Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Раз в крещенский вечерок…"

С отмечающимся Православной церковью 19 января Крещением Господним (или – Богоявлением), которым завершаются зимние святки, народный земледельческий календарь старой России связывал немало примет и поверий.

Широко бытовали они и у переселенцев из Курской, Орловской, Владимирской и других губерний Российской империи, осевших в ХIХ – начале ХХ века в Терской области, чьи правнуки сегодня называют Северную Осетию родиной.

"В Богоявленскую ночь, перед заутреней, небо открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется", – гласило одно из таких поверий, которое приводит в сборнике "Круглый год. Русский земледельческий календарь" советский этнограф Анна Некрылова. Почти повсеместно была в ходу на Руси и примета: снег на Крещение – к урожаю. Крещенским снегом белили холсты, им умывались, талой водой из него окатывались в банях – "красоты и здоровья ради". А крещенский вечер, канун Богоявления, был в русских деревнях одним из главных дней святочных гаданий.

В Новгородской, Вятской, Воронежской и ряде других российских губерний о судьбе, ожидающей членов семьи в новом году, на святки часто гадали по деревянным ложкам: наливали в них воды по числу домочадцев и выставляли на ночь на мороз. Считалось: если вода в ложке замерзнет "горкой" – это к удаче и счастью. Если "ямкой" – к человеку весь год будут цепляться, как репьи, неудачи и неприятности.

Девушки на выданье с азартом гадали под Крещение о женихах – и о том, счастливо ли сложится их жизнь в замужестве. "За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали", – так описывает один из вариантов этого гадания Василий Жуковский в балладе "Светлана". Куда укажет носок башмачка, с той стороны, верили, и приедут к девице сваты. Другим распространенным способом таких гаданий было подслушивание под чужими окнами: бранятся хозяева – значит, подслушивающей замужем придется несладко. Веселятся или ведут чинную беседу – значит, с мужем, свекровью и свекром ей повезет.

Очень популярным было гадание с помощью петуха. В Тверской губернии, к примеру, это делали в начале ХХ в. так: раскладывали на полу или на столе щепотку крупы, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Вносили в избу петуха и смотрели, что он станет клевать в первую очередь: крупу – к жизни в достатке, монетки – к деньгам, уголек – к затянувшемуся девичеству, клюнет зеркало – быть мужу щеголем, начнет пить воду – будет муж прикладываться к рюмке…

Одним из "самых страшных, но и самых верных" слыло гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое "высматривание" в зеркале "суженого-ряженого" далеко не каждая девушка. А в мещанском русском быту столетней давности (в том числе, по воспоминаниям горожан-старожилов, и во владикавказском) на святки о женихах часто гадали на картах. Ложась спать, под подушку клали четырех карточных королей – со словами: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне!" Утром одну из карт наугад вынимали и смотрели: пиковый король – значит, муж будет "в летах", трефовый – вдовец, червовый – молодой и богатый, а бубновый – пойдешь за желанного…

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика