В реанимационное отделение Клинической больницы скорой медицинской помощи поступил 20-летний парень с обширными ожогами более 50% поверхности тела и тяжелыми поражениями верхних дыхательных путей.
Один из ведущих врачей отделения Игорь Бекузаров, завотделением Людмила Дудиева и медсестра Светлана Бекузарова
Долгое время он находился на аппарате искусственной вентиляции легких. Однако врачам ожогового отделения совместно с реаниматологами удалось спасти молодого человека и спустя месяц и неделю его отправили домой. Теперь парня ждет послебольничная реабилитация, угрозы для здоровья уже нет. Этот случай – яркое свидетельство того, что наши специалисты – одни из лучших в регионе.
Ожоговое отделение было основано на базе КБСМП в 1988 г. Сегодня здесь оказывают помощь не только жителям нашей республики, но и из других регионов. Отделение предусмотрено на 30 коек, из них 6 – детские, но, как показывает практика, зачастую именно они составляют половину всех пациентов. По данным отчетов, всего за год регистрируется свыше 600 обращений с ожогами, около 450 пациентов госпитализируются.
В настоящее время в КБСМП от различных ожогов лечится 21 больной. Это экстренное отделение, заранее трудно спрогнозировать, сколько человек сюда поступит. Число пострадавших зависит от многих факторов. Во-первых, играет роль сезонность, к слову, на каникулах детей попадает в разы больше, потому что многие остаются без должного родительского присмотра. А в холодное время года из-за неисправных обогревательных приборов, проводки часто происходят пожары, взрываются газовые баллоны. В результате десятки больных с травмами попадают в ожоговое отделение КБСМП…
Недавно от такого взрыва пострадали трое из одной семьи. Среди них была беременная женщина. К счастью, все обошлось, они все поправились. Сегодня им о том событии напоминают лишь остаточные раны на руках.
Врачи ожогового отделения работают в тесной связи с другими специалистами. Если пациент поступает с обширными ожогами – больше 10% поверхности тела и имеется клиника ожогового шока, то его сразу отправляют в реанимацию, проводятся противошоковые мероприятия. А дальнейшее лечение происходит уже после перевода в профильное отделение.
С обширными ожогами – 30, 50, бывает, и до 90% поверхности тела – все время находятся в реанимации, потому что такие больные нуждаются в круглосуточном наблюдении. В таких случаях реаниматологи и травматологи совместно проводят лечение. Ожоговая травма, как правило, требует участия многих специалистов, например, часто вместе с кожей лица страдают глаза и дыхательные пути. Кроме того, нет почти ни одного ожогового больного, у которого не было бы сопутствующей патологии: неврологические заболевания, ИБС, у многих ожог сопровождается сахарным диабетом. Поэтому на помощь приходят специалисты смежных профессий и совместно проводят лечение. Как пример – история парня с ожогами более 50% с хорошим финалом, о котором речь шла выше. Его лечащий врач – реаниматолог Альбина Бураева, травматолог-ортопед – ожоговый врач Олеся Сергеева, врач-эндоскопист – Ираклий Кундухов, перевязочные медсестры – Лариса Бесолова, Жанна Плиева, медсестра реанимации – Фатима Босиева и другие ни на минуту не отходили от него…
В отделении есть специальное оборудование, в частности, две специализированные лечебно-ожоговые "песочные" кровати для пациентов с обширными ожогами, особенно задней поверхности тела. Если уложить такого пациента на обычный матрац, то увеличивается отделяемая жидкость от ран, больной теряет плазму, элементы крови, его состояние усугубляется. А на таких кроватях он лежит, как в гамаке, его раны "подсушиваются" при определенной температуре в 37 градусов. Кроме того, в палате работает аппарат для очищения воздуха циркуляторного типа. Есть в арсенале травматологов по ожоговой травме и инструментарий для оперативного лечения: дерматомы – для изъятия кожных лоскутов, которые используются в кожной пластике с обширными ожогами, аппарат для увеличения кожного лоскута, который также необходим для кожной пластики, и т.д.
– Мы стараемся идти в ногу со временем, исходя из тех возможностей, которые сегодня у нас есть, – говорит заведующая ожоговым отделением КБСМП Людмила Дудиева. – Пользуемся самыми современными раневыми покрытиями – это заменители кожи, так называемая искусственная кожа, чтобы повязки не прилипали к поврежденной поверхности. У нас есть и антисептики, мази последних поколений, антибиотики широкого спектра действия – ими мы успешно пользуемся.
В этой связи хочется сказать огромное спасибо руководству республики, министерству здравоохранения за то, что благодаря их усилиям удалось, наконец, наладить медикаментозное обеспечение. Конечно, наше оснащение еще требует доукомплектовки, но, я думаю, эти потребности в будущем тоже будут учтены.
На сегодня в коллективе работают 35 человек. Есть перевязочный, процедурный кабинеты, операционная. Почти все палаты – 1- и 2-местные. Персонал молодой, работоспособный. Очень отзывчив, доброжелателен и средний персонал, что очень важно. Все стараются четко выполнять свою работу, потому что выходить одного ожогового больного один врач без помощи медсестер никак не сможет. В этом процессе участие принимают и процедурные, и постовые, и перевязочные сестры. Лечение ожоговых травм – очень кропотливый труд, которым занят весь коллектив.
– Людмила Заурбековна, сейчас на дворе – холодное время года, многие уже включили обогревательные приборы, газовые духовки и т.д., что чревато непредсказуемыми последствиями – потенциальными угрозами для здоровья, а то и для жизни…
– Да, к сожалению, это так. На первом месте по классификации травм – ожоги горячими жидкостями: кипятком, молоком, бульоном, кофе... Среди них – наши потенциальные пациенты: малолетние дети, которые чаще попадают по недосмотру родителей. На втором месте – "газовые" ожоги. Очень часто взрываются баллоны, недавно был случай: не успели заправить машину – и тут же закурили, в итоге пострадала семья: муж с женой и свекровь. Часто случается утечка бытового газа, затем включается свет, и происходит взрыв, который может привести к тяжелым ожогам. Также поступают асоциальные пациенты – уснул человек в состоянии алкогольного опьянения с сигаретой – и тяжелейшие обширные глубокие ожоги ему обеспечены.
– К счастью, по мнению экспертов, ваше отделение неплохо справляется с возложенными на него задачами…
– Мы стараемся. По возможности делаем раннюю некрэктомию – хирургическое очищение поврежденных, нежизнеспособных тканей с кожной пластикой, используем современные раневые покрытия. При этом хорошо идет процесс заживления, не требующий дополнительных затрат на препараты.
– Не хочется о грустном, но без этого не обойтись. Какова статистика по смертности?
– В прошлом году этот показатель составил 2,3 на 400 с лишним человек. Мы укладываемся в среднестатистические российские рамки, где показатель равен 7.
– Говорят, процесс лечения ожоговых больных достаточно долгий?
– Не всегда. В среднем количество койко-дней у нас составляет от 13 до 15. А вообще, этот показатель невозможно спрогнозировать, поскольку на процесс лечения влияют и возраст, и сопутствующие заболевания, и другие факторы. Поэтому хотелось бы обратиться к читателям с просьбой быть осторожнее с огнем. Часто к нам попадают из-за элементарной безответственности, игнорирования правил безопасности. Разве можно зажигать мусор во дворе, предварительно обильно облив его бензином?! Результат зачастую будет однозначен: обширные ожоги туловища и конечностей. Хорошо, если сможем помочь, а если травмы несовместимы с жизнью? Мы делаем все возможное, но и у наших пациентов есть обязанности, одна из которых – следовать элементарным правилам безопасности…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30