Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Рублем по бездорожью

Тендеры проведены, подрядчики определены, материалы заказаны – масштабные работы по ремонту владикавказских дорог ведутся.

Последние два года власти республики и города решили ударить рублем по бездорожью, выделив в общей сложности на решение одной из проблем безопасности дорожного движения порядка 700 млн рублей. Еще около полумиллиарда рублей, как было озвучено, планируется выделить на будущий год. На что "уходят" бюджетные деньги и когда "художественное асфальтирование", наконец, уступит место полноценному ровному полотну, "СО" попыталась выяснить у директора дорожного фонда АМС г. Владикавказа Тимура ДЗУЦЕВА:

– Тимур Ахметович, второй год мы слышим о том, что на ремонт дорог во Владикавказе начинают выделять какие-то беспрецедентные суммы…

– В прошлом году из республиканского бюджета на ремонт городских дорог было выделено 300 млн рублей, а городской бюджет добавил еще 143 млн, то есть в общей сложности порядка 450 млн рублей, на которые мы отремонтировали около 50 дорог – это основные магистрали, такие "замученные" улицы, как Магкаева, 6-я Промышленная, Гвардейская, была открыта вторая сторона дороги по Х. Мамсурова и Леваневского, а также Интернациональная, Цоколаева, пр. Коста со стороны въезда в город и т.д. В этом году сумма составила 250 млн рублей, и дорог отремонтированных, соответственно, вдвое меньше.

– Если взять тот же проспект Коста на въезде в город, то чем руководствуется дорожный фонд, когда одна половина дороги ремонтируется, а встречная полоса – нет?

– Чтобы все отремонтировать, нам, наверное, нужно миллиардов 15-20. А выделяют 250 млн – и мы начинаем выкраивать суммы на наиболее поврежденные участки. Вот на примере проспекта Коста: одну часть дороги полностью поменяли, другую – залатали "до лучших времен". Улицу Магкаева от Куйбышева до Карцинского шоссе отремонтировали с бордюрами в обе стороны – это наиболее "замученные" отрезки, где практически нет асфальтобетона, латать нечего, поэтому их стараемся ремонтировать полностью, понимая, что латание – это временно. На такой ремонт и гарантийный срок небольшой: придет зима, и рядом появятся еще трещины и дыры. Вообще, в Москве, к примеру, гарантийный срок дороги – 4 года. За год износ полотна при интенсивности движения составляет там примерно полсантиметра.

– Но в Москве и зимы жестче, чем у нас.

– Поэтому у нас и гарантийный срок больше – был пять лет, теперь вот хотим сделать семь. Немаленький, согласитесь, срок, в течение которого подрядчик обязуется за свой счет содержать дорогу в надлежащем состоянии.

– А были прецеденты, когда в течение пяти гарантийных лет подрядчики добросовестно следили за полотном, которое уложили?

– У нас есть немаленький список гарантийных дорог, начиная с 2014 года. Технадзор мониторит улицы, и если находит изъян, направляет письмо подрядчику с требованием привести дорогу в нормативное состояние.

– Отказы были?

– Пока нет. Их не может быть, поскольку подрядчикам ведь дальше работать на этом рынке. А за отказ их могут внести в "черный список", и фирма практически лишится работы.

– Известны ли случаи, когда сметой предусмотрены ливневки, на эту работу заложены средства, а подрядчик, не морочась, просто укатывает их в асфальт?

– Бывает, конечно. Сами, наверное, замечаете. Следим за этим внимательно, указываем подрядчикам на недочеты, которые они исправляют. Случается, и сами жители улиц звонят, жалуются. Кроме того, мы пришли к выводу, что какие-то считанные заводы могут выдать то качество асфальтобетона, которое нас удовлетворяет. Поэтому и здесь тоже мы даем рекомендации подрядчику, помогаем договориться с поставщиками. Потом, когда дорога уже уложена, организация, которая выиграла аукцион по лабораторному исследованию качества дорожного покрытия и бордюров, проверяет работу и дает свое заключение. Так что контроль с нашей стороны практически от тендера и до приемки в эксплуатацию.

– Ну, и как сейчас качество асфальта?

– Хочу вам сказать, что даже визуально оно изменилось в лучшую сторону. Предлагаю проехать по улицам, которые были отремонтированы в прошлом году, и убедиться самим. Если нет разрытия – то проводят водопровод, то в новый микрорайон тянут кабель, перекапывая свежеуложенный асфальт – дорога вполне простоит годы при надлежащей гарантийной профилактике со стороны подрядчика.

– Вот это на самом деле один из наболевших вопросов: зачем укладывать асфальт, тратить десятки миллионов, а спустя пару месяцев перекапывать дорогу и снова просить денег? По сути, на один и тот же объект повторно уходят суммы, а этих расходов при здравом планировании можно избежать…

– Дело в том, что когда организация перекапывает дорогу, имея на это разрешение, она потом за свой счет обязана ее восстановить. Но проблема в том, что если покрытие потеряло свою целостность, это уже не то полотно, которое было принято в эксплуатацию. Мы живем не в самой плохой климатической зоне: после зимы сразу бывает ясно, как повела себя та или иная дорога. Но вот посторонние вмешательства действительно наносят урон и дороге, и бюджету.

– А, к слову, обязательства подрядчиков держать на гарантии дорогу в таких случаях остаются?

– С подрядчиков снимается вся ответственность. Благо, у них есть понимание – просим, и они идут нам навстречу. Но юридически за дорогу уже не отвечают.

– Примерно то же и происходит на Павленко?

– Эту улицу перекопали не мы, и не мы ее асфальтировали. То, что касается дорог, почему-то все считают, что обязательно ими занимаются дорожные службы. Это не совсем так: у нас есть МРСК, ЖКХ, теплосети, водоканал, телесети и т.д. У них у всех есть договоры, согласно которым они обязаны восстанавливать, асфальтировать потом то, что перекопали. Хотя, претензии у нас как у дорожной службы, конечно же, имеются к ряду организаций. Как пример могу привести участок ул. Кантемирова – от Армянской до Хетагурова, где подрядчик уложил новый асфальт, поменял бордюры, а спустя две недели приехали теплосети и перекопали. У подрядчика чуть слезы не потекли: ребята, ну что ж вы делаете, неужели нельзя раньше было – видели же, что мы тут работаем?! А у нас денег тогда не было, – отвечают. Конечно, после своих работ они залатали полотно. Но это уже не то полотно, которое должно было быть.

– Кто это все согласовывает?

– Разрешение на разрытие берут в АМС г. Владикавказа. Но у них ведь свои нормативы: вот представьте, готовятся к зиме, подают горячую воду, а где-то – разрыв трубы. Как это предугадаешь? Чтобы город привести в порядок, нужно сначала поменять все коммуникации, и суммы на это нужны колоссальные.

– С какими подрядными организациями вы работаете?

– Аукцион может выиграть любой, но, как правило, участвуют в наших тендерах местные организации. В год у нас проводится около 12–20 аукционов, сегодня мы имеем дело с 6–7 местными подрядчиками. Всю подробную информацию легко можно найти на сайте госзакупок – кто на данный момент ремонтирует ту или иную дорогу, сроки сдачи ее в эксплуатацию, в какую сумму обходится и т.д. Вы, наверное, замечаете, какая у нас интенсивность движения в городе, и многие из тех, кто выигрывали ранее тендеры и приезжали к нам работать, больше не хотят. Потому что представляете, что это такое – нанести разметку в будний день на оживленной трассе? Когда позволяет погода, люди работают и в выходные, и на рассвете. В идеале движение нужно перекрыть, чтобы рабочие спокойно могли работать.

– Кстати, что за тонкая нитка на ряде дорог вместо привычных разделительных полос?

– Это предразметка. По ней "идут" уже краской…

– …которая может "лежать" месяцами, а краской так и не запахнуть?

– Какие-то улицы, согласен, остаются. Банально не хватает на все денег. В мегаполисах постепенно уже переходят на термопластик, который лежит года два, а при нашем движении может и три продержаться. Но все упирается в финансирование – такая разметка вшестеро дороже обычной.

– Если вернуться к асфальтированию, то не могу не спросить про ул. Гадиева: сроки сдачи в эксплуатацию там не нарушаются?

– Последние несколько дней занимаемся вплотную многострадальной верхней частью этой дороги от Московской до Доватора. Проблема в том, что в связи с открытием "Метро" к этому объекту проводили коммуникации, и нам пришлось ждать. Как раз тот случай, когда нас предупредили, и мы не стали асфальтировать перед раскопками. Сейчас уложен нижний слой, проезд открыт. Как погода позволит, уложим верхний слой и в этом году вопрос закроем. Осталась "нижняя" часть от Доватора до Гастелло, где асфальтобетон в ужасном состоянии и необходимо было менять водопровод: коммуникации старые, чертежей не осталось, и посмотреть, что там происходит, сложно. Стали менять водопровод – откуда-то появилась вода. Сейчас источник проблемы нашли, водоканал работает день и ночь. Думаю, через неделю проезд откроем, если погода позволит, уложив хотя бы нижний слой асфальта.

– Раз уж зашла речь о воде, то ул. Московская, где совсем недавно уложили новое полотно, а спустя месяц его уже смывало небольшим дождем. Как вообще происходит проектировка, если даже ливневки в ней не предусматриваются?

– Там дорожники сняли старый асфальт и уложили новый: ливневки какие были, такие и остались, их не трогали. Но они есть. Просто забиты листвой. Мы стараемся везде закладывать ливневки. Но смета ведь увеличивается, и когда смотрят на нее, сумма получается очень высокой. Ливневка – дорогое удовольствие. И начинаются споры: многие говорят, давайте лучше сделаем меньше дорог, но капитально. А в городе около 400 улиц. Представляете? И когда ежедневно откуда-то появляются жалобы, начинаем кроить: что выгоднее – заложить здесь ливневку или на эту же сумму отремонтировать еще три улицы?

– В идеале какой толщины должен быть слой асфальта?

– На самом деле не столь важно, какой он толщины. Важно основание. Как пример – ул. Московская от Цоколаева до Кесаева, где совсем недавно поменяли дорожное покрытие. Подъезжая к светофору, видишь, что асфальт уже "поплыл". Потому что нет основания, которое в нашем городе было бы заложено под многотонные фуры. Если уложить, скажем, основание 20 см, а на него качественный асфальтобетон – по такой дороге запросто могут и фуры ездить годами, и ничего дороге не будет.

– На 2018 год обещают выделить порядка 500 млн рублей на дороги. Как планируете потратить?

– Чтобы внести ясность: к примеру, выделили нам в прошлом году 300 млн, из которых 150 млн не додали. Эта сумма переходит уже на следующий год. Теперь выделяют 500 млн, и получается, что по факту выделили не 500, а 350. Но работы всегда много, и много чего еще предстоит отремонтировать. Нас ведь в основном ругают за то, что не сделано, но ведь есть моменты, за которые можно и похвалить? Ребята стараются, работают в тяжелых условиях. Будем стараться и дальше.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика