Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
В ответе перед народом

(К 75-летию со дня рождения Г.А. Агнаева)

Почетное звание "народный писатель" ко многому обязывает. Для одних это – еще один диплом с золотым теснением, для других – сердцевина судьбы.

Главная его суть состоит в том, что награда от народа, а значит обладающие ею поэт или писатель несут перед ним значительно большую ответственность за то, что создают в литературе как вольные художники слова. В условиях северокавказской действительности, разумеется, нашей Республики Северная Осетия – Алания это особенно актуально. Чрезвычайно важно всячески поддерживать уважительные, добрые отношения всех людей, проживающих здесь, способствовать развитию их культуры и образования. Народный писатель должен правильно оценивать, станет ли после выхода в свет его нового произведения мир лучше и светлее. Народный писатель должен твердо понимать, что он прежде всего – проводник идей гуманизма, для которого главное – не размеры тиражей, гонораров и томов, а народная любовь…

Гастан Агнаев – истинный сын своего народа, чья многовековая история живет не только на вершинах гор, в вечных легендах, но и в нравственном законе и обычаях, упорно сохраняемых во все времена. В колоссальной художественной ценности книг народного писателя Осетии, вместивших все нюансы современности, в свободе сюжетного и психологических замыслов, объединивших традиционное реалистическое повествование, юмор и лиризм, исследователи творчества самобытного прозаика видят черты жанровой традиции социально-психологических поисков. Главные отличия его художественного почерка – поиски нравственных и социальных истин в живой современности. Смех и реалистический сюжет – средства испытания высоких идей. Смешение временных, пространственных и психологических планов, сочетание конкретно-бытового и социального – важнейшие художественные приемы художника слова. В судьбе героев талантливого автора отразились не только наши отечественные проблемы, но и те, которые принято называть вечными, как в капле воды.

Произведения Гастана Агнаева подчеркнуто национальны, а повествование всегда географически локализовано. Народность писателя – явление особого рода. Его цель – не самовыражение, а воссоздание цельного образа мира через его преломление в личностном сознании. Этот тип художественного мышления и творческого видения стал одним из специфических художественных открытий российской литературы последней четверти XX – начала XXI столетий. Сам прозаик так определяет эту особенность своей прозы: "Выходя к читателю со своими размышлениями, я как бы говорю ему: "я ничего не скрываю от вас". Я думаю об этом так, а вы можете думать по-своему". Со своеобразным агнаевским лиризмом, лишь внешне ограничивающим изображаемое пределами личного опыта писателя, а в действительности – увеличивающим его масштабы за счет иных жизненных ситуаций, человеческих опытов и сознаний, связана и горизонтальная локализация его художественного мира.

Осетия Гастана Агнаева – историческое место, где начинается нравственно-философская модель мира, воплощающая представление писателя о предназначении человека и соотносимая с реальной действительностью. Общее направление художественного поиска писателя близко этому направлению развития осетинской литературы XX века. "Малая родина" из бесконечно дорогого уголка, нуждающегося в равнении на большой мир, становится средоточием правды о мире и критерием его оценки. Рассказы, повести, романы Агнаева – непринужденная беседа с предполагаемым читателем, которая лишена догматизма и назидательности. Вообще, такая манера повествования является отличительной чертой социально-психологической прозы Гастана Амзоровича: он предполагает в своем читателе способность доброжелательно и заинтересованно вглядываться в окружающий мир, разделяя радость автора от множества явлений единства бытия, его веру в вечные ценности народной морали и мудрую иронию по отношению к несовершенству жизни, трагической и прекрасной, – уже потому, что она жизнь, а не смерть.

Эта принципиальная особенность прозы нашего известного писателя – выражение его мироощущения, которое определяет осознание мира в контексте бытия и стремление восстановить утраченную человеком истекшего столетия целостность на новой основе – путем установления связи между нравственным сознанием личности и законами природной и народной жизни. Писатель убежден: "Народ – это живая природа, поэтому он вечен". Полнота бытия, яркая предметность и изобразительность стиля, особенности сюжетостроения, позволяющие свободно уклоняться от фабулы ради развития многочисленных "микросюжетов", подробных описаний или рассуждений, являются не просто особенностями самобытного дарования писателя, но и художественным воплощением этого фундаментального свойства его мироощущения. Изобразительный мир писателя, вмещающий разные стороны действительности, остается между тем все же жизнеутверждающим.

Важнейшей особенностью этой стороны творчества Гастана Агнаева является принцип принятия бытия как безусловного единства и абсолютной целостности, где нет ничего малозначительного или незаконного, что для гармонизации жизни следовало бы исключить. Это светлый мир души прозаика. Реальный ландшафт Осетии (и горный, и равнинный) в нем преобразуется в универсальное пространство, вмещающее и освещенные солнцем вершины, и долины человеческой души. Пространственные образы – константы – обладают в художественном мире Агнаева устойчивым оценочным смыслом. Это вечный мир. Писатель убежден, что только в реальном соотношении с ним и раскрывается нам подлинность человеческой натуры. Конечно, он может отодвинуть вечность, чтобы показать ужас мучений человека, оторванного от нее, но он ее не может заменить чем-то другим. Народ и природа для самобытного автора неразрывно связаны, потому что оба – вечны.

Художественный мир писателя возникает в точке пересечения координат вечности, человечности, веры и народа, причем абсолютная нравственная идея может существовать в нем и в форме народных верований как свято соблюдаемого обычая или нравственного закона. Это "формула бытия" по Гастану. Думается, что в ней заложена огромная метафора единства скифо-сармато-аланского мира. Ради чего они жили, сражались и умирали. Вечность жизни мира народа, воплотившаяся в патриархальной культуре, в сопоставлении с временной относительностью социального уклада, становится основой реалистического в творчестве прозаика. Национальное бытие Алании, сохранившее благодаря своей высокогорности и древней истории основы личностного восприятия мира, становится воплощением нравственной основы. Обычай, мудрость предков, голос крови продолжают определять жизненное поведение осетин в различные эпохи, и хотя исторические катаклизмы не прошли для них бесследно, формы народной жизни в основе своей стойко сопротивляются новой морали.

Гастан Агнаев в своей творческой работе отталкивается непосредственно от факта, берет из жизни почти готовый сюжет и, обработав его соответствующим образом, получает художественное произведение. Однако это вовсе не означает, что писатель привязан к материалу, но все же факт у него всегда стоит впереди фантазии. А что взять из жизни, зависит от склада ума, от его основной философии творчества, нравственной и идейной направленности. Агнаев на основе все того же жизненного и литературного опыта выхватывает из жизни отрывки, которые сами по себе уже несут в себе обобщающее начало. Если другие стремятся к типизированному образу, то он находит его в окружающей действительности. Этим все и определяется в его творчестве. Отсюда – относительная жизненность его "литературного хозяйства", своеобразная убедительность и достоверность образов. Но как бы ни творил своих героев художник слова, материализуя их из своего опыта, беря из жизни почти готовыми, и в том и в другом случае он творит их сообразно со своими целями, со своим замыслом для того чтобы внушить людям свой взгляд на жизнь.

В заключение уместно вернуться к той серии вопросов, которую мы обозначили выше: "Какое воздействие на людей оказывали на протяжении творческой жизни книги Гастана Агнаева?" Писатель в своей прозе не только отражает душу родного народа, но и обогащает национальный характер, способствуя его формированию, подтверждая проверенные временем черты, совершенствует новые традиционные формы поведения, подготавливая человека к восприятию более высоких духовных ценностей. Именно такое творчество способно во всем многообразии и богатстве воспитывать духовных наследников Фари, Борнафа, Урузмага, Кудайната, Амрана. Жизнеутверждающим примером для них является и сам Гастан Агнаев, который всячески способствовал формированию гражданского, героического и нравственного начал в психологии своих современников.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика