Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
В поисках привилегий

Критерием успешной учебы школьников были и остаются олимпиады. Большинство из них – не просто очередная проверка знаний, но и настоящий трамплин для поступления в престижные вузы страны.

МГИМО, МГУ, Бауманка, СПбГУ и многие другие не без удовольствия открывают свои двери одаренным ребятам, которые смогли доказать качество своих знаний в непростом испытании. И здесь не играет роли место проживания участников олимпиад – школьники самых отдаленных уголков России могут совершенно объективно и по праву заслужить свое место в ведущих университетах. И если ты в числе счастливых победителей, то уже не имеют значения набранные баллы по ЕГЭ. Единственное, на что стоит обращать внимание – на уровень олимпиады, которых всего три.

Что это за уровни и какие олимпиады входят в число рейтинговых – тех самых, что дают вожделенные льготы при поступлении? В каждой тематической полосе мы будем представлять обзор интеллектуальных испытаний по предметам. А сейчас попробуем разобраться, как работает сама система.

Перечень олимпиад школьников, дающих преимущества при поступлении, ежегодно утверждается Министерством образования и науки РФ до начала учебного года. В 2017–2018-м их 97, тогда как в 2016–2017 было 88. Одна из самых популярных – олимпиада "Ломоносов", которую проводит МГУ. Она проходит в 23 направлениях, и из них 16 дают льготы первого уровня, предполагающего максимальный приз – поступление в любой профильный вуз вне конкурса. Оставшиеся же направления принадлежат ко второму и третьему уровням, по условиям участия в них победитель может занести в свой актив 100 баллов по профильному ЕГЭ. Какой из льгот по той или иной олимпиаде может воспользоваться абитуриент, можно узнать на сайте каждого конкретного вуза в правилах приема. Ведь некоторые университеты предоставляют довольно неплохие бонусы даже победителям олимпиад 3-го уровня.

Особняком от всех стоит Всероссийская олимпиада школьников, организатором которой является Минобрнауки РФ, а участниками ежегодно становятся свыше 6 млн учеников. И хотя она не входит в общий перечень, ее результаты действительны для поступления в любой без исключения вуз страны.

Как же рассчитываются уровни олимпиад? Определяющих факторов несколько: количество субъектов РФ, выдвинувших своих представителей для участия в состязаниях (на школьную олимпиаду каждый из них должен представить не менее пятерых участников); возраст соревнующихся (учитывается процентное соотношение учеников невыпускных классов в соотношении к общему числу); сложность заданий и их творческий характер. Так, к примеру, в олимпиаде первого уровня должны принимать участие на протяжении двух и более лет не менее 3000 школьников из 20 и более субъектов РФ ежегодно. Что касается возрастного охвата участников, то данный критерий имеет пороговое значение, равное 30% учащихся невыпускных классов в общем составе. Касательно уровня сложности и творческого характера предлагаемых заданий заключительный этап обязан содержать их объемом не менее 50%. Это относится к вопросам повышенного уровня сложности. И должно быть не менее 70% оригинальных заданий творческого характера.

С 2014 года приказом №267 Минобрнауки РФ введен новый порядок, содержащий подробную информацию о регламенте проведения и об утверждении уровней олимпиад школьников (не относится он лишь к Всероссийской). Он определяет, в частности, сроки и цель каждой из олимпиад. Их проведение организуется для развития и выявления в среде учащихся интереса и способностей к творчеству и научной деятельности. Другие важные цели подобных мероприятий – пропаганда знаний и профессиональная ориентация школьников. Сроки их проведения устанавливаются в рамках учебного года с сентября до марта включительно. Каждая из олимпиад состоит не менее чем из двух этапов. Проведение заключительного допускается лишь в очной форме. Категорически запрещены любые денежные расчеты либо плата за участие в состязаниях. Наблюдателями на олимпиадах могут работать граждане, получившие аккредитацию в качестве таковых согласно регламенту, предусмотренному Минобрнауки РФ. Кроме того, в новом порядке приводится подробное описание образцов, по которым изготавливаются дипломы для призеров и победителей.

Школьникам стоит помнить, что, несмотря на значимость олимпиад всех трех уровней, победители и призеры интеллектуальных состязаний более высокого уровня всегда будут иметь преимущества перед своими конкурентами с дипломами медалей 2-го или 3-го уровней. Например, если вуз проводит олимпиаду третьего уровня, он обязан зачислять прежде всего призеров олимпиад первого и второго по этому же предмету, которые проводили другие вузы. В этом случае, школьники, одержавшие победу в олимпиаде третьего уровня, не получат привилегии и будут вынуждены поступать в этот вуз наравне со всеми.

Итак, первыми представляем вам олимпиады по русскому языку:

Остановимся подробнее на олимпиаде "Высшая проба", учредителем которой является Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики. По русскому языку она впервые была проведена в 2012 году, но сразу привлекла к себе интерес огромного числа участников. Высокое качество заданий, уровень квалификации методической комиссии и жюри, широкий региональный охват, большая численность участников получили высокую оценку экспертов Российского совета олимпиад школьников – в 2015 году она вошла в Перечень олимпиад школьников, ей был сразу дан наивысший, первый уровень. Своими корнями олимпиада "Высшая проба" по русскому языку восходит к другой – Московской традиционной олимпиаде по лингвистике, которая проводится с 1965 года. "Высшая проба" по русскому языку унаследовала философию олимпиады по лингвистике: авторы олимпиадных задач считают, что в наше время, когда ответ на практически любой вопрос можно найти в Интернете, умение анализировать является гораздо большим достоинством – и именно им должен обладать победитель. "Высшая проба" принципиальным образом отличается от других олимпиад по русскому языку. Чтобы победить в ней, нужно представлять русский язык не как набор правил орфографии и пунктуации, исключений и терминов, а как интересный, логично устроенный объект для наблюдения и анализа – именно так, как видят русский (и любой другой) язык ученые-лингвисты. Большинство задач "Высшей пробы" предлагает участникам провести небольшие исследования, анализируя приведенный в задаче языковой материал и опираясь на свое чувство языка, здравый смысл и логику. От победителя этой олимпиады ожидается не просто умение продемонстрировать свои знания, но и умение получить с помощью имеющихся знаний новые – это и называется наукой.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика