Выгодное стратегическое положение на южных границах РФ – в центре сухопутных транспортных сообщений между европейской частью России и государствами Закавказья, Ближнего и среднего Востока, послужило толчком к появлению на карте Северной Осетии важного элемента инфраструктуры – таможенно-логистического терминала "Верхний Ларс".
На его строительство региональный бюджет не потратил ни рубля, современная многофункциональная таможенно-логистическая инфраструктура создана на основе частных инвестиций.
По словам одного из инвесторов, генерального директора компании "Южные ворота" Георгия Акоева, объект будет сдан в эксплуатацию в первом квартале текущего года.
Геоэкономический потенциал
По территории республики проходят две автомагистрали федерального значения, пересекающие Главный Кавказский хребет. Здесь сосредоточены три международных пункта: "Верхний Ларс", "Нижний Зарамаг", и аэропорт "Владикавказ", а также важный железнодорожный узел "Беслан".
Строится терминал "Верхний Ларс" вблизи российско-грузинской границы, на северной окраине села Чми в 10 км от одноименного таможенного поста и в 15 км от г. Владикавказа. Сегодня – это один из первых в регионе практических шагов в реализации Концепции федеральной таможенной службы РФ о переносе таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе. Сократить очереди на границе путем упрощения процедуры оформления ввозимых товаров – одна из задач, которую будет выполнять терминал.
К первому крупному проекту, реализуемому на территории Северной Осетии, инвестор шел долгие годы. Задумывался проект еще до закрытия Верхнего Ларса на реконструкцию, а работа в этом направлении шла с 1997 года. В те годы Георгий Акоев был одним из создателей околотаможенной инфраструктуры, связанной с таможенной очисткой, – так называемым таможенным брокером. Первым шагом в подготовке проекта стал анализ товаропотока, импортируемого на территорию Евразийского экономического союза через многосторонний автомобильный пункт пропуска "Верхний Ларс". Проработка темы показала, что его количество с каждым годом увеличивается более чем на 30% (см. таблицу).
При этом инвестору достоверно известно, что сейчас практически весь этот финансовый поток уходит в обход Осетии. "Таможенная очистка на наших таможенных пунктах происходит в пределах не более 10%, остальная часть не останавливается на территории республики. А это значит, что не востребованы услуги ни по питанию, ни по ремонту, ни по заправке, – комментирует Георгий Акоев. – Выгодное стратегическое положение, развивающаяся транспортно-логистическая инфраструктура, высокая концепция трудовых ресурсов формируют условия для интеграции территории Северной Осетии в глобальную систему обслуживания трансграничных потоков товара".
Таможенно-логистический терминал. Принцип экономии
Проект характеризуется удобной логистикой и реальной возможностью для расширения и наращивания пропускной способности. Его главный принцип – объединять, что экономит время. Введение в эксплуатацию терминала предполагает полное оформление документов на товары вблизи государственной границы, что значительно сократит время проведения таможенных формальностей – от подачи таможенной декларации до выпуска товара в свободное обращение.
"Мы планируем внедрить в работу терминала высокие технологии, – делится с "СО" Георгий Акоев. – Такой программный продукт позволит отслеживать путь товара с того момента, как он пересечет границу терминала".
Параметры комплекса. Услуги сервиса
ТЛТ "Верхний Ларс" – это комплекс зданий, сооружений, территорий объединенных в единое целое, в пределах которого будут оказываться услуги, связанные не только с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением и транспортировкой вглубь страны. На данном этапе заканчивается строительство придорожного сервиса: пункт питания, санузлы, душевые кабины и даже мини-прачечная – все то, что обеспечит благоприятные условия отдыха для перевозчиков. В будущем будут кафе, магазин, АЗС, парковка, аптечный пункт, станция технического обслуживания – под них отведен обособленный земельный участок. Уже, к слову, есть гостиница, которая, как отмечает инвестор, была построена из расчета на проект.
Основная зона терминала – это инфраструктура, необходимая для исполнения таможенных формальностей – места и технические средства для осуществления таможенного контроля. Достроены склад площадью 1200 квадратов, офисные помещения более 950 квадратов, паркинг на 300-350 большегрузных транспортных средств. Строятся холодильные и морозильные камеры общей площадью 10-12 тысяч квадратных метров.
Имеются мощный электрический потенциал со своей подстанцией и оптоволоконный кабель. В стадии строительства площадка под мобильный инспекционный досмотровый комплекс – в быту рентген для фур (МИДК).
"Такая инфраструктура позволит производить основное таможенное оформление 100–150 товарных партий ежедневно, – поясняет Акоев. – А с учетом нововведений в таможенное законодательство, в результате которых все больше нивелируется субъективный фактор и возрастают значение и возможности технических средств, пропускная способность возрастет более чем в два раза".
Общая площадь ТЛТ "Верхний Ларс" – 40 000 кв. м. Стоимость проекта оценивается в 250 млн руб. В систему обслуживания потока товаров по разным составляющим будут вовлечены более 100 человек.
Риски
Основные риски инвестор связывает с состоянием дорог и завалами на горных участках магистрали.
Павел Игнатьев, генеральный директор Агентства развития РСО–А:
– Таможенно-логистические терминалы – стратегически важные объекты для Северной Осетии, принимая во внимание выгодное географическое положение республики. Так она использует естественные конкурентные преимущества для развития инфраструктуры, создания рабочих мест, увеличения налоговой базы. Максимальную поддержку рынок транспортно-логистических услуг получит при реализации приоритетного проекта Стратегии социально-экономического развития РСО–А до 2030 года – зона свободной торговли и логистики. Среди задач проекта: развитие "зеленого коридора" со странами Закавказья (Иран и Турция), режим уполномоченного экономического оператора и создание торгово-производственной зоны с шоурумами.
Агентство развития РСО–А в индивидуальном порядке сопровождает проекты, нацеленные на развитие логистического потенциала Северной Осетии. Мы видим здесь возможности не только для таможенной очистки грузов, но и для формирования производственных складов, где ввезенная продукция из стран Закавказья сможет проходить развесовку, упаковку, переработку. Ключевое значение имеет рост товаропотока, который сможет обеспечить ТЛТ. Эти и другие конкурентные преимущества республики аккумулированы в Стратегии социально-экономического развития РСО–А до 2030 года, которую агентство презентует в марте текущего года.
Уже скоро
Строительство ТЛТ "Верхний Ларс" началось в 2014 году. На какое-то время стройка была приостановлена, в 2017 году упущенное время наверстали, ввод в эксплуатацию намечен на первый квартал 2018 года.
"Мы рассчитываем, что в первом квартале этого года нас включат в реестр ТЛТ. Как только это произойдет, основная составляющая терминала – таможенная, – заработает сразу", – резюмирует Акоев.
Функционировать в полную мощь терминал начнет через полгода. По его словам, бизнес-сообщество республики уже проявило интерес к новому таможенному объекту.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30