Увидим ли его на входе в Осетинский театр?
"Ни одно из искусств не отражает с такой полнотой существо эпохи, ее замыслы, ее исторические размеры, как театр".
А. Н. Толстой.
Признаюсь, что я не театровед. Но театралом могу назвать себя уверенно. В свое время был даже заядлым. Посещал почти все постановки Осетинского драматического. Восхищался и любовался игрой мастеров сцены, которые посредством драматического действия отражали жизнь в прошлом и настоящем, а нередко заставляли зрителя заглядывать и в будущее. Казалось, что А. С. Пушкин в своем "Евгении Онегине" именно нашему национальному храму искусств посвятил известные строки: "Театр уж полон, ложи блещут, партер и кресла, все кипит, в райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит".
Слово "аншлаг" я впервые прочитал над окошком кассы Осетинского драматического театра. В то время он творил чудеса в одном здании с Русским на площади Ленина Владикавказа. Нас, нескольких мальчишек и девчонок из шестого класса Дур-Дурской средней школы, привез на колхозной грузовой машине в город на спектакль "Чермен" учитель осетинского языка и литературы, влюбленный в театр, руководитель нашего драматического кружка Ф. Г. Тавасиев. Несмотря на то что зал был набит битком, он упросил администратора пропустить нас на балкон. На следующий день я отыскал "аншлаг" в словаре. Оказалось очень просто: "объявление в театре, кино и т. п. о том, что все билеты проданы".
Еще и сегодня перед моими глазами встают длинные очереди в кассу театра, будто за дефицитным товаром в магазине. В те далекие годы люди много раз видели у входа в здание объявления: "аншлаг", "все билеты проданы", "свободных мест нет", слышали вопрос: "Лишнего билета нет?" На многих предприятиях, в организациях, учреждениях одним из видов поощрения за хорошую работу было коллективное посещение спектакля театра за счет администрации или профсоюзной организации. А теперь кассиры вынуждены обивать пороги руководителей и умолять их приобрести для своих сотрудников хотя бы несколько билетов. Лично мне как ректору и президенту СОГУ многократно доводилось распространять такие билеты. Так делают и многие другие. И тем не менее в зале, где раньше яблоку негде было упасть, на некоторых представлениях присутствуют менее…20 (!) человек. Ответственные за благополучие и яркое лицо театра причину упадка объясняют наличием в осетинских домах телевизоров, Интернета, "видиков". Все это, наверное, есть и у зрителей Республиканского русского академического, но зрители не изменяют ему. Дело в том, что на его сцене спектакли постоянно сменяют друг друга.
Не секрет, что одним из важнейших факторов успеха любого зрелищного учреждения является репертуарная политика. С огромной долей уверенности можно сказать, что у дирекции и творческого руководства Осетинского в последние годы она вообще отсутствовала. Между тем в своих интервью в средствах массовой информации республики накануне каждого сезона они обрушивали на читателей, телезрителей и радиослушателей новые названия пьес, среди которых почти не встречались труды осетинских авторов. Но, как говорит один мой друг, национальность писателя не имеет никакого значения. Старшее поколение зрителей прекрасно помнит талантливые показы произведений классиков русской и мировой литературы, драматургов Советского Союза. Более того, путь некоторых наших актеров к вершинам славы украшен и ролями из этих произведений. Я знал множество театралов, которые по нескольку раз смотрели "Отелло", "Короля Лира", "Гамлета", "Двенадцатую ночь" и т. д. Огромный интерес проявлял местный зритель к спектаклям по переведенным на осетинский язык пьесам драматургов нашей страны. "Горянка" Р. Гамзатова, "Все изменилось"
А. Цагарели, "Искры" М. Дадиани, "Не садись на чужого коня" М. Тубаева и А. Яралова, "Зять Сырдона" А. Яралова, "Бодз-Али" М. Тубаева и А. Хамидова, "Мир перевернулся" А. Папаяна, как правило, проходили при полных залах. Словом, до определенного момента труппа шла от успеха к успеху.
К сожалению, в последнее время донельзя сузились ранее имевшие место перед театром широкие горизонты. Его руководство постоянно сетовало на трудности. В самом деле, здесь они имеют место так же как и во многих других сферах. Но творческим людям негоже пасовать перед ними!
Даже в 1942 году, в чрезвычайно сложной и опасной обстановке, когда осетинская земля превратилась в театр боевых действий, несмотря на большие трудности, коллектив дал три премьеры: "Олеко Дундич", "Дым Отечества", "Ф¸т¸г Б¸гъатыр". Труппа не ограничивала свою деятельность только родными стенами. В январе–июле 42-го она более 70 раз выступала со спектаклями и концертами в Алагире, Дигоре, Беслане, Гизели, Майрамадаге, Мизуре, Садоне и других населенных пунктах, в госпиталях перед ранеными и больными воинами, строителями оборонительных рубежей на подступах к Орджоникидзе.
Работники сцены и других цехов и сами трудились на стройке. Они поклялись: "Мы построим такие прочные укрепления, где враг найдет свою черную смерть! Будем трудиться еще быстрее. С оружием в руках до последней капли крови будем защищать нашу Родину от ненавистных фашистов!" Республиканская пресса часто отмечала ударный труд З. Бритаевой, М. Цаликова, И. Кокаева, Т. Каряевой, В. Баллаева, Р. Дзитоевой, Б. Борукаева. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами С. Икаеву и М. Цаликова, который заявил: "Мы временно не работаем на любимой сцене, стали землекопами. Но мы также готовы стать бойцами и защищать Родину с винтовкой в руках. Награду я получил не как актер, а как землекоп. Это наполняет меня особой гордостью".
Строители оборонительных рубежей неоднократно видели, как во время даже небольших перерывов артисты репетировали сцены из будущих спектаклей.
Хочется привлечь внимание читателя и к другому, более позднему, яркому периоду деятельности театра, когда он назывался музыкально-драматическим. В конце августа–начале сентября 1960 года в Москве состоялась Декада осетинского искусства и литературы. Мне, журналисту газеты "Р¸стдзинад", посчастливилось не только писать и организовывать авторские материалы о подготовке, но и освещать ее ход в Москве. В моем журналистском блокноте есть немало страниц, свидетельствующих о многогранном таланте артистов Осетинского театра, покоривших своей игрой столичного зрителя и зарубежных гостей. Полностью их можно прочитать в моей книге "Межнациональные отношения", изданной в Москве, а здесь приведу только отдельные строки. Первая запись была сделана после показа в Кремлевском театре пьесы Раисы Хубецовой "Весенняя песня".
Народный писатель Латвии, автор популярных романов, депутат Верховного Совета СССР Вилис Лацис: "От всего сердца поздравляю чудесных артистов Осетии, которые с большим успехом и достоинством исполнили это произведение, продемонстрировали, на что способен талантливый осетинский народ".
Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, главный режиссер театра имени Моссовета Юрий Завадский: "Меня очень радует, что в так называемой провинции есть театральные труппы, ничуть не уступающие своим коллегам из крупных городов с вековыми театральными традициями. Молодой, цветущий Осетинский театр, устремленный в прекрасное будущее, принесет еще много радостей своими творческими достижениями".
Аплодировавший "Чермену" и "Королю Лиру" известный турецкий писатель, лауреат международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" Назым Хикмет: "Коллектив Северо-Осетинского музыкально-драматического театра – великолепный ансамбль. В течение нескольких часов я "читал" захватывающую книгу, созданную им. Оба спектакля потрясают, волнуют, радуют. Если они смогли так сильно удивить московского зрителя, гостей Москвы, то это говорит об их творческом потенциале, об их неограниченных возможностях. Горжусь тем, что театр поставил и мою пьесу "Недоумок".
Своими впечатлениями делились и простые зрители. Например, доярка Нина Луковникова, специально приехавшая на Декаду с группой молодых колхозников из Ярославской области, после просмотра "Весенней песни" рассказала: "Осетинские артисты показали нам наших современников, прекрасных сельских девушек и ребят из Осетии. Завидую тому краю, где есть такая молодежь и где эту молодежь поддерживают и вдохновляют талантливые работники искусства. За большую творческую правду мы благодарны артистам".
В Государственном академическом Малом театре после показа другой пьесы Хубецовой – "В родных горах" – знатный шахтер, депутат Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда Николай Мамай сказал: "Осетинский театр смог настолько облагородить шахтерский труд, что так и хочется работать, жить, петь, плясать вместе с героями комедии. От всей души спасибо создателям великолепного произведения, прежде всего талантливым артистам!"
Вспоминается еще один впечатляющий факт. После окончания трагедии "Чермен" в Кремлевском театре на сцену поднялся мужчина с букетом цветов и вручил его народной артистке РСФСР В. С. Каргиновой. Мы познакомились – крупный московский инженер Алексей Лапутин. В 1921 году он, красноармеец из 95-го военно-дорожного отряда, участвовал в строительстве железнодорожной ветки Дарг-Кох – Алагир. Воины организовали в Алагире клуб, где ставили спектакли для местного населения. Однажды к участию в водевиле "Под солнцем Юга" привлекли двенадцатилетнюю Варю Каргинову. После спектакля режиссер сказал ей: "Думаю, ты рождена актрисой".
"Когда в газетах и на театральных афишах я прочитал фамилию "Каргинова", сразу в голове промелькнуло: эта, наверное, Варя, которую знал по Алагиру, – сказал Алексей Лапутин. – Действительно так! На сцене Кремлевского театра увидел артистку с головы до ног".
Героем многих интервью был В. В. Тхапсаев.
Литературовед, критик, писатель, академик Дмитрий Благой: "Все, что казалось непонятным и неправдоподобным у некоторых исполнителей Лира, в интерпретации Тхапсаева становится ясным и понятным".
Директор Малого художественного академического театра, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Михаил Царев: "Я видел короля Лира в различном исполнении. Конечно, не все исполнители были одинаковы. А народный артист Российской Федерации Тхапсаев запомнится мне надолго. Он очень интересно трактует образ героя".
Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Михаил Астангов: "Лир-Тхапсаев – выдающееся явление мирового театра. Мы, московские артисты, преклоняемся перед талантом осетинского артиста. Владимир Васильевич – великий актер современности".
Режиссер государственного театра имени Евгения Вахтангова Евгений Симонов: "О Владимире Тхапсаеве, выдающемся артисте ХХ века, я уже писал на страницах газеты "Советская культура". Я видел его в "Короле Лире" и "Отелло"… Я счастлив, что мне выпала возможность видеть и слышать прекрасного художника Владимира Васильевича Тхапсаева".
Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, профессор, кинорежиссер Григорий Александров: "Во второй раз встречаюсь с Владимиром Тхапсаевым, и я этому очень рад. Я видел его в ролях Отелло и короля Лира – в одноименных трагедиях В. Шекспира. Талант Тхапсаева равен таланту Шекспира".
Так и хочется воскликнуть: "Браво"! "Бис"! Но, увы…
В последние примерно два десятилетия театр потерял связь с деревней. Заросли бурьяном когда-то проторенные туда дороги. А было время, когда его дирекция составляла график выездов на год, о котором заблаговременно информировались руководство и отделы культуры районов. Актеры выступали в районных домах культуры, на сценах небольших клубов, а с отрывками из спектаклей – и на полевых станах, животноводческих фермах, в тракторных бригадах. Сельчане встречали их аплодисментами, хлебом-солью. Да, теперь нет колхозов и совхозов, но села-то стоят на месте, есть фермерские хозяйства, есть настоящие труженики, которые, думается, оказывали бы теплый прием работникам осетинской сцены.
Пусть у читателя не сложится мнение, будто я интересовался только Осетинским театром. Собрал много интересных отзывов о выступлениях наших писателей, ансамбля танца и песни (ныне ансамбль "Алан"), художников, композиторов, конников А. Кантемирова и Дз. Тугановой, самодеятельных творческих коллективов и, конечно, Русского драматического.
На Декаде Русский театр представил "Старика" М. Горького, "Фатиму" К. Хетагурова, "Лису и виноград" Г. Фигейредо. Скульптор, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии С. Коненков, главный режиссер театра имени В. Маяковского, народный артист СССР Н. Охлопков, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий Ю. Толубеев, японский писатель Т. Исикава и другие восторженно говорили о таланте Л. Кондырева, П. Лукиной, Л. Шапошниковой, Б. Федорова, Н. Щурова, С. Рабинова, В. Хугаевой, Ю. Мерденова, Т. Петрова…
И здесь можно перенестись в 1942-й, когда талантливая труппа осуществила постановки, поднимавшие патриотический дух народа: "Кремлевские куранты", "Парень из нашего города", "Русские люди", "Полководец Суворов", "Три сестры", "Жди меня", "Весна в Москве". За 20 военных месяцев театр дал свыше 700 концертов, многие из которых прошли в воинских частях и госпиталях. В тревожные дни оккупации части осетинской земли артисты много раз выступали перед красноармейцами, в том числе на передовой. Настроение коллектива как нельзя лучше передала заслуженная артистка СОАССР М. Репина: "Мы, работники театра, со всем пылом принялись за организацию помощи Красной Армии и укрепление тыла. Помогаем воинам художественным словом. Когда в нашем городе открылись госпитали, я решила обслуживать художественным чтением раненых бойцов и командиров. Я сроднилась с ними. Так и многие другие мои коллеги".
Артисты театра Иван Проскурин, Артур Мартынов, Александр Яралов, Иван Лукин и другие, как поведала газета "Р¸стдзинад" 22 августа, поклялись: "Мы не отдадим подлому врагу наш славный город, где родились и выросли! Вместе с Красной Армией защитим его".
Однако, поскольку темой моего разговора является Осетинский театр, то вновь вернусь к нему. В пятидесятых годах прошлого столетия часто по воскресеньям (тогда суббота была рабочим днем) его занавес поднимался трижды в день. В полдень, как правило, давали спектакль для детей, вечером – для взрослого зрителя. А в последнее время театральный зал, в котором раньше были особая атмосфера, какое-то таинство, где зрители, затаив дыхание, ждали открытия бархатного занавеса, превратился в площадку, арендуемую различными ансамблями и исполнителями, окрестившими себя звездами. Конечно, приятно, что они есть в нашей среде, но все же в этом храме искусств руководство должно вести через тернии к звездам прежде всего своих актеров. Софиты и рампа должны освещать путь героев спектаклей самого театра. Но, к сожалению, свет стал слишком тусклым…
В течение многих лет талант, целеустремленность, необыкновенная аура артистов и режиссеров не меньше самой реальной жизни формировали творческий настрой осетинских драматургов. Для театра трудились (именно трудились) знаковые личности Д. Туаев, А. Токаев, Г. Плиев, С. Кайтов, Р. Хубецова. Они приходили туда не только с завершенными произведениями, но и с наметками, идеями, в которые посвящали постановщиков, актеров, оформителей. Их пьесы издавались отдельными сборниками, читались, скрупулезно и доброжелательно обсуждались на заседаниях секции драматургии Союза писателей СОАССР, печатались в журнале "Мах дуг", со страниц которого, к сожалению, исчезла рубрика "Драматургия", точно так же как нет упомянутой секции в писательском сообществе. Драматурги, режиссеры, актеры часто встречались с прототипами главных героев пьес, знакомились с их буднями, бытом и т. п. Они также находили другие возможности обогащения драматургического материала, усиления образов, например, дружеские столы…
С труппой неразрывными узами были связаны ведущие композиторы. Представители осетинской "Могучей кучки" Х. Плиев, Д. Хаханов, Т. Кокойти, И. Габараев, А. Поляниченко, А. Кокойти, Н. Карницкая, З. Гуржибеков и другие, отдавшие весь талант, всю энергию развитию национальной музыкальной культуры, одной из важнейших составляющих своего творчества считали сотрудничество со сценой. Театр вдохновлял их на сочинительство. Оперы, оперетты, симфонии, кантаты и другие крупные опусы – это одна огромная часть их вклада в культуру, а другая – музыкальное оформление спектаклей. Они не разлучались с театром с момента первой читки до премьерного показа пьесы, сотрудничали с драматургами. Виртуозы осетинской гармоники С. Икаева, Б. Газданов, В. Дзеранова, Н. Мамиева, З. Калманова, С. Ревазова считали большой честью для себя участие в спектаклях. Между прочим, это сыграло огромную роль в их творческом росте.
В последние примерно два десятилетия театр потерял связь с деревней. Заросли бурьяном когда-то проторенные туда дороги. А было время, когда его дирекция составляла график выездов на год, о котором заблаговременно информировались руководство и отделы культуры районов. Актеры выступали в районных домах культуры, на сценах небольших клубов, а с отрывками из спектаклей – и на полевых станах, животноводческих фермах, в тракторных бригадах. Сельчане встречали их аплодисментами, хлебом-солью. Да, теперь нет колхозов и совхозов, но села-то стоят на месте, есть фермерские хозяйства, есть настоящие труженики, которые, думается, оказывали бы теплый прием работникам осетинской сцены.
Выше была затронута проблема репертуара. Отдельно хочу сказать о месте комедии в нем. Раньше этот жанр был очень любим и популярен среди театралов. Наверное, потому, что комедии имели идею, социальную направленность, поднимали важные проблемы своего времени. Вспомним "П¸с¸йы ф¸ндон" ("Желание Паша") Давида Туаева, "Усгурт¸" ("Женихи") Ашаха Токаева и некоторые другие, главные герои которых – выходцы из жизни со сцены возвращались в гущу народа. Имена некоторых персонажей становились нарицательными. Цола и Мышырхан ("Желание Паша"), Уари и Мытыл ("Женихи")… Острослов Уари "шагнул" даже на страницы популярной республиканской газеты "Молодой коммунист", где долгие годы за его подписью выходили фельетоны, сатирические материалы, подборки критических заметок. Многие реплики комедийных актеров становились афоризмами. В комедиях периода взлета театра, в отличие от постановок более позднего времени, не было акробатических трюков, переодеваний мужчин в "прекрасных дам", пошлости, плоских анекдотов, шуток на осетинско-русском "языке". Теперь это является своеобразным "детонатором" смеха в зале. Но, на мой взгляд, основная роль данного жанра заключается не в этом. Комедия – это драматургическое произведение не только со смешным и забавным сюжетом, но и с сатирическим, имеющее возможность поднимать серьезные проблемы времени.
Труженики осетинской сцены активно участвовали в общественной жизни республики, РСФСР, всего Советского Союза. Народный артист СССР В. Тхапсаев был депутатом Верховного Совета СССР, Н. Саламов, Д. Темираев, З. Бритаева, Т. Каряева избирались в Верховный Совет Северо-Осетинской АССР. Уже более 20 лет ни один актер театра не входит в республиканское заксобрание. Многие артисты тесно сотрудничали с республиканской прессой, телевидением и радио. В период моей работы в газете "Р¸стдзинад" (1959–1964 гг.) частыми гостями редакции были В. Тхапсаев, В. Галазов, В. Макиев, Т. Каряева, С. Икаева, У. Хурумов, М. Икаев, Ф. Каллагов. Между ними и журналистами завязывался задушевный разговор о литературе, культуре, искусстве, о предстоящих ролях. Н. Саламов и Х. Дауров были плодовитыми внештатными корреспондентами: писали рецензии на спектакли своего и Русского театров, зарисовки, очерки, проблемные статьи. На страницах нашей газеты начинала пробу пера известная поэтесса и публицист Даура (З. Сланова-Даурова). Автор популярной книги о родном театре, народная артистка РСФР Т. Каряева с удовольствием встречалась с широкой читательской аудиторией на страницах "Р¸стдзинада", "Социалистической Осетии", "Молодого коммуниста". Позже, во время моей работы на Осетинской горке, популярные артисты К. Сланов, М. Икаев, И. Гогичев сделали все для того чтобы дать долгую жизнь созданному режиссером Б. Дзбоевым и мною сатирическому журналу "У¸хсти и У¸фти".
Печатные органы, радио, телевидение республики систематически рассказывали об успехах артистов. О театре в целом и его отдельных представителях интересные материалы публиковали журналисты "Рæстдзинада" М. Цирихов, П. Урумов, В. Царукаев, из "Социалистической Осетии" – литературный сотрудник, театровед М. Литвиненко. В "Рæстдзинаде" вышли мои зарисовки о В. Тхапсаеве, Ф. Каллагове, В. Уртаевой, документальная повесть о В. Макиеве, а во всесоюзном журнале "Театральная жизнь" – очерк "Вместе с театром" о В. Каргиновой.
Талант многих артистов театра был востребован кинематографом. В. Тхапсаев, В. Каргинова, Б. Ватаев, К. Сланов, Ф. Каллагов и другие задолго до зарождения местного кинопроизводства снимались в фильмах известных студий страны, ставших популярными на весь Советский Союз. В 1958 году вышел на всесоюзный экран художественный фильм "Фатима". В то время я работал в редакции газеты "Молодой коммунист", в которой после премьеры ленты вышел целый разворот. Я интервьюировал исполнительницу роли Фатимы Тамару Кокову. Она говорила, что если ей что-то и удалось, то благодаря В. Тхапсаеву, с которым надо было играть только с полной отдачей сил.
Во время съемок "Сына Иристона" я близко познакомился со съемочной группой с "Ленфильма". О ее работе рассказал в репортаже "Один день в горах" в газете "Р¸стдзинад". Режиссер-постановщик Владимир Чеботарев был буквально на седьмом небе от игры премьера сцены Владимира Тхапсаева и молодого темпераментного парня с фонтанирующим талантом Федора Каллагова. Многократно говорил, что готов творить и творить с такими неординарными людьми. С созданием Северо-Кавказской студии телефильмов раскрылся талант многих работников осетинской сцены в кинематографе. Зритель увидел на экране К. Саламова, М. Икаева, М. Цихиева, Б. Дзбоева, И. Гогичева, З. Дзбоеву, К. Бирагова, В. Макиева, В. Цариева, А. Бекмурзова, У. Баскаева, О. Бекузарову, Кима и Казбека Суановых, Л. Дзтиева, С. Хугаева.
Но наступило затишье в кинопроизводстве…
В советский период деятельности театра для него немало доброго сделали первые секретари обкома партии К. Кулов, В. Агкацев, Б. Кабалоев. Они относились к этому талантливому, сплоченному коллективу с глубоким уважением, заботились о каждом его представителе. Открытие студий в ведущих театральных учебных заведениях страны, присвоение почетных званий СОАССР, РСФСР и СССР, организация юбилеев и бенефисов актеров, предоставление бесплатного жилья… Каких только проблем ни решали! Зрители видели их на всех премьерах. Они с гордостью приводили на спектакли гостей – ответственных работников центральных партийных и советских органов, деятелей литературы и искусства, иностранные делегации, чтобы показать высокое театральное искусство Осетии. Билар Кабалоев не раз участвовал в обсуждении спектаклей во время их прогонов. Не как партийный цензор, а как глубокий знаток истории, искусства и литературы. Коллективу театра оказывали помощь отделы культуры обкома партии, Совета министров, Министерства культуры СОАССР. В пропаганде осетинского театрального искусства большую роль играли руководители радио и телевидения И. Гапбаев и А. Агузаров, редактор газеты "Р¸стдзинад" В. Кануков. С большим рвением работали директора В. Текиев, Т. Бицоев, В. Кесаев, режиссеры Е. Маркова, З. Бритаева, Г. Хугаев,
М. Цаликов, М. Цихиев, Р. Бекоева.
Крылатое выражение о том, что кадры решают все, в полной мере относится и к театру. Ответственную миссию их подготовки взял на себя Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, где в 1992 году мы открыли отделение актерского мастерства. Вместе с ранее действовавшим отделением изобразительного искусства стали факультетом искусств. Долгие годы его возглавлял журналист, писатель, заслуженный работник культуры РФ Б. Хозиев. А сегодня деканом является Э. Галазов, вся послевузовская жизнь которого связана с культурой и искусством.
Идея организации специальности принадлежит мастерам сцены С. Медоевой, В. Цариеву и работнику местного телевидения, ныне депутату республиканского парламента В. Чельдиеву. Именно они обратились ко мне, ректору, с этой инициативой. Я с вдохновением взялся за дело. Сегодня впервые скажу о том, что многие артисты Осетинского и Русского театров, в том числе серьезно влиявшие на формирование общественного мнения, высказывались против затеи. Шестеро из них даже обратились в Министерство культуры России, управление учебных заведений которого взяло их сторону. Я же настоял на выносе вопроса на заседание Учебно-методического объединения театральных вузов страны. Его председатель народный артист СССР В. А. Этуш, выслушав мою аргументацию, поддержал нас. Кстати, он при встречах на различных мероприятиях всегда интересовался делами нашего отделения.
Первый его заведующий В. Цариев, а затем и сменивший его М. Мерденов оказались достойными учителями и наставниками. Долгое время подразделением руководил актер и режиссер Т. Сабанов. Занимая эту должность, он получил звания заслуженного артиста РФ и профессора, и теперь успешно продолжает педагогическую и театральную деятельность. В подготовке молодого поколения тружеников сцены неоценима роль народных артистов РФ Ю. Мерденова, В. Хугаевой, заслуженных артистов РФ Р. Битаева, М. Котолиевой, Н. Хестановой, народных артистов РСО–А А. Дзгоевой, Т. Кабановой, А. Галаова, А. Дзиваева, З. Галазовой. Ряд лет со студентами работают воспитанники факультета артисты и режиссеры А. Албегов, являющийся заведующим кафедрой, Г. Валиев. Бескорыстную помощь оказывает кафедре художественный руководитель театра имени Е. Вахтангова народный артист РФ В. Уваров, который дает высокую оценку воспитанникам СОГУ, работающим на подмостках Русского театра.
А что касается осетинской сцены, то ее вообще невозможно представить без наших выпускников, хотя некоторые из них, как и многие их старшие коллеги, продолжительное время остаются за кулисами, лишены возможности выплеснуть свои эмоции на широкий простор, испытать прелести аплодисментов зрителей. Нет необходимости доказывать, что те, для кого сцена является смыслом жизни, заслуживают пристального внимания. До обидного низкие зарплаты артистов и других работников сцены, отсутствие возможности зарабатывать гонорар на телевидении и радио, а у некоторых из них и нормальных бытовых условий никак не могут способствовать творческому росту. Тем не менее они одержимы высокими идеалами, за что им низкий поклон.
Слава Богу, в труппе не перевелись таланты, о чем говорит наличие когорты актеров, имеющих почетные звания РФ и РСО–А, целеустремленных, харизматичных, способных "переварить" даже самый сложный сценический материал. Они должны сделать все для того чтобы накопленный за долгие годы негатив канул в Лету. Только совместными усилиями можно вернуть театру всенародную любовь, чтобы масштабы его деятельности вновь впечатляли. Он должен стать настоящим маяком в культурной жизни Осетии и занять достойное место в многонациональной российской культуре. Настало время, когда каждому актеру надо дать возможность для раскрытия своего творческого лица. Хватит делить их на любимчиков и нелюбимчиков – это прерогатива зрителя. Надо вернуть в театр ту атмосферу, в которой некогда коллектив был одной сплоченной творческой семьей. А для этого коренным образом реформировать постановочную деятельность, существенно повысить роль и активность художественного совета, чтобы он влиял на репертуар. И еще. Лидер коллектива должен быть настоящим предводителем, инициативным, всецело отдаваться работе, заботиться о творческом росте каждого артиста.
Вселяют надежду слова нового художественного руководителя театра Владимира Колиева, опубликованные в газете "Слово" 11 августа этого года: "Я иду продолжать традиции Осетинского театра, которые были когда-то заложены. Не люблю фразу "Надо поднять Осетинский театр с колен" – никто на коленях не стоит, все находятся на своих местах, просто нужно стоять на одной ступени вместе со своими соратниками".
Звучит почти как клятва. Время покажет…
P. S. Месяца полтора данная статья пролежала в ящике моего письменного стола. И только, посмотрев интервью одного из столпов Осетинского театра, очень уважаемого мною и тысячами зрителей Бексолтана Тулатова на ВГТРК "Алания" 14 октября, я решился отправить материал в редакцию.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30