Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Страх – плохой мотиватор

Выпускной класс в школе – сложный период для подростка, которому предстоят непростой выбор будущей профессии, начало нового жизненного этапа и экзаменационные испытания. И ребят нужно не только готовить к сдаче ЕГЭ, но и настраивать психологически к неизбежным моральным нагрузкам. Можно ли избежать стрессов в одиннадцатом классе как детям, так и их родителям? Об этом – в разговоре с гештальт-терапевтом, психологом Людмилой КАРСАНОВОЙ.

Слово "ЕГЭ" звучит сегодня как набат. Учителя в школе каждый день говорят о том, насколько важны хорошие результаты для будущего, и пугают детей тем, что они недостаточно подготовлены. Добавьте к этому тревогу родителей за будущее детей плюс ежедневные учебные марафоны по репетиторам, и жизнь подростка превращается в кошмар.

Работая со старшеклассниками в Республиканском центре подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, отметила, что у них много страхов, связанных с едиными госэкзаменами. Я разговаривала с ребятами и старалась понять, чем именно они напуганы. Мы беседовали, играли, делали упражнения по исследованию страхов. Основные – это страх разочаровать родителей и страх отсутствия достойного будущего. Это печально, но свою неудачу на ЕГЭ многие рассматривают как жизненный крах. Мы говорили о том, что не стоит преувеличивать значение выпускных экзаменов. Они, как и любые другие испытания, – лишь часть жизни, и их нужно преодолевать.

К сожалению, система образования выстроена сегодня таким образом, что сдача или несдача учениками единого госэкзамена – это тоже критерий эффективности учителя. И фактически они вынуждены "натаскивать" детей исключительно на результат, оказывая давление и передавая, пусть и не всегда осознанно, свою тревогу. Результат ЕГЭ становится важнее всего. Важнее процесса обучения, логики, отношений, уважения. А родители еще больше нагнетают истерию, транслируя своему ребенку идею, что если он не поступит в вуз сейчас, то поставит крест на своем будущем. И все от того, что высшее образование мы, родители, расцениваем как критерий успешности.

Взрослые должны быть опорой и поддержкой своим детям. Наша задача – сохранить в ребенке уверенность в себе. А как сохранить то, чего нет? Вот вам и главная задача, которую нужно решать не в конце 11­го класса, а едва ли не с младенчества. Мы живем во время тотальной неопределенности и нестабильности, от этого большое количество тревоги. И наша задача как взрослых справляться с собственной тревогой и не транслировать ее детям. И тогда им будет спокойнее и станет понятно, что ЕГЭ – это лишь очередной рубеж, который преодолим, если приложить усилия.

Сегодня масса возможностей для получения образования. В этом плане хорошим примером является опыт зарубежных стран: там нет обязательного алгоритма, когда после школы ребенок непременно поступает в университет. Многие начинают работать, разбираются с собой и собственными предпочтениями и только потом, если считают нужным для собственного развития и карьерного роста, получают высшее образование. Они ориентированы на знания, а не на формальный диплом.

Учеба – следствие выбора молодого человека, тогда и подход к ней другой. Чтобы дать своему ребенку возможность выбора, должен быть свободно мыслящий родитель, который способен признать, в том числе и публично, что да, мы не поступили, потому что еще точно не определились, куда именно хотим, но у нас все впереди. Потому как даже взрослые люди сейчас не могут с уверенностью спрогнозировать, какие специальности окажутся востребованными через 10–15 лет. Но в моей практике людей, независимых от общественного мнения, встречалось мало.

У родителей должно быть доверие к выбору своего ребенка. Поверьте, если он умеет ориентироваться в жизни, то не останется не у дел. И выработка этого навыка самостоятельности намного важнее, чем "хождение по мукам" к многочисленным репетиторам. Мне видится, что надо разговаривать с ребенком, объяснять, что мир многообразен и возможностей в нем много, мотивировать его на самостоятельность, на принятие решений и ответственность за них. Мы же постоянно говорим лишь об одном: что будет, если он не сдаст экзамены. А страх – плохой мотиватор.

Чаще всего родители приводят своих детей к психологу насильно. К примеру, многих мам раздражает, что их ребенок помимо подготовки к ЕГЭ позволяет себе и погулять, и поговорить по телефону, и посмотреть телевизор. А ведь у подростков в этом возрасте много других задач собственного развития: они учатся выстраивать отношения и со своим полом, и с противоположным, пытаются найти и реализовать свое внутреннее "я". И когда мамы не слышат меня, я предлагаю им, а не детям остаться на беседу со специалистом. И повторюсь еще раз: разговаривайте со своим ребенком, и не только про учебу!

Конечно, совсем нивелировать переживания во время экзаменов нельзя. Само присутствие камер создает ощущение несвободы. Но мы можем не поддаваться массовой истерии. Вместо: "Все, сынок, завтра решающий момент твоей жизни" попробуйте сказать: "Ты много занимался, ты многое знаешь, просто воспользуйся этой информацией. Если не получится, то ничего страшного не произойдет – мы попробуем через год. Главное, чтобы ты был счастлив, чтобы ты научился быть устойчивым к стрессам. Я доверяю тебе". И, кстати, вот эта психологическая устойчивость – важный критерий в жизни, и он важнее, чем оценки, потому что испытаний предстоит много. Вот этот приобретенный навык поможет ему и во время ЕГЭ абстрагироваться от всей этой нервозной обстановки и сделать то, что он уже делал много раз – во время пробных тестов.

Экзамены сдают и при помощи родителей, но ведь учиться­то дети не начинают. И опять же страх быть исключенным из университета не помогает – не та мотивация. Родители должны быть не подъемником, а страховкой. Постоянно решая все за детей, не стоит потом жаловаться на их младенческий инфантилизм.

Нужно признать, что старые критерии "чем ты будешь лучше учиться, тем успешнее станешь в жизни" сегодня не работают. Нас не учат структурировать информацию, не учат критичному мышлению и очень мало дают навыков по выстраиванию отношений. А ведь, как оказывается, у кого лучше навыки в коммуникации, тот и преуспевает в жизни.

Очень важно замечать достижения ребенка, не обесценивая их. Мы, как правило, делаем акцент на неудачах, а успехи воспринимаем как должное. Тогда из детей вырастают взрослые, которые всю свою жизнь пытаются что­то доказать родителям, но и эти достижения будто проваливаются в бездонный карман, не присваиваясь. Если мы не получаем признание от значимых людей, то потом этот дефицит пытаемся восполнить за счет других людей.

Когда меня спрашивают: "Как же утешить ребенка, если он все­таки не сдал ЕГЭ?", то я задаю встречный вопрос: "Утешить ребенка или себя?" В первую очередь – сохранить спокойствие. И вспомнить все, о чем уже сказано выше – о возможностях, которые не может закрыть перед вами низкий балл на экзамене. И еще очень важный момент: у подростка должны быть еще критерии самооценки. Поэтому нужно, чтобы у него непременно были какие­то увлечения, в которых он смог бы раскрыть свой потенциал.

Жизнь гораздо многограннее и шире, чем аудитория, в которой сдают ЕГЭ. Чтобы лучше ориентироваться в жизни, хорошо бы нашим детям научиться прислушиваться к себе и понимать что­то про себя, свои желания и потребности.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика