Праздник 23 февраля связан с именем нашего земляка Марка АВСАРАГОВА. Он был среди тех, кто командовал первыми частями Красной армии в этот день в 1918 г. под Псковом и Нарвой.
Марк (Дзегæ) Гаврилович (Дзабоевич) Авсарагов родился 24 октября 1888 года в селении Христиановском (сейчас город Дигора) в большой крестьянской семье. Его родители Дзабо (Дабо) Дзабеевич Авсарагов и Купа Асланикоевна Таболова были малограмотными, но понимали силу образования. И после того как их сын закончил сельскую школу, отдали его во Владикавказскую классическую гимназию.
В тот период он познакомился с представителями передовой молодежи Осетии того времени: Губади Дзагуровым, Дзандаром Елбаевым, Черменом Баевым, Андреем Гостиевым, Андреем Таболовым (родной дядя по матери), Алиханом Саламовым, Калманом Акоевым, Казбеком Борукаевым, Михаилом Собиевым, Елбыздыко Бритаевым. По вечерам молодые люди собирались и читали книги по политической экономии, философии, в том числе запрещенную литературу. Увлечение модными тогда идеями социалистов-революционеров привело в 1906 году Марка Авсарагова в партию эсеров.
В ученические годы на него огромное влияние оказали "Кровавое воскресенье" 9 января 1905 года и последовавшая первая русская революция. Кроме участия в манифестациях и расклеивании листовок Авсарагов со своими товарищами участвовал в кружках по политическому самообразованию, которые вели профессиональные революционеры, принимал участие в разоружении старшины Христиановского Дриса Гусовича Батманова.
В 1909 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, на 3-м курсе перевелся на юридический.
Летом 1910 года Марк приехал в Осетию и начал собирать народный фольклор в горной Дигории. На фаснальской фабрике тогда встретились Марк Авсарагов, Губади Дзагуров, Дзандар Елбаев и Алексей Тотоев. Елбаев был студентом-медиком Харьковского университета, Тотоев – студентом-естественником Киевского университета. Однако работу по сбору фольклора в срочном порядке пришлось прервать, так как в Христиановском начались столкновения из-за кровной мести между Авсараговыми и Акоевыми.
В 1916 году, в самый разгар Первой мировой войны, Марк Авсарагов окончил университет, его как военнообязанного мобилизовали в царскую армию и направили в крепость Ревель. Сразу же после Февральской революции 1917 года Авсарагова избрали в Революционный совет рабочих и солдатских депутатов крепости Ревель, а затем – заместителем председателя Ревельского совета рабочих и солдатских депутатов.
Став в 1917 году членом Эстляндского губернского комиссариата, который находился под сильным большевистским влиянием, Марк Авсарагов развернул кипучую политическую деятельность. В октябре 1917 года он был делегирован на II Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, на котором были приняты декреты о мире и земле.
Ревельский совет 31 октября 1917 года избрал Марка делегатом на Армейский съезд сухопутных войск. Тогда же Авсарагов стал членом Военно-революционного совета крепости Ревель, через месяц – военным комиссаром Ревельского укрепленного района, затем – комиссаром отдельных формирований, членом Военного совета Олонецкой группы войск, заместителем чрезвычайного военного комиссара Мурманского и Беломорского краев.
Марк Авсарагов не просто занял руководящую должность, он стоял у истоков создания Красной армии и в ее рядах принимал участие в боях с германскими войсками.
В один из февральских дней 1918 года Марк Авсарагов во главе небольшого отряда бойцов сопровождал обоз с ранеными. Вдруг на горизонте появились немецкие солдаты. Он собрал полсотни бойцов, способных держать оружие. Кайзеровские вояки, уже привыкшие не встречать сопротивления, шли, как на параде – ровными шеренгами и четким шагом. Когда немцы подошли совсем близко, застрочил пулемет, за которым стоял Марк. За этим последовал прицельный ружейный огонь по наступавшему врагу. Немцы, не ожидавшие сопротивления, сперва залегли, но, опомнившись, поднялись и пошли в атаку. Закипел жаркий неравный бой. Когда были расстреляны все пулеметные ленты и немцы подступили совсем близко, Марк бросил в них пару "лимонок", а затем достал свой маузер и в упор разрядил его в наступавших.
…Немцы вот-вот навалятся на него, чтобы взять живым. Но вдруг появляется красный бронепоезд, который открывает огонь по врагу. Они вынуждены бежать, оставив на поле боя десятки убитых и раненых.
В 1919 году Марк Авсарагов стал военным комиссаром инженерной обороны Петрограда. Когда войска Николая Юденича вплотную подошли к городу, Авсарагова назначили военным комиссаром 19-й стрелковой дивизии. После разгрома войск Юденича под Лугой и Псковом он со своей дивизией участвовал в боях с белофиннами, которые угрожали Петрограду с севера.
Везде Марк Авсарагов подавал пример своим бойцам, первым шел в атаку. Он лично был знаком с легендарным Яковом Петерсом – чрезвычайным комиссаром Петрограда в тот период. Сохранилась фотография Петерса со своим штабом, в который входил и Авсарагов. Позднее Петерс исполнял обязанности председателя ВЧК вместо отстраненного летом 1918 года на полтора месяца Феликса Дзержинского.
После освобождения Северного Кавказа от белогвардейцев по распоряжению командования 7-й армии Западного фронта Марк Авсарагов был направлен в Осетию для укрепления здесь органов советской власти.
25 мая 1920 года он был назначен военным комиссаром Владикавказа. В том же году был избран Председателем представительства Горской Республики при Народном комиссариате национальностей в Москве. В разное время в Горскую Республику (Горская АССР) входили отдельные округа: Балкарский, Дигорский, Ингушский, Кабардинский, Карачаевский, Осетинский, Сунженский (Казачий), Черкесский, Чеченский.
Интересна история о том, как в 1921 году Марк Авсарагов повез группу молодых людей из Осетии на учебу в Петроград, среди которых были ставший впоследствии крупнейшим иранистом, этимологом и нартоведом XX века доктор филологических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР Василий Абаев, народный художник Северной Осетии и Башкирии, лауреат Государственной премии СССР Сосланбек Тавасиев, академик АН Казахской ССР Рамазан Борукаев, доктор геологии Александр Гокоев.
Неизвестно, как бы сложилась судьба этих молодых людей, если бы не Марк Авсарагов, который дал им путевку в жизнь. В интервью Акиму Салбиеву Василий Абаев вспоминал: "Нам повезло, что в то время Горская Республика направляла своего первого полномочного представителя в Москву. Этим представителем был партийный деятель Марк Авсарагов. Вот мы, группа молодых людей, отправились к Марку Авсарагову и просили его взять нас с собою. Он охотно согласился…"
Марк Авсарагов занимал должности председателя Исполнительного комитета Владикавказского окружного совета, народного комиссара внутренних дел Горской АССР, председателя ЦИК Горской АССР, заведующего отделом местного хозяйства Северо-Кавказского краевого СНХ. Избирался делегатом VIII, IX, X всероссийских съездов советов, его также избрали и на исторический – I Всесоюзный съезд советов, на котором 30 декабря 1922 года провозгласили образование СССР. Он приложил немало энергии и сил для сооружения Гизельдонской ГЭС, Мизурской обогатительной фабрики, Бесланского маисового комбината, Дигорского обводного канала, расширения завода "Электроцинк". Благодаря Авсарагову в осетинской литературе есть произведение Бритаева "Амран". Когда драматург был прикован к постели и не мог писать, Марк направил к нему человека, который записывал с его слов.
По инициативе Авсарагова в 1921 году в селении Христиановском была создана комиссия по примирению кровников. 3 мая 1921 года она вынесла решение о примирении Акоевых и Авсараговых, Корнаевых и Тавасиевых, Уруймаговых и Такоевых, Тогоевых и Тотоевых, Кибизовых и Елбаевых, Кодоевых и Билаоновых…
Марк Авсарагов был женат на дочери героя Шипки Татаркана Магометовича Кайтова Шуратхан (отчество писала – Александровна), которая была выпускницей Института благородных девиц и долгие годы преподавала немецкий язык в школе № 1 Дигоры. Марк Гаврилович и Шуратхан Александровна воспитали двух дочерей – Азаухан – Азу (ее мужем был Илья Гугкаев, дочь Светлана) и Заиду – Заю (муж – Асланбек Тавитов, дети Алан, Руслан, Лейла) и сына Рослана.
К сожалению, одна из самых черных страниц в истории нашей страны – репрессии 1930-х гг. – не обошла Марка Авсарагова стороной. В 1935 году его понизили в должности, избрав секретарем Ирафского райкома партии, а затем, не посчитавшись с заслугами и тяжелой болезнью, исключили из ВКП(б).
Скончался Марк Гаврилович 5 июня 1937 года в Орджоникидзе. Похоронен в родной Дигоре.
До недавнего времени считалось, что место захоронения Марка Авсарагова утеряно. Однако волонтерам патриотического клуба "Родина" удалось разыскать его могилу, которая находится в заброшенном состоянии на юго-западном кладбище Дигоры.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30