Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Укрощение "Газелей"

Проблема с пассажирскими перевозками на маршрутных такси, поднятая на недавно прошедшем координационном совещании под председательством Вячеслава БИТАРОВА с участием руководителей силовых, правоохранительных ведомств и представителей госструктур, о котором "СО" писала в № 227 за 8 декабря 2017 г., заставила вновь констатировать факт, что эта сфера частного бизнеса находится, мягко говоря, в броуновском движении.

После той публикации в редакции "СО" раздался звонок: сотрудники одной из транспортных компаний выразили готовность откровенно ответить на все прозвучавшие в адрес перевозчиков обвинения на страницах газеты.

Напомним, речь шла о сокрытии налогов, а также неудовлетворительном техническом состоянии автопарка и липовом медосвидетельствовании водителей перед выездом на маршрут. Кроме того, по данным министра промышленности и транспорта РСО–А Хайдарбека Бутова, с июня этого года республика не может провести конкурс, который, по его словам, то и дело срывают перевозчики. "Как только он объявляется, перевозчики подают жалобы в антимонопольную службу, и конкурс отклоняется. И так более 13 раз. Три раза на нас были поданы иски в суд, и сейчас снова конкурс приостановлен", – рассказал министр.

Директор ООО "Ротор", официально обслуживающий владикавказский маршрут № 22, Олег Гигуев подтверждает: жалобы в УФАС по РСО–А действительно подавались, равно как и судебные иски. "Однако руководителю республики преподносят информацию в искаженном виде, – уверен предприниматель. – Республиканский минтранс начал заниматься городскими пассажирскими перевозками с 1 января этого года, и за это время несколько раз объявлявшийся конкурс на право заниматься муниципальными перевозками отменялся. Срывался он отнюдь не из-за перевозчиков, а ввиду того, что кто-то объявляет этот конкурс, нарушая законодательные нормы или аннулируя по надуманным причинам. Если бы мы срывали конкурсы, УФАС не признал бы нас правыми – ведь все нами делалось в рамках закона, который нарушали не перевозчики".

"То, как проходил последний конкурс, и то, как в итоге он оказался отображен в протоколе – это две совершенно разные картины, – говорит замдиректора ООО "Ротор" Тамара Гутиева. – Рассматривать поданные документы начали именно с нашей организации, приняв нас в итоге как участника конкурса. За нами шел "Иртранс", который также прошел рассмотрение. Когда же дошли до такой компании, как ВТК, у которой оказался явный недобор документов, то конкурс просто взяли и аннулировали. Когда нам говорят, что перевозчики не хотят обновлять свой технопарк, это тоже неправда. Мы – хотим. И даже нашли с этой целью инвестора, который не против был вложиться в наш регион, тогда разговор шел не о пяти и даже не о десяти миллионах рублей. Единственным его условием был бизнес-план и четкое понимание того, сколько он должен вложить денег в республику, и через какое время сможет вернуть свой капитал. Из тех тарифов, что были на тот момент, мы учли пассажиропоток, средний доход и расписали все расходы. В результате рентабельность предприятия составила минус более 50 млн рублей. Это, собственно, то, что хотела у нас делать та же питерская компания, где официально трудоустроенные работники, белая зарплата, налоги, мойка и т.д. И пришли к выводу: либо нужно было существенно поднимать стоимость проезда, либо выделять дотации, которых у города нет".

По словам перевозчиков, более 80% водителей сегодня работают в т.н. аренде – когда у водителей есть свой – какой-никакой – автотранспорт, но нет лицензии на маршрут. Поэтому они платят ежемесячно определенную сумму тому, кто когда-то эти самые маршруты выкупил, – в их числе упомянутые Вячеславом Битаровым бывшие чиновники и депутаты – и выходят на линии. Проблема в том, что на деле никто не следит за тем, что происходит дальше: в частности, как проводится технический контроль транспорта и медосмотр водителей, где "ночуют" их "Газели", кто устанавливает им график работы и многим другим.

"Во внутреннюю кухню никто не хочет вникать, – сетует Олег Гигуев. – Очень много нарушений есть, никто не спорит. Есть и неисправные машины, и неадекватные водители. Но почему те перевозчики, которые реально хотят работать, не могут? Наш маршрут работает на законных основаниях, по свидетельству. У нас есть свой медкабинет, где каждое утро с 6 до 10 утра сидит врач. То, что было у перевозчиков по-другому, – это тоже не секрет. И по сей день у ряда маршрутов это происходит – сидит на конечной кто-то и штампует эти печати. А кто-то сидит прямо в машине, даже не смотрит на водителя – ему просто подают из окошка готовые справки, и такое есть, к сожалению. И, конечно, водители привыкли по такой схеме работать, их в нужное русло направить очень тяжело. Кроме того, водители шести маршрутов больше года работают без документов – у них нет соответствующих карт. Штраф за их отсутствие на водителя составляет 5 тыс. рублей. Почему больше года никак не решится вопрос с этими картами? Ведь если водители всех шести маршрутов разом не выйдут на линии, то кто тогда окажется виновным – опять перевозчик?"

Впрочем, никто из перевозчиков сегодня не утверждает, что работает исключительно в рамках закона. Но объясняют это тем, что не в силах навести порядок самостоятельно. "Нам говорят: ну вы же взялись муниципальные маршруты обслуживать? Да, но к ним должны быть готовые схемы маршрутов, обустроенные конечные остановки транспорта, да просто – остановки. Именно муниципалитет должен привести все это в порядок и выставить на конкурс. А перевозчики, в свою очередь, обязаны соблюдать установленные правила, а не наводить порядок за свой счет", – говорит Тамара Гутиева.

Неудовлетворительными, по ее словам, по сей день остаются места для ночного отстоя транспорта, которые "не соответствуют требованиям". Что же касается отчисления налогов, то предприниматели сами предлагают пути решения этой проблемы. "Мы специально ездили в Нальчик, посмотреть, как эта система налажена там, и поняли: на их маршрутах нет ни одного физического лица, – говорит Олег Гигуев. – Все задействованные в этой сфере бизнеса – предприниматели. Я не раз об этом говорил и министру – нужен всего лишь один приказ: с 1 января 2018 года физлицам не выдавать путевые листы, только ИП. Но никто не хочет брать на себя ответственность".

Все эти по сути неконтролируемые никем процессы сегодня и вытекают в то, что происходит на дорогах Владикавказа: количество маршрутного автотранспорта, осуществляющего пассажироперевозки, несоизмеримо больше официально зарегистрированного. А где-то посередине между интересами перевозчиков, водителей маршруток и потугами госструктур находятся те, ради кого вообще этот бизнес существует – пассажиры. И именно пассажиры с удивлением каждый год узнают о том, что кто-то что-то пытается сделать в их интересах, но, увы, безрезультатно. Уже который год.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика