Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Откройте, киберполиция!

Кризис заставляет воров и мошенников искать новые способы отъема и увода денег у доверчивых граждан, быстро адаптируясь к новинкам "цифры". Относительно новый вид преступности, связанный со слабыми местами электронных денег и переводов, появился во Всемирной паутине и потребовал от правоохранителей адекватного ответа – чтобы раскрыть преступление, нужно на шаг опережать противника, даже в киберпространстве.

Тема безопасности в Интернете сегодня обострена как никогда, а преступления, совершаемые в виртуальном пространстве, отличаются высокой латентностью. Задачи по противодействию различным видам мошенничества в Сети, а также пресечение неправомерного доступа к компьютерной информации, борьба с нарушением авторских и смежных прав и даже с распространением детской порнографии в Интернете возложены на киберполицию, или Управление "К" МВД России.

Как и десятки их коллег, сотрудники североосетинского отдела "К" предупреждают, выявляют, пресекают и расследуют преступления, совершаемые с использованием современных информационно­телекоммуникационных технологий. Причем способов совершения этих преступлений виртуальным жульем из года в год становится все больше, а методы – изощреннее, что, впрочем, вовсе не означает безнаказанность. Несмотря на всевозможные уловки мошенников, только в прошлом году удалось по материалам проверок отдела "К" БСТМ МВД по РСО–А возбудить и направить в районные суды 64 уголовных дела, рост которых, к слову, по сравнению с позапрошлым годом составил 300%.

Ваша карта бита

"Наиболее распространенные виды мошенничества – это, как правило, размещение в соцсетях или же на интернет­сайтах всевозможных объявлений о продаже несуществующих товаров или услуг. В результате в лучшем случае потерпевший получает некачественный товар, а в худшем – остается без товара и денег, – говорит начальник отдела "К" МВД по РСО–А Феликс Малиев. – Кроме того, мошенники пытаются получить сведения, относящиеся к категории банковской тайны, – это звонок о приобретении жилья, выставленного на продажу, сдача в аренду чего­либо, продажа вещей. Либо предлагают трудоустройство, а в качестве вознаграждения за якобы предоставленную работу просят перевести деньги на электронный кошелек или на карту".

На что только ни идут мошенники в стремлении заработать – изготавливают клоны популярных интернет­магазинов, продавая несуществующий товар, завлекают жертву заманчивыми процентами по кредиту и его высокими суммами, прося внести "аванс" страховой суммы. Результат один – нет денет, нет товара, нет никакого кредита.

Одного из таких мошенников по материалам сотрудников отдела "К" привлекли к ответственности в прошлом году, возбудив против него 30 уголовных дел. Действуя под несколькими данными: Дряев, Алборов, Касаев, все эти фамилии гражданин Мацеридис присваивал для отъема денег у населения не хуже незабвенного Остапа. Для этой цели он получал доступ к банковским счетам клиентов одного из коммерческих банков, представлялся сотрудницей(!) кредитного учреждения, мастерски искажая голос, и узнавал у доверчивых вкладчиков полные установочные данные, номера карт, лицевых счетов и другую конфиденциальную информацию. После чего входил в личный кабинет клиента банка и совершал платежные операции. В итоге пострадал 31 клиент, у которых было уведено со счетов в общей сложности порядка 1,4 млн рублей.

Другой молодой человек в качестве жертв избрал для себя уже обманутых граждан, некогда пострадавших от участия в финансовой пирамиде "МММ" и являющихся клиентами Сбербанка России. 25­летний мошенник на съемной квартире с помощью ноутбука и телефона звонил держателям акций, представлялся работником компании, возмещающей вклады, которому сами жертвы "выкладывали" доступ к личным кабинетам. В итоге у 27 граждан он сумел вывести свыше 1,3 млн рублей, однако был вычислен: благодаря работе отдела "К" на него были возбуждены 40 уголовных дел, которые с обвинительным заключением направлены в настоящее время в суд, где будет решаться вопрос не только о наказании, но и о возмещении десяткам людей причиненного материального вреда.

При этом, по словам Феликса Малиева, большая часть преступлений, связанных с мошенничеством в IT­сфере (свыше 90%), осуществляется злоумышленниками, проживающими за пределами республики. В этом случае к поимке преступника подключаются сотрудники других регионов России, которые помогают не только выявлять места совершения преступления, но и устанавливать злоумышленников. "Руководством нашего министерства раскрытию преступлений этой категории уделяется большое внимание, поскольку люди, ставшие жертвами кибермошенников, рассчитывают на профессионализм сотрудников правоохранительных органов, мы просто обязаны принимать все меры по установлению и привлечению преступников к уголовной ответственности. Ведь один из самых важных критериев оценки деятельности – это доверие граждан", – говорит начальник отдела "К". С этой целью – повысить эффективность раскрытия преступлений – в прошлом году было принято решение о создании специальной группы, в которую вошли наиболее подготовленные следователи с необходимыми техническими познаниями. Выведено на новый уровень и взаимодействие с работниками кредитно­финансовых учреждений, операторами сотовой связи и провайдерами.

Профиль сдает явки и пароли

К слову, киберполиция пресекает и незаконный оборот радиоэлектронных и специальных технических средств, хакерские взломы, мошенничество с биткоинами и многое другое. Специалисты отдела "К" могут помочь коллегам там, где требуется информация о виртуальном пространстве, а также работают в тесной связке с Роскомнадзором, который отслеживает и блокирует страницы и сайты, пропагандирующие гомосексуализм, суицид и прочие опасные "увлечения", в которые за последнее время невольно погружены подростки, попадая в Сеть. Очень часто дети являются целью мошенников, педофилов и других преступников, поскольку через них можно получить доступ к персональным данным, компьютеру, для того чтобы совершать преступления или вовлекать детей в незаконную деятельность. А пока отдел по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий ищет преступников, действующих в киберпространстве, неплохо и самим знать, как не попасть в сети тех же мошенников.

Главный принцип здесь – минимум доверия к "заманчивым" предложениям. Кстати, как и к угрозам. Любую информацию нужно перепроверять. К примеру, вам приходит смс о том, что "по закону" срочно нужно перевести пенсионные накопления в другой фонд. "Выгодное" предложение легко проверить на официальном сайте компании. И не надо вводить коды по указке третьего лица в своем смартфоне, чтобы не пришлось платить за его разблокировку. Бывали случаи, когда одного и того же человека "разводили" на деньги несколько раз подряд с периодичностью в несколько дней. "Местные преступники, как правило, обманывают жителей других регионов, – рассказывает Феликс Малиев. – К примеру, одну из жертв злоумышленнику удалось обмануть трижды в течение трех дней. Украв в первый день 40 тысяч рублей, он сумел еще дважды выманить эту сумму у одного и того же человека, мотивируя тем, что деньги просто не дошли из­за технического сбоя. Хотя иногда доходит до смешного: порой мы звоним потерпевшим с просьбой дать реквизиты, чтобы перевести на их счета возмещенный ущерб по решению суда, а нам отказывают – говорят, где гарантия, что не мошенники? Но лучше так".

Много информации о вас может рассказать даже профиль в соцсети. В настоящее время, чтобы защитить граждан от преступных посягательств, связанных с мошенническими действиями и хищениями денежных средств с банковских карт (в т.ч. при использовании мобильного банка), по инициативе правоохранителей и кредитно­финансовых учреждений на государственном уровне рассматривается соответствующий законопроект. После принятия этот нормативный документ позволит в значительной степени обезопасить нас с вами, практически сведя до минимума возможность киберпреступников нажиться на нашей доверчивости. Специальная база будет фиксировать все "левые" сайты и айпи­адреса. Как полагают законотворцы, противостоять передаче реквизитов доступа к личным кабинетам интернет­банка, а также всевозможных паролей и кодов подтверждения достаточно просто и самим гражданам. Необходимо лишь внимательно воспринимать получаемую информацию и производить перечисление денежных средств или называть какие­либо данные, полностью все взвесив и обдумав. А в случае сомнения – прекратить все действия по финансовым операциям и связаться лично по "горячей линии" с работниками банка для уточнения всех обстоятельств и деталей, а при необходимости – произвести блокировку банковской карты или счета.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика