27–28 октября во Владикавказе проходил внеочередной, IX Съезд осетинского народа, на котором были обсуждены проблемы, стоящие перед представителями нации в разных регионах страны и зарубежья, а также вопросы, связанные с реорганизацией работы международного общественного движения "Высший совет осетин".
На съезде с докладом выступил председатель координационного совета организации Руслан КУЧИЕВ. Основные положения его выступления, вызвавшие большой общественный интерес, "СО" сегодня и предлагает вниманию читателей.
"Зачем нужен "Стыр Ныхас"? Какая от него польза?" – спрашивают многие, в основном те, кто не имеет понятия о работе организации. Причины для этого имеются. Но я твердо могу высказать свое мнение. Хотя движение и было основано 25 лет назад, нам оно сейчас необходимо, как никогда. В связи с тем что ныне осетинский народ находится в том опасном положении, сравнить которое можно только с нашествием кровожадного Тамерлана. Не ошибусь, если скажу, что в нашем обществе настало время бить в набат. И в таких условиях будет большой и непоправимой ошибкой не воспользоваться возможностями "Высшего совета осетин".
Много лет уважаемые старшие делали во благо своего народа все, что было в их силах. То не было возможностей, то – средств, то им мало внимания уделялось со стороны властей. Как бы то ни было, цели не до конца достигались, люди не видели конечного результата и высказывали претензии. Купить дорогой компьютер и использовать его исключительно как калькулятор является пустой тратой денег. Необходимо задуматься над тем, как и с помощью чего мы можем научиться использовать возможности этого компьютера в полной мере.
Настало время для внесения кардинальных изменений в работу "Высшего совета осетин", призвав в его ряды новых работоспособных и уважаемых людей, по-новому взглянув на его деятельность. Время стремительно меняется, и непозволительно смотреть на жизнь из прошлого века. Скажу откровенно: сил в пути по данному направлению мне придает то, что проблемным вопросам нации уделяется повышенное внимание со стороны нынешнего руководства республики.
За последние 30 лет "перестройки" и "прихватизации" нанесли нашему народу непоправимый урон. Одно дело, что обанкротились гремевшие в свое время заводы, фабрики, другие предприятия. Но еще большим злом считаю то, что мировоззрение предков касательно общественного блага мы променяли на эгоистичные "я" и "мне". Брата, соседа, родственника мы уже не ставим в расчет, нам важнее, чтобы все было благополучно только у нас самих. И подобный подход в нашей жизни ощущается сполна.
Наши предки говорили: "Где большие деньги, там порядку места нет". Традиции и обычаи предков мы уже ни во что не ставим ради материальных благ, должностей и борьбы за деньги. Наши предки ставили во главу всего честь и достоинство и тем своим пониманием высокого имени человека одарили даже народы Восточной Европы. Мы об этом стали забывать. Не бережем, не поддерживаем друг друга.
Видя, как молодые парни вызывающе ведут себя за рулем автомашины, подрезая дорогу другим участникам дорожного движения, думаю: "В какой семье они воспитывались? Почему родители не привили им элементарное умение вести себя в обществе?"
Если наши соседи держатся друг за друга благодаря единой вере и на этой почве стремятся к своему будущему, то у нас сегодня количество официальных религий ненамного меньше количества партий. Религиозные деятели часто спорят, не находят между собой общий язык. Это, естественно, неправильно. Приверженность той или иной вере – личное дело каждого, насильно ничьи воззрения менять не следует. Мы все – братья и сестры. "Высший совет осетин" стоял и будет стоять на этом фундаменте. В общественной же жизни мы выше всего должны ставить качества осетина и будущее народа!
Так что же нас объединяет? Что указывает дорогу к достойному будущему? Что мы должны взять за основу для нашей народной идеологии? Я с уверенностью утверждаю: наш ирон æгъдау (осетинские обычаи, традиции). Это словосочетание наряду с фарном по смыслу своему в осетинском языке правильнее было бы писать с заглавных букв. В этом Ирон æгъдау имеется все, ничего в нем не подлежит изъятию. Тому, кто впитал его с детства, кто одарен фарном предков словом мудрых старших, не надо объяснять, что такое Ирон æгъдау. Тем же, кто обделен этим благом, тяжело понять его смысл, даже читая книги.
Мне кажется, что даже написав об Ирон æгъдау книги на целую библиотеку, невозможно полностью раскрыть его содержание, настолько бесконечно и глубоко содержательно это понятие. Поэтому я обращаюсь к тем, кто работает над будущим родного языка на Севере и Юге, да и ко всему осетинскому народу с призывом начать писать Ирон æгъдау и Фарн с заглавных букв. Так положено у многих народов, причем не только у наших соседей, но и за рубежом.
Осетинский Этикет необходимо выводить на передовые роли, иначе нас не спасет и закон, потому как эти законы завтра будут утверждать те, кто ходит полуобнаженным, не получив от своих старших понятия об осетинском Фарне. Прошу прощения, но когда летом я гуляю со своими внуками в парке во Владикавказе, не знаю, куда деваться от смущения и стыда, видя, как прилюдно заключают друг друга в объятия парни и девушки. Одну такую парочку я как-то выгнал с мемориала Славы, с места, где установлен памятник бесланским детям, погибшим во время теракта в первой школе. Я не пожалел осуждающих слов и услышал извинения. Но дальше-то что? Единичные случаи подобных воспитательных мер ситуацию не изменят.
Морем нахлынули на нас из-за рубежа с помощью Интернета и кино волны пропаганды безнравственных явлений, и если мы сегодня сообща не найдем противоядия, завтра будет поздно. Для этого и необходимы наше общественное движение и съезд. В молодежной среде нужно вести достойную воспитательную работу. Мы должны найти дорогу к сердцам, внутреннему миру молодого поколения.
Я не согласен с теми, кто утверждает, что молодежь у нас пропащая. Имеются, безусловно, те, кто позорит ее. Но в целом наша сегодняшняя молодежь достойна самых лучших слов, потому как умна, отважна. В тяжелую минуту проявляет героизм, как это было девять лет назад во время нападения агрессора на Южную Осетию. Так где, в таком случае, истоки неблаговидных явлений, свидетелями которых мы все являемся?
Скажу прямо, и пусть никто не обижается. Многие представители современной молодежи не унаследовали от своих старших ни Фарн предков, ни обычаи, ни понятие об исключительной важности родного языка. Многие старшие и сами обделены этими духовными ценностями. Кто заместит младшим отмеченную нишу в воспитании? Кто направит их по правильному пути, если и мы не возьмем на себя ответственность?
На младшего непозволительно смотреть свысока, он этого не поймет. Надо сесть рядом с ним и открыто и спокойно поговорить. Еще важнее быть примером для молодежи. Одними словами порядок не навести. К тому, кто недостойно ведет себя в обществе, увлекается выпивкой, младшие не прислушаются ни за что, сколь требовательным он бы ни был. Об этом мы зачастую забываем. И если кто-то в селах, городах, районных ныхасах и диаспорах в этом плане не надеется на себя, пусть лучше не занимается общественной деятельностью, потому как ничего, кроме плохого, не посеет. Это требование в полной мере относится и к членам избираемого нами координационного совета. И непосредственно ко мне – тоже…
Часто можно быть свидетелем спора на тему: "Что для нас важнее: обычай или родной язык?" Мне представляется, что вопрос поставлен неправильно. Две духовные ценности народа не могут существовать друг без друга. Как вы себе представляете человека, говорящего по-осетински, но напрочь лишенного понятия о национальных обычаях?! Или же – прекрасно знающего обычаи, но не говорящего на родном языке?! Ни того, ни другого осетином считать нельзя! Во Владикавказе многие считают родной язык средством, позволяющим говорить и понимать говорящего на нем. В таком случае его можно заменить и другим языком. Поймут вас и на русском, за границей – на английском... Но суть в другом: родной язык не является лишь этим самым средством общения.
Васо Абаев говорил, что национальное самосознание неразрывно связано с национальным языком, и гибель родного языка неизменно приводит к исчезновению нации. Лучше нашего мудрого, выдающегося ученого и не скажешь. Так с каким же умом выносят тысячи осетинских родителей, бабушек и дедушек смертный приговор нашему осетинскому народу?! Почему обделяют своих младших сокровищницей, интересующей ученых самых разных стран мира? Если, по подсчетам Тамерлана Камболова, сегодня во Владикавказе на родном осетинском языке из детей говорят только 10–15%, то в каком положении окажется Осетия, когда эти младшие выйдут в жизнь и начнут руководить своим народом? Никакого удовлетворительного ответа на эти вопросы я дать не могу. Необходимо обдумать их вместе, в кругу семьи, фамилии, двора, села или города, нашего общественного движения. Обдумать и вынести достойные решения.
Несомненно, руководству республики, да и нам тоже, надо уделить большее внимание положению, создавшемуся с изучением осетинского языка в школах. Внимательно надо отбирать материалы, которые учителю предстоит вынести к ученикам.
Говоря о судьбе языка, мы чаще всего озабочены проблемами национального образования. Но тревожиться сегодня необходимо по поводу отношения родителей к родному языку. Во Владикавказе чуть меньше половины осетинского народа. И если во дворах многоэтажных домов сегодня от детей не услышишь слова на осетинском языке, то это свидетельствует о том, что дома родители говорят на русском языке, так им удобнее.
К сожалению, сегодня в нашем обществе накопилось много отрицательного, живут среди нас и люди, которые уже не встанут на путь исправления. Это касается распространителей наркотиков, воров, преступников, обирающих стариков и даже совершающих насилие над детьми. Закон таких должен карать самыми строгими мерами. Но у наших предков были и другие меры воздействия: свое, общественное осуждение, сообщение о пороках народу, чтобы низвести преступника в обществе в положение изгоя. Этими мерами мы сегодня абсолютно не пользуемся, что тоже говорит о перекосах в нашем мировоззрении.
Разве фамилия не должна призвать к ответу позорящих ее семей или отдельных личностей?! У наших предков строгий приговор позорившим фамилию сама фамилия и выносила. Можем мы возродить этот обычай или нет? Обращаюсь к тем, кто будет избран в состав координационного совета, да и ко всем остальным тоже. В среде фамилий и "Высшем совете осетин" создадим Общественный Суд, который будет наблюдать за поведением позорящих общество людей, примирять кровников, решать другие подобные вопросы. Если этот Суд найдет свое место в жизни общества, то можно будет дальше думать о воссоздании института Хъоды (всеобщее презрение и отвержение) как средства общественного воздействия на совершивших самые жестокие преступления против осетинского народа. Выселить нарушителя закон не позволяет. Но возможно не здороваться с хъодыгонд (подвергшийся презрению и отвержению), не входить в его дом и не приглашать к себе, не помогать как представителю фамилии или соседу. Тем самым не нарушались бы ни Конституция, ни законы страны!..
"Высший совет осетин" имеет достаточно возможностей и влияния для того чтобы улучшить жизнь общества. Но действовать надо аккуратно. И я хочу рассказать вам о рабочих инструментах "Высшего совета осетин", о способах подготовки к важной работе, которая нас ожидает.
Во-первых, необходимо вывести на значительно более высокий уровень общественную значимость движения. Я обращаюсь к парламентам Республики Северная Осетия – Алания и Республики Южная Осетия с тем, чтобы они, учитывая важные цели и задачи движения, наделили ее правом законодательной инициативы. Кроме того, хотелось бы, чтобы парламенты при рассмотрении важных общественных вопросов приглашали и нас.
Осетинские фамилии очень влиятельны. Есть народы, в среде которых ни семья, ни сосед, ни фамилия по жизни абсолютно неавторитетны. Каждый человек живет для себя, наслаждается жизнью, тем, что ни к чему не имеет отношения. Так им легче. У нас иные основы мировоззрения. Эгоизм нас губит. Учитывая этот факт, фамилии, несмотря на то что не столь едины, как в былые времена, обладают возможностями и Фарном предков, позволяющими снова занять в обществе значимое место. Хорошо, когда раз в 2–3 года организовывается фамильный куывд, родственники видят друг друга и рады встрече. Но еще лучше, если соберутся наиболее влиятельные и мудрые представители и изберут тех людей, которые смогут сплотить фамилию. Встав на подобный путь, можно добиться свершения многих благих дел как для фамилии, так и для будущего нашего народа.
Надо создать планомерно работающий совет из избранников фамилий. Он будет работать над решением общих для фамилий вопросов, а мы затем – рассматривать их на собраниях координационного совета или президиума.
Мы всегда надеемся на то, что нашу жизнь улучшит хороший начальник: руководитель республики, министр, председатель "Высшего совета осетин". Да, от них зависит многое, но мы часто забываем, что и сами живем здесь и сейчас.
Много вопросов мы можем решить только сами, посторонний нам ничем не поможет. Ни Вячеслав Битаров, ни министры, ни Руслан Кучиев не придут в ваш дом и не научат ваших младших говорить по-осетински. Это можете сделать только вы сами!
К подобной работе необходимо подходить по принципу зиу (народный обычай взаимопомощи). Только совместными усилиями мы можем улучшить нашу жизнь, а будущее – сделать светлым. Уважая друг друга, прислушиваясь друг к другу, помогая друг другу. Пусть Всевышний дарует нам мировоззрение, заключающееся в стремлении к единению!..
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30