Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Одна, но пламенная страсть

"Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца – пламенный мотор".

П. Герман.

Как хорошо, что мы с ним были знакомы. Тогда, в начале двухтысячных, я активно собирала материал для книги "Прекрасен наш союз", посвященной юбилею родной школы. И он, Таймураз ЗАНГИЕВ, сразу же откликнулся на анкету, адресованную выпускникам. Более того, сам зашел в гимназию, поинтересовался, будет ли в чем-нибудь нужна его помощь. Таймураз Николаевич в прошлом председатель Промышленного райисполкома, – дедушка моих учеников Веры и Хетага.

Об этом человеке рассказывать можно бесконечно: он был совершенно особенным, во многом неповторимым. И дело даже не в том, что он, по образованию инженер-металлург, проработал в системе цветной металлургии 48 лет, пройдя путь от сменного инженера завода "Победит" до генерального директора Завода твердосплавных инструментов. Дело не в его потрясающей эрудиции во всех областях знаний и даже не в наградах – ордене Трудового Красного Знамени и многочисленных медалях СССР, не в десятках ценнейших инженерных разработок в области твердосплавного производства, каждая из которых получила свой патент. Да, все это, безусловно, заслуживает глубокого уважения, однако мой рассказ совсем не об этом.

Т. Зангиев действительно (это вовсе не для красного словца) знал "одну, но пламенную страсть". Если кто-нибудь подзабыл, напомню, что именно так Михаил Лермонтов коротко и точно охарактеризовал своего стремящегося к свободе любимого героя Мцыри из одноименной поэмы. А вот для Таймураза Николаевича такой страстью стало небо. Хорошо понимаю, что здесь можно безмерно удивляться – ведь этот человек напрямую никогда не был связан с авиацией. Но небо в его жизни действительно было всегда. Летчиком он хотел стать с тех пор как себя помнил. И никогда не предавал свою мечту. Конечно же, всякое случалось. И разочарований тоже было немало. Таймураз Николаевич рассказывал, как он и его лучший друг-одноклассник Шота Метревели (они пронесли эту дружбу через всю жизнь) подали документы в специальную школу ВВС, но подросткам (тогда они закончили семилетку) медкомиссия отказала: обоих подвело зрение. Позже Таймураз повторил попытку, но его ожидало новое фиаско – здоровье определенно подкачало. Выходит, не судьба?! Однако мириться с таким вердиктом он решительно не хотел и не мог.

Все его детские и юношеские рисунки (рисовал он с четырех лет, неизменно получая за это дипломы и грамоты) были связаны исключительно с небом, любимые песни – авиационные марши – прошли с ним тоже через многие годы. А некоторые эпизоды из жизни подростка Т. Зангиева просто поразили меня. Вот только один из них. Рассказывает сам Таймураз Николаевич, который никогда не забывал грозные годы Великой Отечественной. Как всегда, Т. Зангиев очень сдержан, но что стоит за его скупыми словами...

"Мимо нашего дома на улице Цаголова идет колонна красноармейцев в новеньком обмундировании. Впервые слышу песню "Вставай, страна огромная..." В ней что-то необъятное, глубоко проникающее в детскую душу, вызывающее смутную тревогу... Война вносит изменения в нашу учебу. В школе все меньше мужчин-учителей, их место занимают женщины. Введены карточки на продукты питания, появились очереди за хлебом... Фашистские самолеты бомбят наш город. Облик его так разительно изменился. Мы, четвероклассники, не узнаем его: на высоких местах с хорошим обзором стоят зенитные пушки, на улицах установлены металлические ежи, а за городом жители строят противотанковые эскарпы. Но мы пережили те месяцы..."

Какими удивительными были мальчишки военной поры! Таймураз Зангиев дружил с ребятами из 13-й школы – Виктором Кумалаговым и Николаем Бидзикоевым, часто бывая у них, видел у школы зенитку. Тогда он мало разбирался в ее боевых возможностях, не знал калибра снарядов. Как-то, находясь на улице Войкова, мальчик услышал гул авиационных моторов. И если в артиллерии он не был асом, то в самолетах точно знал толк. Мог по внешнему виду отличить один тип самолета от другого, по силуэтам определял наши машины. Так было и в этот раз. Едва взглянув, парнишка понял, что это двухкилевые двухмоторные бомбардировщики "ПЕ-2". К его ужасу, по самолетам был открыт огонь. Как?! По своим?! К счастью, зенитчики не попали, и бомбардировщики с красными звездами на фюзеляжах улетели. Таймураз сразу догадался, отчего произошла эта ошибка. Ведь наш ПЕ-2 и немецкий МЕ-11 внешне очень похожи.

Сокровенная мечта паренька стать летчиком подкреплялась практически. Из всех газет он вырезал снимки самолетов, советских и вражеских, хорошо рисуя, мог свободно воспроизвести любую из машин. Да и специальную литературу имел, серьезно интересуясь боевыми самолетами.

…И вот трое друзей – у зенитчиков. Попасть к ним было не так-то легко: на огневой позиции присутствие посторонних, особенно детей, категорически запрещалось. Но когда младший лейтенант, командир орудия, разобрался во всем, то даже похвалил ребят. И пока зенитчики стояли на этой огневой позиции, Таймураз неизменно снабжал их силуэтами самолетов, нарисованными собственноручно, чтобы те больше не путали свои машины с вражескими. А как он по-детски был горд своей пусть даже "микроскопической помощью" (так считал сам, хотя на это можно было посмотреть и по-другому) бойцам Красной армии, боровшимся с врагом.

Вот вам и так называемые рисунки... Кстати, книги Т. Н. Зангиева, написанные уже в зрелом возрасте, – "Они защищали твое небо" (1973 г.),

"Витязь балтийского неба" (1982 г.), "В пылающем небе войны" (1995 г.), "Ленд-лиз" в небе войны" (2005 г.), – да, все до одной, тоже прекрасно иллюстрированы самим автором. И если бы вы, дорогие читатели, только видели эти рисунки! Здесь и изображения страшных воздушных поединков, и грозное небо, все пересеченное лучами прожекторов, и боевые машины в минуты побед и поражений, и следы работы нашей доблестной авиации на земле, и совместные атаки летчиков и танкистов, и еще многое, многое другое. И сколько десятков таких вот изображений!

Ну, а теперь о книгах, написанных Таймуразом Николаевичем. Они, как я уже говорила, тоже о небе. Я прочитала все до одной. Последнюю, "Ленд-лиз", автор подарил мне 10 лет назад, и я ее очень берегу: она по-своему уникальна. Но вначале о том, что предшествовало появлению этого сборника.

"Они защищали твое небо"... Книга посвящена "летчикам-землякам с преклонением перед их мужеством в суровые годы Великой Отечественной войны". Сколько интересных страниц в этом издании! Таймураз Николаевич показал, как временное превосходство гитлеровцев начисто разбилось о беспредельную отвагу и преданность Родине советских летчиков. Не щадя себя, они делали несколько боевых вылетов в день, жгли фашистских стервятников на земле и в воздухе. Хотя было столько жертв!

Вот только несколько эпизодов из рассказанного Т. Н. Зангиевым.

Хусина Айдаров был командиром звена истребителей И-16... Перед нашими пилотами в разрывах облаков – группа мессершмиттов-109. На стороне врага явное превосходство в численности и преимущество в высоте. Из-за облачности гитлеровцы, очевидно, сразу не заметили советских "ястребков". Этим не замедлили воспользоваться наши асы, Покачав крыльями своему ведомому Геннадию Соловьеву, Айдаров снизу вверх атаковал ведущего пары МЕ-109... За тот бой Хусина получил свою первую боевую награду. На счету у Айдарова 7 сбитых лично и 2 – в группе фашистских самолетов.

А вот летчик-штурмовик Г. Ботоев. Во время Корсунь-Шевченковской операции Георгий вылетел на разведку во вражеский тыл. Углубившись на территорию противника, Ботоев обнаружил вражескую колонну, направлявшуюся в сторону линии фронта. Летчик по рации сообщил об этом в штаб 451-го штурмового авиаполка, а сам, снизившись, на бреющем полете атаковал колонну. На головы опешивших гитлеровцев посыпались бомбы. Горели вражеские машины и повозки, падали сраженные фашисты. Когда снаряды закончились, Ботоев стал поливать противника пулеметным огнем. Восемь заходов сделал отважный ас. И только когда все боеприпасы были израсходованы, он вернулся на аэродром. Как потом выяснилось, на месте было обнаружено свыше 200 вражеских трупов. В том бою Георгий целиком оправдал имя, которое фашисты сами же дали нашему замечательному штурмовику – Черная смерть. За тот подвиг Ботоев был награжден орденом Красного Знамени. Всего этот мужественный воин совершил 120 боевых вылетов. Родина наградила своего отважного сына 14 боевыми наградами, в том числе 5 орденами.

Таймураз Николаевич открыл для своих земляков имя Алибека Сланова. Подвиг этого летчика в свое время стал сенсацией в авиационном мире. Один из американских журналов даже писал, что "поступок этого аса не повторил никто в истории мировой авиации".

В сентябре 1941 года эскадрилья старшего лейтенанта Свитенко получила задание – нанести бомбардировкой удар по гитлеровской колонне, двигавшейся в сторону Ленинграда. Вскоре "чайки" подошли к району цели и ударили сначала по голове колонны, затем – по хвосту. Запылали первые транспортеры, полетели в кювет мотоциклы и автомашины. Свитенко повел эскадрилью на второй заход. К тому времени зенитчики, оправившись от замешательства, открыли огонь по советским самолетам. В машину Свитенко попал снаряд, масляная система была пробита, мотор стал работать с перебоями. Старший лейтенант вынужден был сесть на ближайшую поляну. И тут случилось неожиданное: на посадку под бешеным огнем гитлеровских минометов пошла вторая "чайка"! В пилоте приземлившегося самолета комэск узнал своего ведомого Алибека Сланова. Не выключая мотор, молодой летчик жестом подозвал к себе командира. Свитенко взобрался на нижнюю плоскость и крепко ухватился за расчалки. Под огнем врага Алибек взлетел, позже он совершил посадку на первом попавшемся аэродроме наших морских пилотов.

Докладывая об этом случае командующему авиацией фронта генералу Новикову, Николай Свитенко сказал: "То, что совершил Сланов, 22-летний парень из Осетии, по плечу не каждому, даже опытному, закаленному воздушному бойцу". Очень жаль, что герой-летчик не дожил до Победы. В одном из воздушных боев храбрый пилот из Карджина погиб.

Не менее значимы и другие книги Таймураза Николаевича. Но подробно хочется рассказать все же о "Ленд-лизе в небе войны". В этом сборнике Зангиев повествует о малоизвестных фактах Второй мировой, связанных с боевым сотрудничеством военно-воздушных сил СССР, Великобритании и США. В приводимых эпизодах подчеркивается дружеский характер встреч во время Великой Отечественной советских летчиков с коллегами из государств-союзников, а также говорится о противоборстве авиации стран бывшей антигитлеровской коалиции в годы "холодной войны".

В этой необычной книге множество любопытных страниц! Но что же такое "ленд-лиз"? Это разработанный американским правительством механизм военной помощи странам-союзникам в период Второй мировой войны, предусматривавшей передачу им взамен или в аренду в аренду военной техники, стратегических материалов и всего прочего, необходимого для ведения войны против агрессора. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США еще до начала Великой Отечественной. Страна, расположенная за двумя океанами, пыталась оградить себя от разгоравшегося в Европе пожара мировой войны и, пользуясь географической недосягаемостью, защитить свои интересы чужими руками.

Конечно, в годы Великой Отечественной поставки Советскому Союзу по программе ленд-лиза отличались широкой номенклатурой. Это были танки, пушки, автомобили, самолеты, локомотивы, станочное оборудование, горюче-смазочные материалы, обувь, продовольствие и многое другое. Помощь США в денежном выражении в ценах того времени составила 10,8 миллиарда. А поставки Великобритании были еще больше.

Поражают факты, старательно собранные Т. Н. Зангиевым. Например, имена асов – наших и союзнических... Таймураз Николаевич приводит ряд эпизодов, свидетельствующих об умелом использовании советскими летчиками иностранной авиатехники в борьбе с таким сильным противником, как германские люфтваффе. В огне беспощадной воздушной войны выросла и закалилась целая плеяда советских асов, прославившихся своим боевым искусством на весь воевавший мир. Здесь И. Кожедуб, сбивший 82 вражеских самолета; А. Покрышкин – 59 самолетов, Н. Гулаев – 57; Т. Речкалов – 56; Г. Голубев – 50; А-Х Султан – 49; Н. Скоморохов – 46; А. Колдунов – 46; Б. Сафонов – 41 и так далее, список большой.

Были свои асы и у англосаксов. Например, англичанин Джонсон, сбивший 38 самолетов. Среди американских пилотов выделялись Бонг – 40 побед; Мак-Гвайр – 38; Меир – 20; Преди – 22; Джентайл – 17.

Среди французских летчиков, воевавших на стороне "сражающейся Франции", отличился Клостерман, уничтоживший 33 фашистских самолета. Выросли свои асы и в полку "Нормандия – Неман", воевавшем в составе советских ВВС. Летчик Ж. Андре вогнал в землю 15 немецких самолетов, М. Лефевр – 12. 17 пилотов этого бесстрашного полка уничтожили 204 гитлеровские машины.

Да разве обо всем расскажешь! Книгу Зангиева непременно следует читать самому, чтобы убедиться в том, что "Ленд-лиз" – проект большой и неоднозначный. Думаю, что эта тема еще ждет своих беспристрастных исследователей. Автор же в данной работе рассматривает только авиационный аспект этой программы – поставку в СССР самолетов.

Книгу можно читать, не отрываясь, с первой до последней страницы. Познакомившись с ней, по-настоящему понимаешь, чего стоила нам великая Победа, сколько бойцов "видимого" и "невидимого" фронтов участвовали в ней, каковы были планы, роль наших союзников, сколько жертв на суше и на море понесли все страны антигитлеровской коалиции, как создавались самолеты разных конструкций, как упорно и плодотворно трудились отечественные авиаконструкторы, чтобы наши асы получили превосходство в воздухе.

А какое количество конвоев перегоняло технику и многое, многое другое под охраной авиации! И все равно случались страшные трагедии... Да, все это показано в книге Т. Н. Зангиева. Кроме того, сборник "Ленд-лиз в небе войны" имеет два необычнейших приложения. В одном из них перечень самолетов английского производства, поставлявшихся Великобританией Советскому Союзу по указанной программе. Здесь и истребители, и супермарины, и бомбардировщики. А во втором – самолеты американского производства, включавшие военно-транспортную и патрульную технику. И, что интересно, к каждой машине приводятся специальные летные данные: описание моторов, максимальной скорости, дальности полета, взлетного веса, вооружения.

Да, безусловно, есть рядом с нами по-настоящему увлеченные, талантливые люди. И Таймураз Николаевич Зангиев – один из них.

Сегодня, когда патриотическому воспитанию в России уделяется особое внимание, было бы так правильно, справедливо и уместно, если бы книги этого автора переиздавались в Осетии и читались молодым поколением. Как это было бы кстати! И, я уверена, непременно нашлись бы тысячи мальчишек, которые, как и Т. Н. Зангиев, навсегда полюбили небо и все бы сделали, чтобы осуществились слова из знаменитого марша авиаторов. Да, пусть "в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ"…

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика