Когда в компании становится скучно, кто-нибудь обязательно обращается к одной из "вечных" тем, способных вызвать самые жаркие дискуссии. Стоит лишь сказать, что сегодня наша молодежь бесперспективна, и словесные, а может, и не только, баталии обеспечены.
То же самое будет и в обратном случае, если озвучить, что нынешнее поколение безмерно талантливо – противников данного тезиса хватает в любом обществе. Но какая бы ни была молодежь – она есть, и это факт. Как факт и то, что с ней постоянно нужно работать. Причем не в режиме разовых акций, а системно, без перерывов на летние и зимние каникулы.
Молодежная политика на государственном уровне сегодня – намного больше, чем просто слова. И с каждым годом растет число людей, которые действительно понимают, что это за явление. Собрать молодежь на митинг под громкими лозунгами – это вовсе не молодежная политика, скорее – ее отсутствие. Когда система работает, ребятам просто некогда ходить на спонтанные и не несущие никакой функциональной нагрузки собрания – они заняты делом с высоким КПД.
В Северной Осетии, как и во многих других регионах страны, функцию госоргана, занимающегося молодежной политикой, выполняет Комитет по делам молодежи. Пока что он работает без председателя, и, возможно, самое время поговорить о том, каким этот председатель должен быть с точки зрения самой молодежи.
Комитет по делам молодежи в том виде, в котором его знают сегодня, появился в 2015 году, когда был выведен из состава Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта РСО–А. По идее, обособление в отдельное ведомство должно было принести комитету сплошные плюсы, так как подобный шаг говорил о повышенном внимании к молодежи и ее проблемам. Однако все вышло не совсем так, как задумывалось: молодежная политика продолжала функционировать, так сказать, "по остаточному принципу".
Впервые как отдельная госструктура молодежный комитет появился в 1995 году, одновременно с появлением федерального закона о молодежной политике. Причем комитет в РСО–А был одним из первых в стране, и результаты его работы долгое время ставили в пример в других субъектах. В 2004 году произошло слияние двух комитетов в одно министерство, и на тот момент молодежный комитет был базовым. Оправдана ли такая и последующая реорганизация – вопрос второй. На первом плане – эффективность работы, она выражается в общественной атмосфере. Снижение уровня безработицы, наркомании и алкоголизма среди молодежи, поступательное развитие социальных проектов – это те качественные показатели, по которым можно судить об успешности руководителя и его команды. Но команда не должна ограничиваться лишь коллективом комитета или министерства – в работу должны быть вовлечены все, кто так или иначе занят в сфере молодежной политики. Разве мы можем говорить сегодня о каких-то высоких результатах, если молодежные комитеты в районах Северной Осетии неподотчетны республиканскому и не работают с ним в тандеме? Да, в районах созданы центры социализации молодежи, но, учитывая объем задач, которые должна решать молодежная политика, этого недостаточно. К тому же совершенно справедливый вопрос к районным комитетам молодежи: изменило бы ситуацию наличие финансирования?! Многие студенты из сел республики на мой вопрос об их вовлечении в деятельность комитета по месту жительства задавали встречный вопрос: "А у нас есть такое ведомство?"
Молодежная политика – это не мероприятия для избранных, это сложный механизм, который нужно понимать и которым нужно уметь управлять. В чем, собственно, трудности организации самой работы правительственного органа? Об этом мы спросили людей, непосредственно занятых молодежной политикой в нашем регионе.
Марат ЦАГАРАЕВ, заместитель председателя Комитета по делам молодежи РСО–А:
– В КДМ я работаю со дня его основания в 1995 году. Изначально в коллективе было всего 5 человек, но с пониманием значимости нашей деятельности и при поддержке руководства республики комитет стал структурой, которая выделялась на всем Северном Кавказе и была показательной по России. Наше становление происходило под председательством Таймураза Касаева, тогда было создано несколько подразделений, к примеру, среди них – Центр профилактики наркомании, Государственный театр КВН, Центр юридической и правовой помощи молодежи. В 2001 году была принята программа работы с молодежью по месту жительства, просуществовавшая около четырех лет. Больших и маленьких проектов, реализованных за годы работы, можно перечислить довольно много. Но финансирования на поддержку талантливой молодежи не хватало почти всегда – идеи были, а воплощать их было не на что. Когда началась совместная работа с коллегами по спорту в составе нового минмолспорта, у молодежи появилось больше возможностей для развития и выхода в среду: помимо общественных организаций у министерства были подведомственные учреждения – спортивные школы, в которых и занималась наша молодежь, не абстрактная, а вполне конкретная – около 30 тысяч человек. И работа действительно строилась эффективно. В нашем распоряжении находились и Центр олимпийской подготовки, и молодежный краеведческо-туристический центр "Барс", и транспорт – и всем этим мы пользовались для реализации наших проектов во благо молодежи, которая в них участвовала. После очередной реорганизации комитет остался без материально-технической базы, а следовательно – без средств для развития молодежной политики в регионе. И человек, который придет на должность председателя, должен, несмотря на отсутствие условий, показывать хорошие результаты. Естественно, это должен быть человек с опытом администрирования и при этом по возрасту близок самой молодежи. Нужно четкое понимание: КДМ – госорган, и большая часть деятельности – это работа в сфере разработки нормативно-правовых актов, по выстраиванию политики в области выявления и поддержки молодежи. И это системная работа. Тот, кто возглавит ведомство, должен понимать ее и при этом иметь опыт. И такие люди у нас есть. Думаю, искать кандидатов нужно в самой структуре комитета и подведомственных организациях, где работают порядка 300 человек. Многие идейные ребята работают в этой сфере не один год, получая зарплату меньше 10 тысяч рублей. И при этом мы не можем участвовать в госпрограммах поддержки, рассчитанных на молодых учителей или работников культуры.
Алан ХУГАЕВ, председатель Комитета по национальной политике и делам молодежи Парламента РСО–А:
190038 человек в возрасте от 16 до 35 лет проживают в Северной Осетии, по данным за 2017 год. Самая социально активная часть составляет, таким образом, свыше четверти всего населения республики.
– В вопросе выбора председателя Комитета по делам молодежи РСО–А точно торопиться не стоит. Это не просто руководитель очередного ведомства – этот человек должен гореть желанием сделать что-то для республики, он должен буквально грызть землю зубами, чтобы добиваться поставленных целей, изворачиваться в условиях ограниченного бюджета и находить отсутствующие деньги на реализацию проектов. Работа с молодежью очень тяжелая, ее результаты не сразу видны – здесь нет такого количественного показателя, как, скажем, в здравоохранении, где мы можем оценить работу ведомства по наличию или отсутствию в больницах медикаментов. Но вместе с тем работа с молодежью очень продуктивная и плодотворная. И, сугубо мое мнение, Комитет по делам молодежи, Министерство физической культуры и спорта, а также Комитет по туризму РСО–А нужно объединить в одно ведомство, которое должно стать мощным механизмом. Все эти сферы взаимосвязаны между собой и развиваться они могут, в том числе, благодаря интеграции.
Азамат ГАГЛОЕВ, председатель молодежного парламента 2-го созыва:
– Если мы говорим о возрождении нации, хотим видеть нашу республику сильной, то нам необходимо срочно начать думать на перспективу, вкладывая в свое будущее больше. И одно из таких направлений – это молодежная политика, развивая которую, мы вносим непосредственный вклад в воспитание своего будущего. В последнее время комитет по делам молодежи под руководством Бориса Цаликова блестяще справлялся со своей задачей, особенно с тем минимальным ресурсом, который был у него в распоряжении. Мне кажется, что председателем должен быть в первую очередь профессионал-управленец, во вторую – человек должен отлично разбираться в государственной молодежной политике, в приоритетах и направлениях. Далее. Необходимо объективно понимать ситуацию в молодежной политике в республике. И лишь дополнительным преимуществом при отборе кандидатуры может быть такое качество, как лидер молодежной среды – это отнюдь не основное для этой должности. Наличие отдельного молодежного комитета – это очень важный для нашей республики вопрос как для региона, который хочет эффективно строить свое будущее. Таким шагом республика показывает, что молодежь у нас – на особом счету.
Анзор МАКИЕВ, председатель профсоюзной организации студентов СОГУ им. К. Хетагурова и объединенного совета обучающихся СОГУ:
– Я всегда выступал за отделение комитета по делам молодежи от министерства спорта. И сейчас придерживаюсь того же мнения: работа с молодежью – одна из приоритетных в государстве, и все регионы должны ее поддерживать. Другой вопрос: в какой форме комитет отделили от министерства? С таким ресурсом говорить о высоких показателях работы не приходится. Конечно, если очередное слияние ведомств повлияет на рост финансирования, новый этап реорганизации будет оправдан. Но в любом другом случае молодежный государственный орган должен быть отдельной структурой, не спрятанной в другом ведомстве.
Если говорить о критериях отбора на должность председателя, то, несомненно, претендент должен быть человеком, который проработал в этой сфере – необязательно в комитете, он может быть из какой-то общественной организации или из активного студенчества. Но обязательно должен разбираться в вопросах молодежной политики. У будущего руководителя должны быть понимание проблем в молодежной среде и видение путей их решения. Еще многое будут решать связи человека, потому что в республике в общем тяжелая ситуация с финансированием, и большинство молодежных мероприятий нужно будет проводить за счет спонсоров, а чтобы их привлечь, и нужны эти самые связи.
Алан ГАЦАЛОВ, активист и общественный деятель Ирафского района:
– Если говорить об Ирафском районе, то здесь много талантливой, инициативной молодежи – она занята наукой, спортом, различными видами творчества. И когда весь этот потенциал возвращается в район – после учебы, после армии, то сталкивается с невозможностью реализовать себя, найти себе применение. Со временем это приводит к тому, что многие из них примыкают к различным объединениям – религиозным или криминальным. Грамотная работа в сфере молодежной политики могла бы такие случаи предотвратить. На своем опыте могу сказать, что наиболее активная работа с молодежью велась в то время, когда данное направление находилось в ведении минмолспорта. Скорее всего, это связано с более высоким и стабильным финансированием – как ни крути, реализация многих идей упирается в денежный вопрос. Сегодня на федеральном уровне для молодежи делается абсолютно все – различные форумы, всевозможные конкурсы, однако, для участия в них нужны деньги. И, на мой взгляд, хотя бы на это их нужно изыскивать – потенциал наших ребят позволит не только привлечь в республику деньги на реализацию проектов, но и эти самые проекты раскрутить. Вариться в собственном соку долго невозможно.
Молодые учителя, врачи, слесари – они и многие другие специалисты находят поддержку в профессиональной среде. Однако, помимо того что все эти парни и девушки – перспективные специалисты, они еще и молодежь нашего региона. И в них должны закладываться те ценности, которые потом будут передаваться следующим поколениям. Хорошо, если ты – квалифицированный специалист. Но еще лучше, если в тебе есть неравнодушие к происходящему вокруг и стремление менять что-то к лучшему.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30