…Чтобы национальный театр был сегодня востребованным публикой, он должен идти в ногу со временем. Не проходить мимо острых тем и "неудобных" вопросов, которые общество волнуют. Говорить со сцены в полный голос о том, что у общества болит и что накипело.
Не чураться поиска, эксперимента, новаторства… И вместе с тем для него очень важно, стремясь к тому, чтобы быть по-хорошему современным, не потерять себя. И обо всем этом вновь постарался напомнить зрителю VIII международный фестиваль национальных театров "Сцена без границ", который в субботу, 25 ноября, подвел во Владикавказе свои итоги.
"Жизнь в театре – пожизненные муки, а жизнь без него – бессмысленная суета…" Трудно найти о профессиях актера, режиссера и драматурга слова метче и мудрее, чем эти, принадлежащие корифею осетинской национальной сцены, народному артисту РФ Георгию Хугаеву – человеку, благодаря инициативе, организаторскому дару и горячему сердцу которого 17 лет назад, в 2000 году, в столице нашей республики этот театральный форум состоялся впервые. Именно его памяти был посвящен VIII фестиваль "Сцена без границ". А о том, каким навсегда остался Георгий Доментьевич в душах коллег, друзей, учеников и зрителей, его соратники по профессии и поклонники его таланта вспоминали 24 ноября на вечере, прошедшем в рамках фестиваля. Вспоминали взволнованно и очень тепло. И не менее взволнованно говорили о том, что традиции, привнесенные Мастером в осетинское театральное искусство, должны жить, развиваться и не прерываться. Что не имеем мы права дать поблекнуть памяти о нем, что давно пора, наконец, издать в республике полное собрание его драматургических произведений, с аншлагами ставившихся в Советском Союзе от Средней Азии до Сибири, его стихов, критических и публицистических статей… А председатель жюри фестиваля, заслуженный артист РФ Александр Федоров, признался, преподнося пышный букет роз почетной гостье вечера – спутнице жизни Георгия Доментьевича, народной артистке России Валерии Вячеславовне Хугаевой: "Мой первый выход на сцену ГИТИСа, в бытность еще студентом, состоялся в 1985 году именно в отрывке из пьесы Георгия Хугаева "Квартет для души", или "Бабуца, Гагуца, Данел и Дарданел". "Зажег" нас, своих сокурсников, этой пьесой Руслан Мильдзихов, сегодня – министр культуры вашей республики. Для нас это была первая встреча с Осетией…"
Каким быть сегодня национальному театральному искусству СКФО – и не только СКФО? Какие пути искать и выбирать, куда и как расти? Как лечить его "болевые точки"?.. Эти вопросы были подняты 25 ноября и на состоявшемся в СОИГСИ им. В. Абаева "круглом столе" "Современный театр – оснащение, содержание, развитие", где собрались члены жюри фестиваля, представители руководства принимавших в нем участие театров, Минкульта РСО–А и известные мастера сцены Осетии. И разговор этот тоже получился живым и острым. Говорили его участники и о том, что очень мало, увы, сегодня в северокавказских республиках национальных драматургов, ярко и талантливо пишущих на родных языках на темы, современному зрителю близкие. И о том, что практически во всех регионах СКФО переживает острейший кризис театральная критика: "старая гвардия" таких специалистов ушла, а молодежь в эту профессию просто не идет. И о том, как воспитывать нынче молодые кадры для национальных театров – ведь не секрет, что зачастую ребята-студийцы, которых регионы Северного Кавказа направляют на учебу в столичные театральные вузы, домой потом не возвращаются, предпочитая делать карьеру в Москве и Петербурге… Заслуженный артист РФ, режиссер Тамерлан Сабанов обратил внимание организаторов этого театрального форума еще и на то, что хорошо бы возродить практику открытого обсуждения фестивальных спектаклей с участием не только постановщиков и членов жюри, но и представителей других театров,
"Мы в Москве и Петербурге сегодня, к сожалению, – на опасной грани того, чтобы утратить великие традиции русского психологического театрального реализма. Надеюсь, что этого все-таки не произойдет, потому что маятник уже начинает, мне кажется, качаться тут в нужную сторону. А то, что видишь на сценах театров России не в Москве и не в Питере – оно подчас воспринимается просто как глоток свежего воздуха, потому что ближе к тем традициям, которые мы не должны потерять. У вас – замечательные возможности, замечательные актерские ансамбли. Сложнее, конечно, с репертуаром, но появляются новые интересные пьесы – и это надо поощрять, в том числе, как тут уже говорилось, и на конкурсной основе. И я желаю театрам Северного Кавказа встретить светлое будущее с хорошей режиссерской командой. Стыр бузныг!" – так обобщил на "круглом столе" свои впечатления от VIII "Сцены без границ" член фестивального жюри, заслуженный деятель искусств РФ Петр Попов. А вечером фестиваль завершился в Осетинском театре показом спектакля "Пешком" по пьесе С. Мрожека в постановке Абхазского госдрамтеатра им. С. Чанба, и со сцены был оглашен список его лауреатов.
Приз в номинации "За честь и достоинство" жюри присудило народному артисту РФ, давнему другу Осетии Дагуну Омаеву – исполнителю одной из главных ролей в спектакле Чеченского госдрамтеатра им. Х. Нурадилова "Выше гор" по пьесе Мусы Ахмадова. Приз "За сохранение традиций" – народной артистке РФ Валерии Хугаевой. Спецприз за показанную на фестивале Дигорским госдрамтеатром пьесу "Художник" – ее автору, народному артисту РСО–А Анатолию Галаову. Награда в номинации "За лучшую женскую роль" досталась актрисе Юго-Осетинского госдрамтеатра им. К. Л. Хетагурова, заслуженной артистке РЮО Альбине Хугаевой – за образ Калимат в спектакле "Кровавая свадьба" по пьесе В. Гаглоева. "За лучшую мужскую роль" – заслуженному артисту Республики Таджикистан Абдумумину Шарифи, блестяще сыгравшему Эмигранта в пьесе Н. Меликова и Б. Собира "Ночь вдали от Родины", привезенной на фестиваль Таджикским государственным молодежным театром им. М. Вахидова. А главный приз фестиваля – "За лучший спектакль" – "уехал" в Грозный. Достался он, опять-таки, спектаклю "Выше гор", а его постановщик, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики Хава Ахмадова, завоевала еще и приз в номинации "За лучшую режиссерскую работу".
"Сказать, что я счастлива – значит ничего не сказать! Мы, люди театра, работаем на сцене во имя любви. И спектакль наш – тоже о любви. К женщине, к матери, к отцу, к сыну, к родине… А самое главное, о любви к Богу. Да здравствует любовь!" – эти слова Хавы Ахмадовой зал встретил овацией. А министр культуры республики Руслан Мильдзихов и Александр Федоров, подводя на сцене итоги фестиваля, подчеркнули: главное, что он несет в себе – это мощное объединяющее начало, которое раз от раза щедро дарит его участникам ощущение принадлежности к великому театральному братству. А значит, границ у сцены на Северном Кавказе действительно нет. И не будет!..
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30