Коррупция возможна там, где есть ворох бумаг, неразбериха и бюрократия, а потому те же сделки с имуществом, земельные отношения – клондайк для коррупционеров, считают эксперты и предлагают свое решение проблемы.
Управление Главы РСО–А по вопросам противодействия коррупции, государственной гражданской службы и кадров призывает использовать для хранения информации о сделках с землей систему блокчейн, в которой практически невозможно подделать данные или нечестным путем их изменить.
В некоторых странах технологию распределенного реестра (блокчейн) на государственном уровне уже начали использовать в тестовом режиме – в странах, где до этого можно было изменить публичные записи в госреестре, если заплатить "кому надо". В блокчейн-системе предлагается хранить сотни тысяч записей о правах на земельные участки, причем, с одной стороны, она будет надежно защищена от несанкционированного доступа, а с другой – любой желающий сможет просмотреть все эти записи. И это первый шаг на пути к использованию децентрализованной сети на государственной службе. Перспективы применения технологии блокчейн в профилактике коррупционных и иных правонарушений обсудили во Владикавказе на Всероссийской научно-практической конференции в СОГУ им. К.Л. Хетагурова.
Пока общество с трудом доверяет чиновникам, однако технология блокчейна сможет решить эту проблему, предоставляя надежные и открытые системы, которые не сможет затронуть коррупция, считают участники конференции. Эта технология представляет собой систему децентрализованных реестров, состоящих из "блоков" данных. Вся информация хранится одновременно на множестве независимых друг от друга компьютерах в единой сети. Получить же доступ к этим записям почти невозможно – если только с разрешения всех участников сети и с жесткими ограничениями. Именно поэтому такая система отлично может быть защищена от коррупции. Кроме того, система сделает все транзакции полностью прозрачными и доступными для контроля, что снизит влияние человеческого фактора и откроет широкие возможности для повышения эффективности управления
Специалисты информационных технологий, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, работающие в сфере антикоррупционной политики, обсуждали, каким образом блокчейн поможет сохранить целостность публичных данных, будь то информация о собственниках земли или количество голосов на выборах. Исключение посредников при совершении сделок приводит к повышению эффективности и снижению затрат, отметил и руководитель Управления по информационным технологиям и связи Алан Салбиев.
– Самое главное – технология распределенного реестра позволит создавать доверительную среду. Это цифровые технологии, которые начинают бурно развиваться. Думаю, в течение ближайших 3-5 лет они станут такой же обыденностью, как мобильная связь и Интернет, которые лет 10 назад были экзотикой, – сказал он, добавив, что 15 декабря управление в тестовом режиме запустит блокчейн-платформу для экспертизы итогов исполнения тендеров госзакупок и процедуры принятия решений по ним. Тем самым став первым в России органом исполнительной власти регионального уровня, которое опробует данный ресурс. При этом особо подчеркнул: технология – разработка североосетинских специалистов, к которой уже проявляют интерес коллеги из других субъектов страны.
При этом основная проблема для внедрения блокчейна – это несовершенство законодательства. К примеру, есть мнение, что информация о совершенной сделке навсегда сохранится в распределенных реестрах, однако пока непонятно, что делать с ней дальше, ведь без законодательной базы записи в блокчейне – это просто текст. Впрочем, инициатива сейчас прорабатывается на федеральном уровне, и есть все шансы, что смарт-контракты скоро смогут заменить чиновников, которые принимают решения по продаже имущества: их не обойти и не подкупить.
Обсудили и повышение эффективности работы по выявлению скрытой аффилированности в республиканских органах власти. С этой целью, как отметил руководитель Управления Главы РСО–А по вопросам противодействия коррупции Тамерлан Цгоев, принято решение о разработке автоматизированной информационной системы (АИС), позволяющей оперативно проводить анализ загружаемой информации.
– АИС предполагает формирование базы данных госслужащих, содержащей сведения о них самих и аффилированных лицах: членах их семей, а также ближайших родственниках, – рассказал руководитель управления. – Сведения включают в себя также информацию о том, является ли кто-либо из перечисленных лиц учредителем юридического лица, входит ли в состав управления юридического лица, занимается ли предпринимательской деятельностью как физическое лицо и т.д. Данная информационная база будет обновляться систематически.
Предполагается, что все эти сведения в автоматическом режиме будут сравниваться с информацией, предоставляемой республиканским Управлением по проведению закупок для государственных нужд. Это позволит устанавливать факты участия аффилированных лиц с замещающими государственные должности и государственными гражданскими служащими в закупочных процедурах.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30