Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Лачак для Зарины

Яркая, богато украшенная вышивкой и другими декоративными элементами, очень нарядная и в то же время удобная и практичная – именно такова традиционная национальная одежда таджиков. В Северной Осетии сегодня проживает, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, около 560 представителей этой национальной диаспоры.

В 2011 году во Владикавказе было зарегистрировано таджикское НКО, вошедшее в состав общественного движения "Наша Осетия" и принимающее самое активное участие во всех знаковых мероприятиях Республиканского дома дружбы. И об истории таджикского национального костюма его активисты могут рассказать просто массу интересного.

В традиционный наряд мужчины-таджика входят хлопчатобумажная рубаха – "курта", шаровары, халат-чапан и румол – широкий поясной платок. Рубаху, свободную и не стесняющую движений, обычно шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Носилась она навыпуск. Брюки-шаровары ("эзор") тоже шились довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи надевали длинный чапан распашного свободного покроя, как правило, полосатый (хотя таджики-горцы предпочитали чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте). Зимний чапан был более плотным – на вате.

В старину чапан очень многое мог поведать о своем хозяине, будь то дехканин или ремесленник, купец или воин, ученый или аристократ: о его статусе, доходах, роде занятий, месте проживания. Бедняки носили чапаны из дешевого сатина, представители среднего класса – из плюша и бекасама (полушелковой материи, в полоску или узорчатой), зажиточные горожане – из бархата и шелка, а чапаны знати, вышитые золотом и серебром, были настоящими произведениями искусства. Издревле все важные события в жизни мужчины-таджика сопровождались подношением ему в подарок чапана. К примеру, на свадьбе брат невесты, по обычаю, не разрешал сестре переступать порог дома жениха, пока родственники будущего зятя не подарят ему чапан.

Платок-румол, которым чапан подпоясывается, – обязательная принадлежность таджикского мужского костюма. Он не дает полам верхней одежды разъезжаться, служит своего рода карманом для разных мелких вещей, к нему подвешивали нож. Повязывают румол особым способом: сначала складывают по диагонали вдвое, а затем перегибают на талии так, чтобы один из углов свисал вниз. Эти платки тоже со вкусом декорируются вышивкой. А в старину мужчины-таджики, кроме румолов, носили еще и футу – вышитый отрез материи размером примерно 200х60 см, которым также подпоясывались, оставляя один конец свободно свисать сбоку.

Гардероб горцев дополняли высокие вязаные чулки ("джураб"). На них надевали башмаки из сыромятной кожи, похожие на осетинские чувяки – чарыки. Жители равнин носили мягкие высокие сапоги-чулки из кожи – "махси". В обиходе были и кожаные сапоги для верховой езды, с каблуком и загнутым носом, и деревянная обувь – "кафши чубин".

Традиционный головной убор таджика – тюбетейка. Узор на ней тоже был своеобразным "паспортом", сразу указывавшим, откуда человек родом и в какой местности живет. Равнинные таджики носили поверх нее чалму. В холода мужчины надевали меховые шапки или повязывали голову шерстяным платком. А в ХХ в. в моду в Таджикистане вошла плоская квадратная тюбетейка, черная с белой вышивкой, которая получила название "чусти" – по месту ее изготовления, городу Чуст. Ее охотно стали носить также и женщины.

Костюм таджички – это длинное, богато вышитое платье-рубаха (оно тоже называется "курта") с расширяющимися книзу рукавами и шаровары свободного покроя. Женская рубаха бывает и однотонной, и пестрой, многоцветной, узорчатой. Верхнюю часть женских шаровар шили из хлопчатобумажной материи, а нижнюю, которую видно из-под рубахи – из тканей нарядных и более дорогих. Шаровары затягивались вокруг щиколоток цветной тесьмой. Молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота, замужние женщины – с вертикальным. Верхней одеждой таджичек был стеганый халат – "цома" или "мунисак". А голову они покрывали убором из чалмы, шапочки и платка-лачака (иногда его элементы носили и отдельно).

Именно лачак имеет в виду героиня таджикского эпоса "Гуругли", юная красавица-дочь шаха Сугдунчи Зарина (с таджикского это имя переводится так же, как с осетинского: "золотая"), когда наряжается к приезду своего суженого, богатыря Аваза, и приказывает служанкам подать ей узорчатый "платочек с бахромой": "…Я накину тот платок, / Лоб слегка прикрою им, / Пусть услышит звон серег / Тот, кто милым стал моим!.." Сам таджикский женский головной убор тоже мог украшаться серебряными подвесками и бусами. А в древности в некоторых местностях Таджикистана бусы, подвески и серьги носили и мужчины: это маркировало принадлежность человека к той или иной этнической группе.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика