Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Верните ориентацию

На совещании с руководителями системы образования и предпринимателями глава республики Вячеслав БИТАРОВ вновь поставил вопросы подготовки кадров для экономики республики. На проблему откликнулись и читатели "СО": 14 ноября вышла статья Е. Галачиевой "Вернуть на пьедестал рабочих и крестьян!" Сегодня тему развивает преподаватель СОРИПКРО, отличник народного образования, заслуженный учитель республики Олег АБАЕВ.

Личность, не умеющая трудиться и не любящая труд, не может быть нравственным человеком. Обязанность государства, общества, школы помочь школьникам в выборе правильного жизненного пути, профессиональной ориентации, которая выгодна как человеку, так и государству.

Одно из важных положений на этом пути – развитие технических направлений образования, науки, промышленности как главного критерия, на который ориентируются передовые страны мира. Мы забываем, что основную массу трудового потенциала любой индустриально развитой страны составляют именно рабочие кадры, которые заняты в производственной сфере по технологиям, создаваемым научно-техническими кадрами, а не небольшой группой "белых воротничков".

В Германии 55% трудового потенциала составляют высококвалифицированные рабочие, в Японии – 45%, а в России – только 5%!

Из 15 вузов нашей республики техническое образование дают всего два. В результате одним из главных факторов, сдерживающих подъем промышленного и сельхозпроизводства, является то, что почти разрушена система подготовки и повышения квалификации инженерно-технических и рабочих кадров.

Спросите любого школьника: хочет ли он быть токарем, слесарем, каменщиком и т.д.? Конечно, нет, это непрестижно! Почти каждый из них видит себя юристом, экономистом, бизнесменом, налоговиком, таможенником, полицейским или другим начальником, который будет только отдавать указания и распоряжения.

Молодежь дезориентирована, не знает, куда идти. У большинства видение своего будущего туманно, профессиональная ориентация отсутствует, они испытывают поразительное равнодушие к своей последующей трудовой жизни. Выпускники предоставляют право выбрать свою будущую профессию родителям, и лишь единицы выбирают ее самостоятельно, руководствуясь призванием и способностями.

Большинство из них аморфные, безразличные ко всему, поступают в вуз по протекции, учатся там кое-как, получают липовые дипломы. Всю жизнь заниматься нелюбимым делом, ненавидеть свою работу – разве это не трагедия?

Специалисты-гуманитарии тоже нужны, но не в таком объеме! А кто будет работать в производственном секторе, на оборонно-технических предприятиях, управлять современной военной техникой, осваивать нанотехнологии и возрождать экономику страны?!

Профессиональная, трудовая подготовка выпускников, их способность к продуктивной деятельности – эти вопросы должны решаться уже в школе. В 1617 лет человек должен знать, чем ему заниматься в жизни, где его трудовая ниша!

В чем причины?

Во-первых, это недооценка значения предмета "Технология" в системе общего образования.

Во-вторых, в школах – острая нехватка учителей "Технологии", особенно с высшим и средним специальным образованием, т. к. ни одно учебное заведение республики (в том числе и педагогические) не готовит педагогов такого направления.

В-третьих, одностороннее ориентирование учащихся на непременное получение высшего гуманитарного образования и отсутствие пропаганды технологического образования.

В-четвертых, мизерное количество времени, выделенное на изучение предмета "Черчение" как части технологического образования.

В большинстве школ республики вопреки государственному образовательному стандарту и всем федеральным нормативным документам к урокам технологии относятся как к предмету, который может вести кто угодно и где угодно.

А причина прежде всего в том, что полностью разрушена инфраструктура школьных мастерских. Изза малых зарплат и необоснованного сокращения часов на предмет ушли квалифицированные учителя труда. Директора школ просто не знают, откуда брать деньги на оборудование школьных мастерских, на расходные материалы к урокам.

В связи с отсутствием мастерских во многих школах на уроках "Технологии" объединяют мальчиков и девочек, что разрешается только в малокомплектных школах. Это часто нарушает правила САНПИНа и техники безопасности.

Кроме того, в большинстве случаев предмет ведут совместители, в основном женщины, вот они и преподают "Технологию ведения дома". И тогда мальчики в 57х классах вяжут, шьют, вышивают, готовят...

Часто ведутся только теоретические занятия, так как нет кабинетов труда или оборудования и материалов. Все это способствует падению технологической грамотности у мальчиков, невозможности в будущем освоить новые технологии, женственности будущих мужчин, неумению решать простые бытовые проблемы и, наконец, их неспособности овладеть в будущем высокотехнологическим оружием во время службы в армии.

Что делать?

Необходимо восстановить и полноценно финансировать кабинеты по технологии и учебные мастерские с соответствующим оборудованием.

Прекратить сокращать часы предмета "Технология".

Улучшить преподавание предмета "Черчение".

Создать школы с индустриально-технологическим профилем.

Восстановить профессиональную подготовку старшеклассников, чтобы не поступившие в вузы могли работать по специальности, полученной в школе.

Организовать в вузах подготовку по специальности "Учитель технологии".

Стимулировать приход в школу инженеров-практиков в качестве преподавателей предметов "Технология" и "Черчение".

Ввести в школах элективный (предпрофильный) курс по технологии, а в сельских школах – агротехнического направления.

Пропагандировать технологическое образование.

Все эти меры помогут восстановить его приоритет, поднимут техническую грамотность молодежи и позволят ей стать мощной силой современного производства республики.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика