Валерии Хугаевой – 90
…"Эту студентку отпускать из Москвы нельзя!" – были единодушны ее педагоги, когда в 1951-м она оканчивала ГИТИС.
Оканчивала блестяще: гордость курса, обладательница Сталинской стипендии (на весь этот прославленный столичный театральный институт таких стипендий было тогда всего-то
пять), тоненькая пышноволосая красавица с гордым разлетом бровей и огромными, как озера, глазами, в будущем которой ни преподаватели, ни друзья-однокашники не сомневались ни на миг: "Она станет большой актрисой!.."
Дипломные работы, как она сама сегодня вспоминает, тоже были у нее такие, о которых можно только мечтать: Кручинина в "Без вины виноватых" А. Островского, Соколова в "Последних" М. Горького, куртизанка из "Комедии ошибок" Шекспира… Юрий Александрович Завадский, профессор ГИТИСа и ее педагог, возглавлявший тогда Театр имени Моссовета, звал ее к себе в труппу – и присылал ей корзины белой сирени… И потому твердое, как кремень, решение 23-летней выпускницы ГИТИСа Валерии Старченко ехать работать "на периферию", в Северную Осетию, у очень многих в вузе встретило самое искреннее непонимание: "Девочка губит и свой талант, и свою карьеру – ну что она забыла там, на Кавказе, в провинции?.."
– Один из моих профессоров так и сказал мне: "Вы такая щедрая сейчас и богатая, а не будете ли вы потом считать гроши, на которые разменяете то, что вам дано?" Но здесь, в Осетии, я обрела и то богатство, о котором он говорил, и признание, и убежденность, что я нужна людям, – улыбается она – народная артистка Северной Осетии и России Валерия Хугаева. И ее глубокий мягкий голос теплеет.
Голос, который и сегодня заставляет околдованно замирать зрительный зал, когда она выходит на сцену в спектаклях и читает со сцены Пушкина, Николая Асеева, Фазу Алиеву, любимых ею осетинских поэтов. – В этом и состоит, наверное, самое большое человеческое счастье…
2 ноября, она, актриса, которую уже не одно поколение зрителей Осетии не просто любит восхищенно и преданно – боготворит, отметила 90-летие. 66 лет на сцене – ну ведь под ложечкой холодеет, когда в эту цифру вдумываешься! В спектаклях Русского академического театра имени Евгения Вахтангова, в труппу которого она пришла в том же 1951 году, за эти десятилетия ею сыграны около двух сотен ролей. Очень разных, но каждой подарен кусочек сердца – горячий, беспокойный, живой. Она убеждена: "А разве в нашей профессии иначе можно? Каждая роль – это проживание, в котором ты себя открываешь…"
А еще она признается, что верит в судьбу: "Разве не судьба то, что дороги, которыми я шла по жизни, раз за разом упорно возвращали меня сюда, на Кавказ?" Родилась Лерочка Старченко в 1927 году в Пятигорске в семье инженера. Ей было три года, когда ее отец, Вячеслав Иванович, перевез жену Тоню и дочку в Москву. Об этом факте из биографии Валерии Вячеславовны журналисты, которые о ней пишут, не забывают упомянуть практически никогда. Но о том, что корни ее родословной тесно связаны и с Владикавказом тоже, знают, наверное, немногие.
– Один из моих прадедов, генерал от инфантерии, был участником Кавказской войны. Фамилия его была Петров: Старченко я – по папиному отцу. Венчались они с прабабушкой тоже на Кавказе, в Поти. А во Владикавказе, как рассказывала моя бабушка, их семья жила напротив собора Михаила Архангела, в 1930-е годы разрушенного, – вспоминает моя собеседница. – Но о том, что у нас в роду был царский генерал, наша семья, конечно, старалась не упоминать.
Снова вернулись в Пятигорск 14-летняя Лера с мамой в апреле военного 1942-го, эвакуировавшись туда к родне из Москвы, которую бомбили немцы. А в августе город ее детства оказался на оккупированной территории. Девочка на всю жизнь запомнила танки со свастикой на башнях, въезжавшие на его улицы, голых по пояс – стояла душная летняя жара – немецких солдат с металлическими бляхами на груди, страшные рассказы старших о том, что творили в городе оккупанты – и то, как в декабре 42-го ее дедушка, мамин отец, раздавал освободившим Пятигорск советским бойцам яблоки из своего сада.
А потом вновь была Москва. Окончание школы в 1946-м. Поступление в ГИТИС: вопрос о том, кем быть, перед Лерой, бредившей театром с детства и занимавшейся еще малышкой в кружке художественного слова и в балетной студии, никогда не стоял. И – опять удивительное совпадение: поступила она на курс народного артиста СССР, заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР Иосифа Моисеевича Раевского. Одного из педагогов-руководителей первой, легендарной осетинской актерской студии, созданной в 1931 году при ГИТИСе.
И там же, в коридорах ГИТИСа, юная Валерия Старченко встретила свою судьбу. Осетинского парня из Ногира с орлиным профилем, непокорным темным чубом, упрямыми веселыми глазами – и звонким, как рокот горного ручья, именем Геор.
А фамилия ее судьбы была Хугаев. И учился он тогда, будущий мэтр и корифей осетинской национальной сцены и известный советский драматург, в ГИТИСе, на режиссерском факультете… Так сплелись в одну две дороги. Так встретились две руки – чтобы не размыкаться больше полувека. Так Валерия Вячеславовна Старченко стала Валерией Хугаевой. Познакомились они с Геором Доментьевичем еще на первом курсе. В конце третьего – поженились. А после окончания института она уехала с человеком, сделавшимся для нее самым близким и дорогим, на его родину – в Северную Осетию. И Осетия стала ей второй родиной.
Первой ролью, сыгранной Валерией Хугаевой на сцене владикавказского Русского театра, была роль Рашели в спектакле "Васса Железнова" по Максиму Горькому. "Как раз в это время в городе находилась целая группа московских театральных критиков. И вскоре в "Социалистической Осетии" появилась рецензия, целиком посвященная мне и разбору моей работы", – вспоминает она. Это был первый материал о Валерии Хугаевой и ее ролях, напечатанный в "СО".
Аркадина в "Чайке" Чехова, Катарина в шекспировском "Укрощении строптивой", Кручинина в "Без вины виноватых" Островского, Елена Тальберг в "Днях Турбиных" Булгакова, Анисья во "Власти тьмы" Толстого, Толгонай в "Материнском поле" Айтматова, Бернарда Альба в "Доме Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки… Это – тоже все она, Валерия Хугаева. А о спектакле "Фатима", поставленном на сцене Русского театра к 100-летию Коста Хетагурова, – разговор и вовсе особый. Роль его главной героини стала одной из коронных для Валерии Вячеславовны. И – одной из самых дорогих. А когда в 1960 году Русский театр показывал "Фатиму" в Москве, в дни знаменитой Декады осетинского искусства и литературы, то после одного из показов этого спектакля, который прошел в Телевизионном театре на площади Журавлева, двое зрителей-юношей, пробившихся к Валерии Вячеславовне в гримерку, осыпали ее цветами. Со словами: "Вы… Вы… Спасибо вам!.." Как потом выяснилось, в порыве восхищения ее игрой они клумбу перед театром лихо, по-гусарски, обобрали…
…С успехом пробовала себя Валерия Хугаева в Русском театре и как режиссер. Ставила, в том числе, Оскара Уайльда, Алексея Арбузова, Евгения Шварца, а звание народной артистки России ей было присвоено в 1970 году за спектакль "Странная миссис Севидж" по пьесе Джона Патрика. Это тоже была ее постановка, где она, режиссер этого спектакля, сама сыграла главную героиню.
"Юбилей Валерии Вячеславовны наш театр торжественно отметит в начале декабря. Задуман он как красивый музыкально-поэтический вечер с участием ведущих мастеров и молодых актеров труппы: будут звучать в их исполнении со сцены стихи, русские романсы – и, конечно же, выйдет на сцену в этот вечер и сама виновница торжества, которая блистательно читает стихи. Будут и подарки, и сюрпризы, а отдельной частью программы вечера станет капустник, посвященный Валерии Вячеславовне", – рассказал газете худрук и директор Русского театра Владимир Уваров. А сама актриса поделилась с "СО", что юбилей свой отпраздновала скромно:
– Дети мои, сын Саша и его сестра Наташа, хотели из Москвы ко мне приехать в эти дни просто всей душой, но Москва есть Москва, и из-за очень большой загруженности на работе у обоих вырваться на мой день рождения во Владикавказ так и не получилось. Отметим его все вместе попозже. Но три пирога по осетинскому обычаю я на стол в этот день, конечно же, поставила!
Сыном и дочерью она искренне гордится: "Я в них вижу и Геора, и себя…" Александр Хугаев сегодня известен в Москве как театральный режиссер и галерист, член Союза художников России. Дочь Наташа – кандидат наук, искусствовед. Внуков у Валерии Вячеславовны двое, а правнуков – уже трое.
– В театре я занята сейчас в спектакле "Афинские вечера" по Петру Гладилину и в концерте "Все начинается с любви", поставленном силами наших актеров. Преподаю на факультете искусств СОГУ, веду там художественное слово. Актерское мастерство вести не так давно отказалась: мне это уже тяжеловато, – улыбается она. – Сегодня почти половина состава у нас, в труппе Русского театра – это мои ученики. Немало их и в Осетинском театре, и в ТЮЗе "Саби"… А что такое для меня театр? Мой дом. Моя судьба. Моя жизнь. А еще в моей жизни была Любовь. Потому что когда любишь другого больше, чем себя, – это великое счастье. И то, что Геор, который помог мне это понять, был человеком необыкновенным, для меня открывается каждый день. Его мудрость, его благородство, его тепло, его душевная щедрость, его талант... Этого – не забыть. Как не забыть мне никогда и его последних слов: "Мать, мы прожили с тобой такую счастливую жизнь…"
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30