляет федеральный бюджет и только 8% – республиканский.
Инвестклимат
"После завершения инвентаризации земель будет сформирована актуальная база инвестплощадок, которые можно и нужно демонстрировать инвесторам, – уточняет Игнатьев. – Раньше этот процесс велся в ручном режиме. Сегодня работает "Единое окно" для инвесторов – Агентство развития РСО–А, – которое будет сопровождать инвестпроект на всех стадиях – от зарождения до реализации. Безусловно, залогом успеха является сотрудничество с правительством, главами муниципалитетов, федеральными и региональными службами".
Основная нагрузка в повышении инвестиционной привлекательности республики в рамках приоритетного проекта ляжет на муниципалитеты, которые предоставляют данные в отношении хода реализации конкретных мероприятий непосредственно на местах.
"На первом этапе мы запросили 3–5 площадок от 2 до 100 га. Это может быть как новый земельный участок промышленного назначения для строительства индустриального парка, находящийся в чистом поле (гринфилд), так и территория, которая ранее использовалась для промышленных целей, например, территория старого завода (браунфилд), – поясняет Игнатьев. – Сейчас первоочередная задача – готовность этих земель, они должны быть юридически чистыми и приспособленными для ведения бизнеса".
В ближайшие два месяца в республике должны появиться около 30-40 инвестплощадок, которые можно будет предложить потенциальным инвесторам в качестве площадок для развития бизнеса.
Дубль?
С появлением Проектного офиса некоторые заговорили о том, что он дублирует функции кабинета министров. Павел Игнатьев объясняет, что Проектный офис не заменяет и не может заменить органы исполнительной власти хотя бы потому, что офис не занимается двумя ключевыми задачами органов власти – нормотворчеством и оказанием государственных услуг. Проектный подход к решению задач, скорее, – бизнес-инструмент, который выводит госуправление на новый уровень. К тому же, поясняет он, проектное управление в государственном секторе не является новшеством. Приоритетные проекты по ключевым направлениям развития страны приняты на федеральном уровне. В России уже есть примеры, когда такой подход к управлению регионами показал высокие результаты. Например, ВВП Татарстана в 2016 году вырос на 2,8% и достиг 2,07 триллиона рублей. Дело в использовании современных технологий и в проектном подходе. По объему поступлений собственных доходов в консолидированный бюджет Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе и 5-е по России. Кроме того, в 2018 году пять ключевых госпрограмм будет реализовано в проектной логике.
Сложности внедрения
Означает ли создание в республике Проектного офиса кризис идей? Или причиной его появления стало слабое использование человеческих и материальных ресурсов, неэффективное межведомственное взаимодействие? На этот вопрос Игнатьев уверенно отвечает – нет. По его глубокому убеждению, эффективное государство должно применять новые методы управления и способы решения задач в современных условиях.
Павел Игнатьев: "Мы начали большую работу вместе с правительством, с институтами развития, с деловым сообществом, которое очень активно включилось и с большим желанием работает. Порой встречаем барьеры, но мы настроены на экономический подъем. У бизнеса есть желание строить заводы, расширять производство на территории республики, и это позитивный тренд. Нам предстоят по крайней мере три-четыре года усердного совместного труда. Сейчас самая главная задача – консолидировать усилия всех участников. Органы власти, представители бизнеса, институты развития должны учиться работать на одну главную цель – экономическое процветание республики и граждан, которые здесь живут".
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30