Борьба с коррупцией остается одной из самых злободневных российских тем. По-прежнему растут мошенничество, присвоение или растрата с использованием служебного положения.
Но такое впечатление, что реальное наказание получают в основном мелкие взяточники, а крупные в большинстве своем уходят от ответственности. Достаточно ли правовых рычагов у контролирующих структур? Об этом мы спросили у начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры РСО–А Аслана КАЙТУКОВА.
– В 2017 году правоохранителями республики были выявлены 198 преступлений коррупционной направленности, что на 48% больше прошлогоднего показателя. Увеличилось количество возбужденных уголовных дел с 31 до 56, число привлекаемых должностных лиц – с 39 до 66. Если говорить о ситуации со взяточничеством, то в уходящем году выявлены 46 таких фактов. Сумма взяток составила от 20 до 250 тыс. руб., уже осуждены 11 лиц. И основная проблема, возникающая у оперативных подразделений при выявлении таких фактов, – низкое доверие населения, отсутствие соответствующих заявлений. Однако есть и другая сторона проблемы – низкая результативность работы оперативных подразделений МВД и УФСИНа республики, в том числе подразделений собственной безопасности. По результатам их проверок нами выявлены 65 нарушений закона. В итоге к дисциплинарной ответственности привлечены 13 сотрудников полиции, из которых 8 – оперативные сотрудники отдела собственной безопасности.
– Как можно оценить результаты борьбы с коррупцией? По факту ведь получается, в лучшем случае, выявить взяточника, а побороть коррупцию не выходит.
– Искоренить явление только карательными мерами не удалось ни одному обществу, т.к. выявить, а самое главное – доказать все преступления, связанные со взяточничеством, практически невозможно. Правило неотвратимости наказания срабатывает не всегда и, к сожалению, зависит от многих субъективных факторов, и как ни парадоксально, от той же самой коррупции. В настоящее время федеральным законодательством предусмотрены 28 направлений и мер по профилактике и противодействию коррупции, которые обязаны принимать все без исключения органы государственной власти и местного самоуправления.
Однако результаты надзорной деятельности свидетельствуют, что состояние законности в этой сфере в республике продолжает оставаться неудовлетворительным. Распространены факты предоставления госслужащими недостоверных сведений о доходах и имуществе, участия в управлении коммерческими организациями, занятия предпринимательством, служба при непосредственной подчиненности близким родственникам. В 10 министерствах и 7 комитетах республики выявлены 535 подобных нарушений. По представлению прокуратуры инициирована процедура проверки в отношении зампредседателя Комитета дорожного хозяйства РСО–А, который скрыл сведения о своих расходах на приобретение более десятка объектов недвижимости на общую сумму в 45 млн руб., что существенно превышает его задекларированный доход за предыдущие 3 года. Кроме того, 20 глав муниципальных образований республики привлечены к административной ответственности.
Еще одно дело по материалам прокурорской проверки возбуждено в отношении бывшего министра здравоохранения РСО–А по ст. 286 УК РФ по факту превышения им должностных полномочий. Ущерб от его действий оценивается в 26 млн руб. за фактически невыполненные работы по госконтрактам. Возбуждены уголовные дела по фактам получения взяток в отношении главного специалиста-эксперта ТУ "Роспотребнадзор", начальника отдела ГУ УПФР по Ирафскому району, старшего специалиста отдела по вопросам миграции УМВД по г. Владикавказу, врача приемного отделения ГБУЗ "МЦРБ" при Министерстве здравоохранения РСО–А.
По материалам прокурорской проверки возбуждены уголовные дела по фактам мошенничества в отношении директора, главного инженера и инженера муниципального учреждения Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства", в отношении двух генеральных директоров коммерческих организаций, выступавших подрядчиками по муниципальным контрактам. В результате незаконных действий в рамках реализации адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" в Моздокском городском поселении на 2013–2017 гг. были оплачены невыполненные работы на общую сумму более 25 млн руб. В сфере использования государственного и муниципального имущества, в том числе земельными участками, выявлено 21 нарушение закона, в основном при предоставлении в пользование и собственность имущества, злоупотребления служебными полномочиями при принятии таких решений. В итоге 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, отменены 8 незаконных правовых актов, возбуждено одно уголовное дело, судом удовлетворены 6 заявлений прокурора о признании сделок с земельными участками недействительными.
По материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела в отношении 5 глав сельских поселений по фактам незаконного выделения более 10 га земель. Возвращено в собственность республики более 300 га земельных участков.
– Как решается вопрос, связанный с распределением земельных участков?
– Совместно с МВД и УФСБ выявляются многочисленные факты незаконного выделения земельных участков на территориях сельских поселений республики. Возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении начальника отдела земельных отношений АМС г. Ардона, по факту получения взятки в сумме 200 тысяч рублей, за незаконное предоставление земельного участка. Еще 40 нарушений нами выявлены в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд: к дисциплинарной ответственности привлечены в итоге 10 должностных лиц, возбуждены 15 уголовных дел. Выявлено более 50 нарушений закона, внесены 19 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечены 7 должностных лиц, в суд направлены 15 исковых заявлений. Кроме того, 8 должностных лиц УЭБ и ПК МВД по РСО–А привлечены к дисциплинарной ответственности в связи с ненадлежащей организацией работы по выявлению преступлений в бюджетной сфере, в том числе связанных с "откатами" при осуществлении закупок.
– Какие наиболее коррумпированные сферы?
– Сфера образования, государственная и муниципальная служба, контролирующие и правоохранительные органы – в последних на сегодняшний день выявлены всего лишь 175 таких преступлений по итогам года, и считаю, что картина эта необъективная. 46 выявленных фактов взяток далеко не отражают существующую действительность, а потому работа по выявлению, на мой взгляд, ведется не на должном уровне. На будущий год перед правоохранительными органами республики поставлены конкретные задачи по активизации работы по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности, с коррупцией будем бороться намного жестче.
– Ущерб от коррупционных преступлений всегда немалый, насколько удается его возмещать?
– За 9 месяцев этого года сумма причиненного ущерба составила 324 млн 300 тыс. руб., из которых добровольно погашено всего 182 млн, а сумма арестованного имущества составила более 12 млн руб. По исковым заявлениям прокуратуры республики взыскан ущерб по делам коррупционной направленности на общую сумму 89 млн 881 тыс. Это, в частности, по вынесенному приговору в отношении бывшего директора Главного строительного управления по РСО–А при Министерстве строительства и архитектуры О. Цопанова, который обвинялся в превышении должностных полномочий. По версии следствия, он оплатил подрядчику невыполненные работы на общую сумму более 89,5 млн руб. по госконтракту на разработку проектно-сметной документации стадиона на 32 тыс. посадочных мест и комплекса Академии футбола для детей в г. Владикавказе. Ущерб, кстати, в полном объеме с него взыскан в бюджет республики.
В сфере закупок органами прокуратуры были выявлены 90 нарушений закона. К дисциплинарной ответственности привлечены 13 лиц, к административной ответственности – 40 должностных лиц, при этом сумма наложенных штрафов составила 7 млн руб. Возбуждены 3 уголовных дела. А что касается реального исполнения наказаний в виде штрафов, то в соответствии с частью 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от его уплаты штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей УК РФ. Это может быть и лишение свободы. При этом назначенное наказание не может быть условным. Такая правовая конструкция призвана исключить ситуации, когда при назначении наказания, не связанного с лишением свободы, лицо может фактически остаться безнаказанным за совершение коррупционного преступления.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30