Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Пугачев в Моздоке

Русско-турецкая война (1768–1774 гг.) приковала внимание правительства Екатерины II к Кавказу. Моздок становится главным пунктом, куда доставляются на арбах из Астрахани военное снаряжение, артиллерийские снаряды, провиант.

В связи с начавшимися военными действиями был поставлен вопрос об укреплении Моздока. В начале 1770 г. он уже имеет статус города, а летом получает свое постоянное охранное войско: 40 крепостных орудий, драгунскую команду и 100 калмыков. Для большей безопасности возле Моздока вниз по Тереку были расселены 517 семей казаков Волжского казачьего войска. Образованные ими пять станиц (Галюгаевская, Ищерская, Наурская, Мекенская и Калиновская) составили Моздокский казачий полк, который продолжил по Тереку линию гребенских казаков.

Жизнь в казачьих станицах в то время была тяжелой и беспокойной. Казаки несли сторожевую службу на границе, обеспечивали почтовую связь между крепостями, принимали участие в военных экспедициях. Все это отрицательно сказывалось на материальном благосостоянии рядового казачества и в итоге привело к открытым волнениям среди казаков Моздокского полка.

Именно к этому времени относится любопытный эпизод в жизни терского казачества – появление в его среде беглого бродяги, имя которого через год небывалой грозой прогремело на всю Российскую империю.

Это был знаменитый впоследствии Емельян Пугачев, донской казак Зимовейской станицы. Он прежде служил в казачьих полках, с которыми участвовал в походах в Пруссию, Крым и на Дунай. В сентябре 1770 года русские войска штурмом овладели турецкой крепостью Бендеры. За храбрость, проявленную в бою, Емельяну Пугачеву было присвоено звание хорунжего – первое офицерское звание в казачьих войсках. Но служба, по-видимому, вскоре ему надоела. Он стал хлопотать об отставке, не получил ее и бежал из полка. Скитался по разным раскольничьим скитам, был в Польше, на Дону и наконец перебрался на Терек, где решил покончить со своим беспокойным бродяжничеством: явился к войсковому атаману Павлу Татаринову и попросил зачислить его казаком в Терско-семейное войско. Татаринов записал его сначала в Каргалинский, а потом в Дубовской городок.

Там Пугачев пробыл недолго: вскоре он перебрался на жительство в станицу Ищерскую. Положение донских казаков-переселенцев на Тереке тогда было тяжелым. Они создавали станицы на пустом месте, строили свои курени и приобретали имущество без государственной помощи, к тому же получали денежное жалованье и "хлебную дачу" в значительно меньших размерах, чем коренные терские казаки. В таком состоянии застал Пугачев казаков трех станиц – Ищерской, Галюгаевской и Наурской. Он развернул среди них активную антиправительственную агитацию. Казаки этих трех станиц избрали Пугачева своим атаманом и он вызвался съездить в Петербург и передать их жалобу императрице. Казаки согласились. Они собрали ему на проезд 20 рублей, снабдили поддельной печатью Войска Донского и вручили грамоту, где излагали свои жалобы и прошения.

По пути Пугачев заехал в Моздок для закупки провианта на дорогу. При выезде из города 8 февраля 1772 г. он был схвачен местными казаками и доставлен в военную комендатуру к есаулу Моздокского полка Устину Агафонову.

При обыске у него были отобраны шашка, свинцовая печать якобы Донского войска, два проездных билета, прошение "о бытии ему, Пугачеву, по желанию тех сказочных казаков, войсковым у них атаманом", составленное по решению "всех станиц трех атаманов и стариков", оставшиеся неизрасходованными им 12 рублей 50 коп. и другие вещи.

К допросу приложен интересный документ с описанием наружности Пугачева: "Роста он среднего, лицом смугловат, волосы стриженые, борода черная небольшая, но окладистая, одет в синий китайчатый бешмет, в желтых сапогах".

По окончании допроса Пугачев был отправлен на крепостную гауптвахту, где его "приковали к стулу тяжелой железной цепью и замком". Но через несколько дней, в ночь с 13 на 14 февраля 1772 г., он бежал вместе с караулившим его солдатом 1-й роты Моздокского гарнизонного батальона Венедиктом Лаптевым.

О бегстве Пугачева было объявлено во всех станицах и поселениях, но поиски ничего не дали. После его побега была учинена расправа над теми, кто выбирал "смутьяна" в войсковые атаманы и подписывал прошение. Все они были арестованы, часть – в Моздоке, часть – по своим станицам, и "нещадно батожьем наказаны". А через год Пугачев объявился среди яицких казаков грозным предводителем народного восстания…

В феврале 1985 года в Комсомольском парке города Моздока был установлен памятник Емельяну Пугачеву. Автор его – скульптор Северо-Осетинского художественного фонда Николай Иванович Нестеренко.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика