Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Товарищ Рамонов

"Ленин приезжает в Солдатенковскую больницу... В 12 час. немецкий профессор Ю. БОРХАРДТ и старший врач хирургического отделения В. Н. РОЗАНОВ в качестве ассистента в присутствии главного врача больницы В. И. Соколова, наркома здравоохранения Н. Д. СЕМАШКО и докторов Е. Д. РАМОНОВА и Я. Р. ГОЛЬДЕНБЕРГА производят Ленину операцию по извлечению пули, оставшейся после ранения в 1918 г." (из биографической хроники В.И. Ленина, 1922, апрель, 23).

Бережно сохранила память о Е. Д. Рамонове его дочь – Тамара Евгеньевна. Она сбе­регла письма, архивные справ­ки, удостоверения, вырезки из газет, редкие фотографии от­ца, его родных, друзей... По ним удалось восстановить би­ографию Рамонова.

Евгений (Бызыго) Дави­дович Рамонов ро­дился в осетинском селе Какадур (ныне Дарг-Кох) в 1890 году в бедной многодетной семье. Отец рано приучил детей к труду.

После окончания сельской школы в 1905 году Бызыго по­ступил во Владикавказское ре­альное училище. Здесь смелый и решительный юноша примк­нул к революционному движе­нию.

Позднее в автобиографии Рамонов писал: "В ряды Российской социал-демократической партии большевиков вступил в 1905 году во Влади­кавказе…"

С 1906 года он участвует в нелегальных круж­ках, занимается распростране­нием прокламаций, борется против ликвидаторов и отзови­стов, обличает карательные экспедиции генерала Ляхо­ва на Тереке.

Успешно окончив реальное училище, в 1911 году Евгений Рамонов поступил на меди­цинский факультет Одесского университета, мечтал стать хирургом. С первых же дней пребывания в университете вступил в подпольную революционную организацию сту­дентов. За участие в демонст­рации рабочих в 1912 году был арестован…

В Первую мировую войну Рамонова призвали в ар­мию и направили на фронт в качестве зауряд-врача. Конеч­но, он начал вести революци­онную работу среди солдат. И "ненадежного кавказца" выслали в Туркестан, где он стал врачом Черняевской крепости и продолжал революционную борьбу.

"Наша группа, – вспоминал Е. Д. Рамонов, – провозгласи­ла советскую власть в крепо­сти Чимкент, где фракцией большевиков я был избран председателем первого ревко­ма, а потом и Совдепа в этом районе".

Октябрьская революция застала его в Тиф­лисе, где он стал одним из самых активных членов го­родского комитета партии. В 1918 г. приехал во Владикав­каз.

Из автобиографии Е. Д. Ра­монова: "Во Владикавказе был избран в городскую организа­цию РКП(б), членом исполкома Совдепа и обнарсовета и ко­миссаром здравоохранения Горреспублики.

В 1919 году после падения советской власти в Терской республике мне пришлось от­ступить в горы, где в течение пяти месяцев выдерживал де- никинскую осаду.., руководил вместе с Тогоевым и Абаевым партизанскими набегами на тыл Деникина.

После падения советской власти в красных горских ущельях и при истощении всех съестных и боевых при­пасов мне пришлось с остат­ками вооруженных сил отсту­пать через неприступные лед­никовые горы в Грузию, в Ку­таисскую губернию. Попал в лагерь интернированных. Вме­сте с Ш. Абаевым бежал из не­го, принял вместе с товари­щем Санакоевым участие в вооруженном восстании против меньшевистского правительства Жордания..."

После разгрома армии Де­никина и установления совет­ской власти в Северной Осе­тии Е. Д. Рамонов 16 мая 1920 года был избран представите­лем Горской АССР при Прези­диуме Всероссийского цент­рального исполнительного ко­митета, вместе с рабочим-большевиком Рожденом Шамиловичем Козаевым он отвез в Москву меморандум трудящихся Южной Осетии. Как делегаты горских комму­нистических организаций Ра­монов и Козаев приняли уча­стие в работе II конгресса Ко­минтерна, на котором впервые увидели В. И. Ленина.

По указанию Владимира Ильича Южной Осетии была оказана помощь деньгами, продовольствием, одеждой, медикаментами, посудой, ма­нуфактурой.

Из автобиографии Е. Д. Ра­монова: "После окончания ра­боты конгресса оставлен в Мо­скве при Коммунистическом университете лектором и аги­татором Московского комитета РКП(б) и при народном ко­миссариате здравоохранения как прикрепленный к ячейке Коммунистического университе­та трудящихся Бостона... Вско­ре прикрепляюсь в ЦК, в се­кретариат, для организации медпомощи членам РКП(б)".

В Москве Рамонов с жадностью накинулся на книги. Штудировал и конспек­тировал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, рабо­ту которого "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" по­лучил как подарок в дни рабо­ты II конгресса Коминтерна.

Е. Д. Рамонов выступил с ходатайством перед Советским правительством об открытии в Северной Осетии Горского химико-бактериологического института как научного, ле­чебного и профилактического учреждения для всего Северного Кавказа. К этому вопро­су он привлек внимание видных деятелей нашей партии – Н. К. Крупской, Н. А. Семашко, А. В. Луначарского, Г. К. Орджоникидзе, Г. В. Чичерина, С. М. Кирова. В 1920 году во Владикавказе открылся химико-бактериологический институт. Вскоре он стал одним из крупных научных центров страны.

Кстати, с Рамоновым связно рождение и Центрального института гематологии и пере­ливания крови. Директор этого научно-исследовательского центра профессор А:. А. Багдасаров позднее писал: "...Удостоверяю, что врач Ев­гений Давидович Рамонов сов­местно с А. А. Богдановым в марте 1926 г. основал Цент­ральный институт гематологии и переливания крови и до 1927 г. был заместителем ди­ректора института и вел науч­ную работу в клинике инсти­тута".

Как врач при секретариате ЦК РКП(б) Рамонов был хорошо осведомлен о со­стоянии здоровья В. И. Лени­на. Оно резко ухудшилось весной 1922 года. В это время В. И. Ленин писал Г. К. Орджоникидзе: "Нервы у меня все еще болят, и головные боли не проходят".

Е. Д. Рамонов уговаривал Владимира Ильича сократить рабочий день, настаивал на от­дыхе за городом, регулярном лечебном режиме, строгом соблюдении врачебных пред­писаний. А в ответ слышал, что он, Ленин, совершенно здоров, чувствует себя пре­восходно. На все возражения весело отшучивался: "Правда, правда, я здоров. Скоро по тетеревам..."

Врачи рекомендовали Влади­миру Ильичу продолжитель­ный отдых. Рамонов предла­гал Кавказ, потом приложил немало сил для организации отдыха на Урале. Назначен был день отъезда. Но здоро­вье Владимира Ильича ухуд­шилось настолько, что необходима стала операция. Это бы­ла попытка избавить Ленина от непроходящих головных болей и бессонницы, остано­вить дальнейшее развитие бо­лезни.

Пуля была извлечена, показали Ленину. Владимир Ильич обвел всех внимательным взглядом и тихо сказал:

– Сделали все замечатель­но. Как говорится, ахнуть не успел... Спасибо вам всем...

В 1926–1927 годах Рамонов нахо­дился в научной командировке в Берлине, собирал материал по истории медицины, знако­мился с постановкой работы лучших клиник, устанавливал дружеские контакты с видны­ми представителями медицины в Германии.

По возвращении из Берлина Рамонов поступил в Инсти­тут красной профессуры на факультет медицины и ес­тествознания, окончил его в 1932 году, защитил диссерта­цию.

Имя доктора медицинских наук, профессора, ученого секретаря биологического отделения Академии наук СССР Е. Д. Рамонова было широко известно и авторитетно в ме­дицинских кругах. И вдруг – арест...

С первых дней Великой Отечественной войны Ра­монов возобновил попытки до­биться реабилитации или хо­тя бы отправки в действую­щую армию. Разрешение отбыть на фронт он получил. Как пригодился вновь опыт военного врача Первой мировой войны! Евгений Дави­дович блестяще оперировал, спасая тяжелораненых, делал все, чтобы быстрее вернуть бойцов в строй. Он изоб­рел пять оригинальных аппара­тов "для заживления вялозаживающих ран и восстановле­ния утерянных функций верхних и нижних конечностей". Изобретения Рамонова получили самую высокую оценку ведущих специалистов Наркомздрава СССР и Академии медицинских наук. Сколь­ко тысяч бойцов и командиров вернуло в строй это изобретение! Ни тогда, ни сейчас эта его заслуга не была оценена по достоинству – ни в каких документах имя Рамонова не упоминается.

6 августа 1944 года Е. Д. Рамонов был назначен начальни­ком филиала госпиталя № 2732 и консультантом по вопросам трансфузиологии и постановки научно-исследовательской работы госпиталей Московской области. Заместитель заведующего Мособлздравотделом Холодков, его как хирурга, адми­нистратора, организатора на­учно-исследовательской рабо­ты, давал ему самую лестную оценку. И это при том, что он знал: Рамонов все еще чис­лится во "врагах народа".

После капитуляции фашист­ской Германии полковник ме­дицинской службы Е. Д. Рамо­нов участвовал в войне с ми­литаристской Японией, возгла­вил отдел переливания крови военно-санитарного управле­ния Забайкальского фронта. После войны вернулся в Москву, но вновь был арестован и сослан в Казахстан.

…Люди, знавшие его, не могли поверить в то, что он "враг народа", и всячески старались вернуть ему доброе имя, добиться реабилитации. Было это небез­опасно, грозило тяжкими последствиями. Тем не менее за Рамонова заступались выдающийся писатель А. А. Серафимович, нарком здравоохранения Н. А. Семашко, старейший чекист-большевик Дунаевский, член партии с 1914 года Касрадзе.

Депутат Верховного совета СССР, член РСДРП с 1898 года М. Г. (Миха) Цхакая в 1947 году писал: "Е. Д. Рамонов мне известен с самого 1917 года как партийный и советский работник... Наконец, как ответственный доктор при ЦК ВКП(б) в Москве… Ему, по моему мнению, немедленно на­до вернуть партбилет... Он впо­лне заслуживает такого дове­рия советской власти. Именно он, товарищ Рамонов Евгений Давидович..."

"Товарищ Рамонов..." – так писал Миха Цхакая. Так часто называл его Ленин.

Реабилитации товарищ Ра­монов так и не дождался. Жизнь большевистского доктора, убежденного партийного бой­ца оборвалась в 1950 году в г. Джамбуле.

29 апреля 1956 года Е. Д. Рамонов был реабилитирован. В Книге памяти жертв политических репрессий Северной Осетии он значится под №1590.

НА СНИМКЕ: репродукция с картины художника Г. Котаева, посвященной встрече В. И. Ленина с Е. Д. Рамоновым (в центре) и Р. Ш. Козаевым.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика