Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Дорога в крематорий

В вопросе переработки отходов производства и потребления однозначно правильного решения быть не может, потому что обращение с отходами – это сложная комплексная задача технического и морально-психологического характера. И в рамках одной публикации нельзя провести анализ всех возможных принципов и методов ее решения.

Бумага, стекло, пластик – все отдельно

Работа любого мусоросжигательного завода опасна для окружающей среды и здоровья населения. Даже по нашим весьма устаревшим нормам строительства мусоросжигательные заводы (МСЗ ) относятся к опасным производствам не ниже 2-й категории опасности.

Когда речь заходит о сжигании отходов, наши чиновники активно ссылаются на Европу, где существуют подобные предприятия. Однако при этом не озвучивается информация, что в европейских странах сбор мусора осуществляется раздельно. На сжигание отправляются менее опасные отходы, которые предварительно отбираются, но, несмотря на это, все равно выделяются вредные диоксины. Именно по этой причине Евросоюз делает упор на переработку отходов, а не на их сжигание. В нашей стране сортировка отходов при сборе не применяется, и в печи могут оказаться электроприборы, батарейки и токсичный пластик.

Учитывая, что подавляющее количество мусоросжигательных заводов мира было построено в 90-е годы прошлого века, их эксплуатационный ресурс подходит к концу, к тому же технические решения по совершенствованию технологии переработки отходов заметно продвинулись вперед, а в России противоречия между накоплением и переработкой отходов находятся в критической точке. Ситуация по управлению отходами производства и потребления создает для предпринимателей хорошие возможности по продаже технологии и оборудования на российскую территорию. Об этом надо помнить. Приведем суждения, которыми руководствуются в регионах России при решении вопроса по обращению с ТКО.

Казань. Невозможно избежать негативного влияния на окружающую среду, если у нас будет только одна сортировка или термическая обработка. Мы не решим проблему с отходами и только биологической обработкой. Многие специалисты из Казани (КНИТУ)

считают, что без мусоросжигающего завода не обойтись. При этом они обращают внимание на весьма существенную проблему: нужно использовать новейшие технологии для очистки отходящих газов.

Городские активисты, озабоченные экологией, сомневаются, что такой завод будет безопасным, и всячески сопротивляются решению властей. В то же время группа компаний "Квант" предлагает двухуровневую схему утилизации твердых бытовых отходов. На первом этапе необходимо наладить раздельный сбор отходов с целью их глубокой переработки, затем нарастить мощности для сжигания тех отходов, которые переработке не подлежат. Подобная технология соответствует современным мировым тенденциям, в мире уже работает около 500 таких заводов.

Томск. Не так давно в области заговорили о строительстве мусоросжигающего завода. Сейчас стоимость сбора, вывозки и захоронения одного кубометра отходов составляет 29 рублей 46 копеек. А себестоимость сжигания кубометра мусора – в 10 раз выше. Большинство мусоросжигающих и мусороперерабатывающих заводов в России сегодня по этой причине простаивают. А оставшиеся на плаву содержатся исключительно за счет дотаций.

По мнению специалистов Сибирского отделения РАН, слабым звеном многих предприятий, предлагающих услуги в утилизации ТКО, остается отказ от первоначальной сортировки мусора.

Вы из дома выносите несортированные отходы, они запрессовываются современными мусоровозами до такого состояния, что жидкость выдавливается и впитывается во вторсырье. И это вторсырье становится негодным для переработки, теряет свою ценность. При такой технологии отсортировать можно не более 10–15% полезных фракций, а не 25%, как обещает инвестор. В зимнее время отходы, если вываливаются скопом, замерзают. И это обрекает мусоросортирующие предприятия на убытки. Пример тому – Новосибирский мусоросортировочный завод № 2.

Единственный выход – перейти на раздельный сбор мусора, как делает вся Европа: отдельно бумага, стекло, пластик.

Это длинный и тяжелый путь, который нужно пройти всем: переработчикам, перевозчикам отходов и, конечно, населению.

Только так можно сохранить вторичные материалы, в которых нуждаются переработчики. Из современных способов обращения с твердыми коммунальными отходами наиболее востребована термическая утилизация. Способов термической утилизации четыре – плазменная газификация, сжигание в кипящем слое, сжигание на колосниковой решетке и высокотемпературный пиролиз.

А как у них?

На практике применяется более десяти технологий сжигания отходов. Мусоросжигательные установки не только сжигают отходы, но и перерабатывают выделяемое при этом тепло в энергию. Поэтому выбор технологии чаще всего определяется балансом производимой и потребляемой электроэнергии: полученная энергия должна покрывать энергетические затраты на переработку отходов. В настоящее время уровень сжигания твердых бытовых отходов в отдельных странах различен и составляет: в Австрии, Италии, Франции, Германии – 20–40%; в Бельгии и Швеции – 48–50%; в Японии – 70%; в Дании и Швейцарии – 80%; в Англии – 7%; в США – 16%.

В США в конце прошлого века сжигатели мусора (то есть именно такие, которые нам теперь пытаются продать) работали чудовищно грязно. Все они показали крайне высокий уровень выбросов, которые и объясняют столь сильное загрязнение всей территории США диоксинами.

Все страны, которые так или иначе пропагандируют строительство мусоросжигающих заводов, на своей территории сжигают очень маленький процент отходов: США –16, остальные захоранивают; Канада – 9, Великобритания – 7. Сжигание мусора наносит большой вред атмосфере. И на Западе это понимают. Потому активно поддерживают строительство мусоросжигающих заводов в так называемых странах третьего мира. Видимо, мы тоже теперь относимся к ним.

Сжигание – прошлый век

Европейская комиссия рассчитывает, что текущая ситуация, когда смешанные отходы составляют 52% сырья для энергетической утилизации (преимущественно на мусоросжигательных заводах), изменится. Правила по раздельному сбору и более амбициозные нормативы по переработке, охватывающие дерево, бумагу, пластик и биоразлагающиеся отходы, должны сократить объем сырья, потенциально доступный для сжигания. Например, Любляна, столица Словении, в 2011 году инвестировала в модернизацию инфраструктуры по обращению с муниципальными отходами и на сегодня добилась раздельного сбора (60%) последних. В будущем большее внимание должно уделяться таким процессам, как анаэробное разложение биоотходов с получением биогаза и дигестата, из которого можно изготавливать удобрения. Потенциал данной технологии можно оценить на примере Милана. С 2014 года город достиг почти стопроцентного сбора пищевых и органических отходов, что составляет в среднем 120 тысяч тонн биоразлагаемых отходов в год. На полной мощности городской биогазовый завод может производить около 35,9 тысячи Мвт-ч электричества в год, что достаточно для обеспечения 24 тысяч человек, а также выработки 14,4 тысячи тонн удобрений.

То есть напрашивается вывод: сжигание – это прошлый век, несмотря на новейшие технологии в этом деле. В нашем случае – только раздельный сбор! Только так мы сможем выйти на новый уровень цивилизации и культуры потребления.

Японский опыт

Правительство Токио пошло дальше всех префектур Японии. Была разработана программа, согласно которой каждый из 23 специальных округов Токио должен получить свой современный мусороперерабатывающий завод, куда будет свозиться весь мусор из района и утилизироваться по новейшему слову техники.

Подобную программу правительство Японии желает распространить на всю страну, но другие префектуры пока от этого отказались, а правительство Токио, для того чтобы повлиять на общественное мнение, организовывает бесплатные экскурсии по заводу для всех желающих, чтобы и понюхать можно было, и посмотреть, и оценить.

В день завод сжигает 900 тонн бытового мусора, т.е. около 300000 тонн в год. Кстати, в Осаке с населением 8 млн человек работают 8 мусоросжигательных заводов.

Японцы учат многому. Например, как правильно убирать и сортировать обычный бытовой мусор. Мусор в Японии делится на сгораемый и несгораемый. Сгораемый – это бумага, пакеты, обрывки натуральной кожи, дерево, ткань, марля, вата. Несгораемый – металлические изделия, алюминиевая фольга, стекло, керамика, фарфор, все виды пластических масс, резины, искусственной кожи, бутылки от спреев, минеральной воды и соусов. Отдельно – пищевые отходы. Как и старая мебель и электробытовые приборы.

В частном секторе имеются специальные места, куда сознательные японцы обязаны приносить рассортированный мусор. Причем для каждого вида устанавливаются свой день и время.

Особое внимание ведущие японские фирмы уделяют вторичному использованию материалов электронного и электротехнического оборудования. Недавно был принят закон о вторичной переработке бытовой аппаратуры. На фирмы-изготовители возложена обязанность сбора и переработки произведенной ими бытовой техники (кондиционеров, телевизоров, стиральных машин и т.п.) после истечения срока ее эксплуатации. Теперь компаниям надо думать над тем, как упростить демонтаж, сортировку и переработку материалов. В конечном счете приходится менять и принципы конструирования бытовой аппаратуры. Подходы конкретных фирм к решению данной задачи различны.

Японские ученые провели исследование и выявили, что зона вредного воздействия составляет 1 километр от мусоросжигательного завода. В этой зоне риск заболеть раком увеличивается вдвое. Британские ученые в радиусе пяти километров от аналогичного завода отмечают двукратное увеличение заболеваемости раком у детей, восприимчивых к диоксинам. Согласно другим исследованиям онкологические заболевания зафиксированы у населения, проживающего в радиусе 7,5 километра от действующих мусоросжигательных заводов.

"На заводе, где мы находимся, мы видим рядом и школу, и гольф-клуб, и жилой микрорайон. Завод соответствует всем необходимым стандартам, установлены 2,4 тысячи фильтров, которые обеспечивают абсолютную чистоту производства", – говорит Андрей Воробьев – губернатор Московской области. Особенность этой японской технологии в том, что отходы сжигаются при очень высокой температуре, и образуемый в процессе шлак полностью безопасен. Это означает, что рядом можно жить и заниматься сельским хозяйством.

В настоящее время в Токио действует 21 суперсовременное предприятие по сжиганию мусора.

Даже бумага, 80% которой японцы сдают на переработку, утилизируется лишь на 63%. Остальное сжигается, как и большая часть другого мусора.

Стоимость одного такого завода 15,7 триллиона йен (1 рубль = 1,88 йены – прим. ред.). В день он перерабатывает 500 тонн мусора, вырабатывает 13000 кВт электроэнергии и снабжает горячей водой все дома округа.

Что у нас?

Только 32% отходов, образующихся во Владикавказе, используется в производстве в виде вторичного сырья, остальное размещается на территориях предприятий и на несанкционированных свалках, а часть направляется на полигон твердых бытовых отходов, не предназначенный для хранения промышленных отходов, загрязняя окружающую среду соединениями ртути, свинца, хрома и других тяжелых металлов. По наиболее вредным отходам созданы предприятия по их переработке и утилизации.

В городе действует завод по переработке бытовых и промышленных отходов, расположенный на территории полигона ТКО г. Владикавказа. Направление деятельности – разделение отходов на утилизируемые компоненты (см. рис.1) с передачей их на переработку в товарную продукцию.

Сбором, транспортировкой и утилизацией отходов 1–4 классов опасности, включая медицинские отходы, занимается ООО ДСК – "Утилизация", расположенное на территории ООО "Завод силикатного кирпича".

– ООО "Экопромлайн" расположено в с. Михайловском, на ул. Строителей, 17. Направление деятельности – сбор, транспортировка и утилизация амортизированных шин и резинотехнических изделий;

– ООО "Экология плюс" находится на территории свалки с. Октябрьского. Направление деятельности – сбор и разделение отходов на утилизируемые компоненты;

– ООО "Эко-Дом" (территория завода ОАО "Победит") занимается сбором и утилизацией ртутьсодержащих ламп.

В минувшем году с участием заместителя председателя Правительства РСО–А были рассмотрены презентации мусоросжигательных заводов передовых фирм Евросоюза: Швеции, Чехии, Германии. Однако окончательное решение не было принято по причинам, освещенным в настоящей публикации. В то же время принятие решения по проблеме управления твердыми коммунальными отходами в республике остается актуальным. Поэтому приглашаем к обсуждению этой весьма непростой проблемы всех заинтересованных в этом людей для принятия взвешенного решения по эффективному управлению отходами производства и потребления.

И. АЛБОРОВ, заведующий кафедрой экологии и техносферной безопасности СКГМИ, профессор, доктор технических наук, зампредседателя Общественной палаты РСО–А, председатель Общественного совета Минприроды РСО–А Ф. ТЕДЕЕВА, профессор кафедры экологии и техносферной безопасности СКГМИ, кандидат технических наук, член Общественного совета Минприроды РСО–А.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика