Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Еще раз о личности Иуане Ялгузидзе

С интересом прочитал статью Л. Чибирова "К вопросу об идентичности Агузарта и Агузата", опубликованную в "СО" от 23.11.2017. Поскольку в ней затрагивается и моя скромная персона, решил поделиться с читателями собственным, а не пересказанным мнением.

Хотелось бы остаться правильно понятым. У меня нет достаточных знаний в исторической науке. Являясь дилетантом, просто выясняю имеющиеся тенденции и использую их в своих выводах и версиях. В результате такой непостоянной деятельности у меня сложилось впечатление, что анализ и сопоставление существующих исторических источников не всегда приводят к однозначному заключению. Некоторые из них ориентированы на заранее сформулированный желаемый результат. Представляется, что столетними усилиями по некоторым направлениям были навязаны ошибочные стереотипы, до сих пор мешающие правильному пониманию древнего периода истории осетин.

Судя по всему, читателям представлена монография, то есть научное книжное издание, которое содержит полное и всестороннее исследование обозначенной темы.

Вводная часть книги содержит мотивацию и цель, а именно в соответствии с текстом: "К сожалению, еще нельзя сказать, что о славных делах великого сына фамилии Габараевых знают широкие слои осетинского народа. Его имя, как это ни досадно, известно лишь ограниченному кругу научной и творческой интеллигенции. Автор этих строк в начале 2015 г. говорил о жизни и деятельности И. Ялгузидзе на расширенном заседании международного общественного движения "Высший совет осетин". Из присутствующей в зале публики большинство слышало это имя впервые. Такова же была судьба Аксо Колиева до 90-х годов прошлого столетия. Его выдающиеся заслуги не были известны широким слоям населения. Однако стоило появиться моей небольшой книге "Аксо Колиев" (1999) и установить памятник во Владикавказе на пересечении улиц Ватутина и К. Хетагурова, как его имя стало на слуху у всех. В предлагаемой книге автор ставит ту же цель – вернуть имя Иуане Габараева (Ялгузидзе) широким кругам народа Осетии. До сих пор нет еще единой работы, по которой читатель смог бы составить цельное представление о разносторонней общественно значимой, культурной и литературной деятельности просветителя. Эта книга, изданная при поддержке фамильного совета Габараевых, ставит целью нарисовать портрет разносторонне одаренной личности, шире познакомить осетинского читателя с наследием выдающегося отпрыска фамилии Габараевых – Иуане" (стр. 5).

Из текста и источников, указанных в книге, можно извлечь следующие сведения:

В произведениях Х. Н. Ардасенова, З. Н. Ванеева, Д. А. Гугкаева и в других значимых источниках, использованных в книге, личностью, чьи заслуги рассматриваются, является Иван Ялгузидзе.

Х. Н. Ардасенов. "Иван Ялгузидзе – осетинский писатель и культурный деятель". Ученые записки Северо-Осетинского государственного пединститута им. К. Л. Хетагурова. Том XVIII. 1949 г.

Автор, рассматривая заслуги Ивана Ялгузидзе, отметил: "...Свою родословную Ялгузидзе возводит к могущественному роду Царазонта и тем самым к осетинским Багратидам. Как известно, Царазоновы жили в Алагирском ущелье, и часть из них, вероятно, во время царствования царицы Тамары переселилась в Грузию и осталась там. Осетинская фамилия "Æгъуызатæ", или "Æлгуызатæ", а по североосетинскому произношению – "Æгъуызартæ" (из которой образовалась грузинская "Иалгузидзе") и ныне распространена как в Северной, так и в Южной Осетии…" (стр. 194, 195).

З. Н. Ванеев. "Избранные работы по истории осетинского народа". Том 11. Издательство "Ирыстон", Цхинвал, 1990. К вопросу о происхождении Ивана Ялгузидзе (статья была написана в 1950 году и хранится в архиве ЮОНИИ).

Автор, рассматривая заслуги Ивана Ялгузидзе, обратил внимание: "Фамилия Ялгузидзе, несомненно, грузинизированная форма названия одного из древнеосетинских родов – Агузата (в русской форме – Агузовы). Фамилия Ялгузидзе, или Ялгузашвили, встречается в грузинских документах XV столетия. В поэме "Ялгузиани" героем является родоначальник этой фамилии Ялгуз – вернее, Агуз" (стр. 393). З. Н. Ванеев привел один архивный документ, который, по его мнению, проливает свет на происхождение Ивана Ялгузидзе. На самом деле это прошение жителя села Залда старшины Давида Ялгузидзе – Габарашвили на имя Экзарха Грузии от 7 октября 1826 г. В своем прошении Давид Ялгузидзе – Габарашвили просит о принятии сына Ивана Ялгузидзе – Габарашвили в Тифлисскую духовную семинарию с содержанием на казенном иждивении. "Прошение это за неграмотного Давида Габарашвили подписал губернский секретарь Иван Ялгузидзе" (стр. 394). Далее автор пишет: "Из документа видно, что в то время родовое название Агузата (Ялгузидзе) в Юго-Осетии еще было в употреблении, хотя происхождение от этого рода фамилии уже писалось под собственными названиями (Габарашвили и др.)" (стр. 394).

Это может означать, что наступил период, когда кроме представителей родовой фамилии Ялгузидзе уже были представители фамилий, происходящих от нее, в том числе фамилии Габарашвили. Был период, когда фамилии имели двойные названия, состоящие из названия родовой фамилии и названия отпочковавшейся от нее фамилии. Такой фамилией была и фамилия Ялгузидзе-Габарашвили.

Таким образом, есть основание полагать, что от фамилии Ялгузидзе отпочковалась фамилия Габарашвили, а не наоборот, но сама фамилия Ялгузидзе продолжала существовать.

Таким образом, есть основание полагать, что от фамилии Ялгузидзе отпочковалась фамилия Габарашвили, а не наоборот, но сама фамилия Ялгузидзе продолжала существовать.

Однако в результате З. Н. Ванеев (представляется неаргументированно) сделал вывод: "Иван Ялгузидзе происходил из ныне существующей в Юго-Осетии фамилии Габараевых, живущей в сел. Залда, происходящей из древнего рода Агузовых" (стр. 394–395). На самом деле согласно приведенным суждениям можно полагать, что от родовой фамилии Ялгузидзе произошла другая, но родственная фамилия под собственным названием – Габарашвили, она же Габараевы. Это означает, что Иван Ялгузидзе не происходил из фамилии Габараевых, так как она сама происходит (родственна) от фамилии Ялгузидзе. Думаю, нарушая даже правила экзогамии, невозможен вариант, чтобы Иван Ялгузидзе мог произойти от фамилии Габараевых. То есть Иван Ялгузидзе не был отпрыском фамилии Габараевых. До появления фамилии Габараевых фамилия Ялгузидзе уже несколько столетий значилась на исторической арене. В то время кроме Ивана Ялгузидзе были еще и другие представители одинарной фамилии Ялгузидзе, в том числе Иосиф и Бега. При этом нет основания для отрицания того, что Иван Ялгузидзе мог жить в селе Залда.

Д. А. Гугкаев. "О жизни и деятельности Ивана Ялгузидзе". Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института. Выпуск VII. Сталинир – 1955 г.

Автор, рассматривая происхождение Ивана Ялгузидзе, использовал тот же документ и вывод, приведенные З. Н. Ванеевым в работе "К вопросу о происхождении Ивана Ялгузидзе" (п 1. 1. 2). Однако он указал, что фамилия Габараевых является "одной из ветвей древнего осетинского рода Алгузата (по имени отдаленного предка Алгуза)" (стр. 286). Кроме того, добавил еще один аналогичный документ (расписку). В этой расписке, подтверждающей факт получения золотой медали и написанной в помощь неграмотному Давиду Ялгузидзе-Габарашвили, "губернский секретарь Иван Ялгузидзе руку приложил" (стр. 287). Следует обратить внимание на то, что архивные документы (прошение и расписка), приведенные З. Н. Ванеевым и Д. А. Гугкаевым, подписаны губернским секретарем, который не имел права искажать свою фамилию. То есть губернским секретарем был Ялгузидзе, но никак не Ялгузидзе-Габарашвили, или Габарашвили (Габараев). Таким образом, Иван Ялгузидзе не был сыном фамилии Габараевых, то есть он не был Иваном Габараевым.

Однако, учитывая родство двух фамилий – Ялгузидзе и Габараевых, предки Давида и Коте Габараевых могли назвать Ивана Ялгузидзе своим однофамильцем. Думаю, это позволительно неосведомленным осетинам.

Эта личность в автобиографии указывает: "Дворянин Иван Георгиев, сын Ялгузидзе, 45 лет; женат, имею двух сыновей. Родился в Осетии, происхождение мое из природных осетинских дворян. Кроме грузинского и осетинского могу объясняться несколько и на русском языке. Во время еще моего малолетства взят я из Осетии в Грузию". Интересным в этом документе представляется и то, что события 1802 г. в осетинских поселениях относятся к периоду присоединения Грузии к России. Вероятно, когда забирали малолетнего Ивана Ялгузидзе в Грузию, Северную Осетию называли Осетией. Этот важный документ-автобиографию собственноручно написал на русском языке и подписал дворянин Иван Ялгузидзе в 1820 г. (книга, стр. 7 и приложение 1). Следует обратить внимание на то, что эту автобиографию обнаружили в Центральном историческом архиве Грузии в 1951 году (Д. А. Гугкаев "О жизни и деятельности Ивана Ялгузидзе", стр. 281).

Согласно мнению В. А. Кузнецова первое массовое переселение аланов с плоскости в Алагирское ущелье (а оттуда – в соседние ущелья) произошло гораздо раньше татаро-монгольских войн, в VII–IX вв. (стр. 11). Формирование осетинских фамилий в Алагирском ущелье началось, предположительно, во второй половине I тыс. н. э. (стр. 11). Вторая половина XVIII в. была периодом, когда наряду с бытованием родового названия Агузата происходило отпочкование (формирование) отдельных фамилий. Так выделилась одна из ветвей Æгъуызатё – фамилия Гэгбагратге (стр. 15). Предки Габараевых являются выходцами из села Нузал (стр. 18). В. И. Абаев считал: "…к Агузовым причисляли себя Абаевы, Томаевы, Плиевы, Савлоховы, Габараевы и др." (стр. 12).

Согласно фольклорным и историческим сведениям в Осетии был Ос-Багатар. В разных произведениях число сыновей Ос-Багатара разное, но Агуз во всех вариантах присутствует (стр. 12).

От Æгъуызатæ – Æгъуызартæ – Агузата производно и грузинское Ялгузидзе (стр. 15).

Согласно тексту книги, написанному на осетинском языке, просветителем, чьи заслуги рассматриваются, является не кто иной, как Æгъуызаты Иуане, он же на грузинском языке – Ялгузидзе Иуане (книга, приложение 2, автор Александр Тибилов. Сборник произведений, Цхинвал 1988 г. стр. 136–141).

Таким образом, приведенные в пункте 1 сведения и документы могут удостоверять, что просветителем, чьи заслуги рассматриваются в книге, является Æгъуызаты Иуане, он же на грузинском языке Ялгузидзе Иуане, но никак не Габараев Иуане (Иван).

В связи с этим заменять фамилию предков Ялгузидзе (Агузата) на фамилии потомков (родственников), в том числе на фамилию Габараевых, некорректно. Кроме того, некорректными являются и сочетания фамилий, отнесенные к этому просветителю: Иуане Габараев-Ялгузидзе, Иуане Габараев (Ялгузидзе), Иуане Ялгузидзе (Габараев), Æгъуызаты – Гæбæраты и т. п.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика