Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Дроновское движение

До последнего времени "малая авиация", к коей относятся беспилотные летательные аппараты (БПЛА), в том числе в Осетии, (для съемок фото и видео, применялась в армии – для разведки и наблюдения за противником.

Однако с прошлого года военные стали фиксировать нанесение с них так называемых бомбовых ударов. Пока что их эффективность ограничена небольшой грузоподъемностью хобби-дронов, но даже с учетом этого, сбрасывать со счетов возможность все более активного применения нового вида оружия в локальных конфликтах нельзя.

Уровень: "Смерть"

Сегодня в Сирии террористы, и не только они, используют хобби-дроны для разведки, корректировки огня и в качестве мини-бомбардировщиков. В августе прошлого года проасадовская Хезболла впервые нанесла бомбовые удары с коммерчески-доступных БПЛА, а в ночь на 6 января нового года российские военные отразили массированную атаку беспилотников на авиабазу Хмеймим и военно-морскую базу Тартус. "Факт использования боевиками ударных беспилотных летательных аппаратов самолетного типа свидетельствует о том, что боевикам переданы технологии, позволяющие проводить террористические акты с применением подобных БПЛА в любой стране", – предупреждает Минобороны РФ, добавив, что подвешенные к дронам самодельные бомбы изготовлены профессионалами и снабжены взрывателями иностранного производства. Семь беспилотников сбили зенитные комплексы "Панцирь-С", управление другими шестью было перехвачено: три аппарата посадили за территорией авиабазы, остальные сдетонировали при контакте с землей. Сейчас российские военные специалисты детально анализируют конструкцию, техническую начинку и самодельные боеприпасы захваченных БПЛА, констатируя: террористами впервые массированно использовались дроны с использованием современных технологий наведения по спутниковым координатам GPS. Несмотря на то что запущены они были с дальности более 50 километров, техническая экспертиза показала: коптеры способны преодолевать и 100 километров, оснащенные барометрическими датчиками и сервоприводами управления рулями высоты.

Коптер в помощь

Что же представляет собой эта "граната" в руках террористов? БПЛА сегодня широко используются в сфере развлечений, для сбора данных, например, картографических, в сельском хозяйстве, в сфере охранного и военного назначения, для чрезвычайных, спасательных, противопожарных и антитеррористических операций. Многие разработки – технологии двойного назначения и используются как в военной, так и гражданской сфере. К примеру, крупнейшая российская госкорпорация "Ростех" намерена пополнить рынок гражданской робототехники военными разработками дронов как самолетного, так и вертолетного типа. А через десять лет, как уверяют специалисты компании, этот рынок будет измеряться десятками миллиардов долларов. "Надо понимать при этом, что дроны – потенциальные источники повышенной опасности, и это тот случай, когда габариты имеют значение, – предупреждает юрист одной из частных владикавказских компаний Олег Березов. – Хотя и дроном небольшого размера можно доставить большие неприятности, если обладать информацией о критических точках того или иного объекта. И если выставить преграду на земле не представляется затруднительным, то сделать это с воздуха значительно сложнее. Он отличается от детской летающей игрушки и своей грузоподъемностью, и при случайном падении на чью-либо голову ничего приятного не принесет. А падение может быть и неслучайным. То есть имеется реальная вероятность использования таких устройств в криминальных целях, в том числе и для сбора информации об объектах с ограниченным доступом. В этой связи, на мой взгляд, должна быть строгая регламентация как оборота таких устройств, так и их использования".

Именно поэтому в гражданской сфере востребованы не только сами дроны, но и установки-антидроны на тот случай, если кому-то вздумается направить БПЛА в сторону стратегически важных объектов, например, аэропортов, атомных электростанций и нефтедобывающих предприятий или использоваться в целях промышленной разведки. В качестве мер противодействия незаконному использованию беспилотников в декабре 2015 года был принят ФЗ-462 "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ", которым предусмотрена обязательная регистрация беспилотников, масса которых превышает 250 граммов. Однако порядок регистрации определили только в 2017 г. Согласно ему Росавиация теперь обязана вести госреестр беспилотников, а владелец – сообщить тип, серийный номер, дату изготовления, компанию-производителя, максимальную взлетную массу, количество установленных двигателей и их мощность. После всех необходимых процедур на беспилотник наносятся государственный и регистрационный опознавательные знаки. Кроме того, владелец "игрушки" должен поставить его на учет в ФСБ, сообщив те же данные, что и при регистрации в госреестре.

50 нюансов техники

Однако кто и как использует сегодня беспилотники, никто не проверит – технически система, способная выявлять полет незарегистрированных дронов, не создана. Хотя соответствующие технологии борьбы с БПЛА, несомненно, имеются помимо РЭБ – к примеру, одна из московских компаний разработала на основе еще советских изысканий систему блокировки каналов передачи данных для подавления беспилотников. Такая технология "сжигает" электронику изнутри. Однако даже на фоне таких серьезных отечественных разработок предупреждения минобороны звучат пугающе. Тем более что прецеденты на самом деле уже были. Так, еще в мае 2016 года королева Великобритании запретила полеты беспилотников над поместьем Sandringham из-за опасности террористических угроз, связанных с использованием БПЛА, после того как террористическая организация заявила о своих планах использования коптеров для взрывов над скоплениями людей. Использование дронов в криминальных целях неновое: в 2015 году в Японии коптер, груженный емкостью с радиоактивным песком, приземлили на крыше офиса премьер-министра в Токио. Уровень излучения "посылки" составлял 1 микрозиверт в час. Еще ранее, в 2011 году, в США был арестован 26-летний гражданин, планировавший использовать радиоуправляемые модели самолетов, нагруженных взрывчаткой, для атак на Пентагон и Капитолий. В качестве детонаторов самодельных взрывных устройств он намеревался использовать сотовые телефоны.

"Гипотетически использовать дроны для совершения терактов можно: для разведки местности, сброса взрывчатки или отравляющего вещества, – говорит корреспондент ВГТРК Александр КУНДУХОВ. – Но с тем же успехом можно использовать автомобили, детские игрушки, мобильные телефоны! И это ни в коем случае не означает, что игрушки, машины и мобильники – безусловное зло. Так и дроны. И не имеет значения, какого они типа – среди летательных аппаратов есть и радиоуправляемые, и те, которые летают по координатам. Есть крылатые, то есть, по сути, самолеты, или вертолеты – коптеры. Все они используются в разных целях. Это и простое развлечение, и спорт, и видеосъемка, и наука. Под запрет должны попадать не дроны сами по себе, а оружие, которое террористы на них транспортируют. Не имея дронов, взрывчатку можно доставить уже, к сожалению, известными нам способами. И в первую очередь должен быть контроль не за дронами, а за запрещенными предметами, такими как врывчатые или ядовитые вещества, оружие, спецсредства – как настоящие приборы ночного видения или тепловизоры. Купить или собрать самому коптер или самолет, любой БПЛА сегодня, при желании, может каждый. Но никогда никто не будет его регистрировать, чтобы впоследствии совершать преступления. Это очевидно. Замыслив, к примеру, убийство, никто не станет покупать "законное" оружие и регистрировать его тем более. Между тем регистрация и контроль за летательными аппаратами нелишни, особенно тяжелыми, большими, дорогими. В первую очередь – в интересах самих владельцев. Но все должно быть основано на здравом смысле, конечно. Бесплатно, просто, быстро и только по желанию".

Криминал уходит в небо

Пока беспилотники все чаще видят рядом с тюрьмами. Правоохранители многих стран, включая Россию, то и дело сталкиваются с попытками сброса с дронов неразрешенных грузов на территорию прогулочных зон в тюрьмах или даже посадок беспилотников с "товаром" на территорию исправительных заведений. К примеру, оперативники Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарии в сентябре прошлого года задержали местного жителя, который пытался перебросить в СИЗО-1 Нальчика мобильные телефоны и наркотики с помощью квадрокоптера. Чуть ли не одновременно с этим случаем переброска дроном запрещенных предметов в колонию была пресечена в Ставропольском крае. В Тульской области полиция изъяла 700 граммов героина у пятерых подозреваемых, планировавших с помощью коптера доставлять наркотики в СИЗО. Однако вполне возможно, что это лишь начало новых возможностей.

"Беспрецедентная террористическая атака на российские миротворческие силы в Сирии впервые продемонстрировала новые возможности террористов. Апробированная технология синхронных террористических атак без "живых" террористов, скорее всего, будет применяться и впредь, – считает политолог Артур Атаев. – Однако еще один факт вызывает неменьшую обеспокоенность: ход освещения этой террористической акции в ведущих мировых СМИ продемонстрировал, что у Запада и международного терроризма есть общий враг – Россия. Наше государство одинаково негативно позиционируется террористами и западными противниками. С сожалением приходится констатировать, что при определенном стечении обстоятельств возможна антироссийская коалиция международных террористических сил и Запада. Именно в эту стратегическую концепцию укладывается политика активной информационно-политической дискредитации нынешнего политического руководства России. Следствием этой планомерно реализующейся политики является уже сформированный образ России как государства-агрессора, стимулирующего развитие террористических анклавов".

До 2030 г. американцы и страны НАТО выделили 7 млрд долларов на развитие беспилотников. Предупреждений Минобороны РФ может оказаться недостаточно.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика