С отмечающимся Православной церковью 19 января Крещением Господним (или – Богоявлением), которым завершаются зимние святки, народный земледельческий календарь старой России связывал немало примет и поверий.
Широко бытовали они и у переселенцев из Курской, Орловской, Владимирской и других губерний Российской империи, осевших в ХIХ – начале ХХ века в Терской области, чьи правнуки сегодня называют Северную Осетию родиной.
"В Богоявленскую ночь, перед заутреней, небо открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется", – гласило одно из таких поверий, которое приводит в сборнике "Круглый год. Русский земледельческий календарь" советский этнограф Анна Некрылова. Почти повсеместно была в ходу на Руси и примета: снег на Крещение – к урожаю. Крещенским снегом белили холсты, им умывались, талой водой из него окатывались в банях – "красоты и здоровья ради". А крещенский вечер, канун Богоявления, был в русских деревнях одним из главных дней святочных гаданий.
В Новгородской, Вятской, Воронежской и ряде других российских губерний о судьбе, ожидающей членов семьи в новом году, на святки часто гадали по деревянным ложкам: наливали в них воды по числу домочадцев и выставляли на ночь на мороз. Считалось: если вода в ложке замерзнет "горкой" – это к удаче и счастью. Если "ямкой" – к человеку весь год будут цепляться, как репьи, неудачи и неприятности.
Девушки на выданье с азартом гадали под Крещение о женихах – и о том, счастливо ли сложится их жизнь в замужестве. "За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали", – так описывает один из вариантов этого гадания Василий Жуковский в балладе "Светлана". Куда укажет носок башмачка, с той стороны, верили, и приедут к девице сваты. Другим распространенным способом таких гаданий было подслушивание под чужими окнами: бранятся хозяева – значит, подслушивающей замужем придется несладко. Веселятся или ведут чинную беседу – значит, с мужем, свекровью и свекром ей повезет.
Очень популярным было гадание с помощью петуха. В Тверской губернии, к примеру, это делали в начале ХХ в. так: раскладывали на полу или на столе щепотку крупы, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Вносили в избу петуха и смотрели, что он станет клевать в первую очередь: крупу – к жизни в достатке, монетки – к деньгам, уголек – к затянувшемуся девичеству, клюнет зеркало – быть мужу щеголем, начнет пить воду – будет муж прикладываться к рюмке…
Одним из "самых страшных, но и самых верных" слыло гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое "высматривание" в зеркале "суженого-ряженого" далеко не каждая девушка. А в мещанском русском быту столетней давности (в том числе, по воспоминаниям горожан-старожилов, и во владикавказском) на святки о женихах часто гадали на картах. Ложась спать, под подушку клали четырех карточных королей – со словами: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне!" Утром одну из карт наугад вынимали и смотрели: пиковый король – значит, муж будет "в летах", трефовый – вдовец, червовый – молодой и богатый, а бубновый – пойдешь за желанного…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30