Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Реальные проблемы виртуальных платежей

Удобство осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги – один из залогов их ритмичной оплаты. В век цифровых технологий появилась возможность платить за все, не вставая из-за компьютера, или даже с телефона. Однако насколько готовы к такой технологической революции наши ЖК-предприятия?

Часть I. Мутация реквизитов

На днях на мою электронную почту пришло сообщение с портала госуслуг: "Спасибо, что пользуетесь порталом госуслуг. Начала работать общероссийская государственная информационная система ЖКХ!

Хотите разобраться в Ваших платежках за ЖКХ? Хотите направить обращение напрямую в Вашу управляющую компанию? Хотите узнать, когда будет ремонт в Вашем доме?

В ГИС ЖКХ Вы сможете: проверять правильность начислений за услуги ЖКХ и оплачивать их без комиссии, передавать показания приборов учета в электронном виде, узнавать о работах по Вашему дому и общаться с соседями на форуме дома, направлять жалобы и предложения в электронном виде.

Установите мобильное приложение госуслуг, чтобы: следить за статусами заявлений; проверять штрафы и задолженности; оплачивать штрафы, задолженности, госпошлины и услуги ЖКХ".

На портале госуслуг я зарегистрирован уже несколько лет, он действительно дает некоторые возможности получать нужное от государства и при этом реже видеться с чиновниками и стоять в очередях. Ходить в выходной день в какую-нибудь коммунальную контору, чтобы оплачивать ее услуги – удовольствие тоже так себе! И, конечно же, я с радостью ухватился за возможность платить, но не ходить.

Так случилось, что первой в стопке ранее оплаченных квитанций лежал квиток за холодную воду, и я начал, было, вводить реквизиты своего поставщика в платежную программу ГИС ЖКХ: МУП "Владикавказские водопроводные сети". В этой же строке автоматически выскочили данные ИНН и ОГРН (основной регистрационный госномер организации), а строкой ниже – банковские реквизиты. Естественно, захотелось проверить правильность реквизитов, но не тут-то было, потому что на моей квитанции ни одной из этих цифр не было! И только теперь, после стольких лет оплаты по этим квитанциям, я заметил, что, кроме названия организации, в ней нет никаких других ее следов. Разве что адрес и телефон абонентского отдела.

Ситуация смутила, ведь мало ли, какие изменения могли произойти в банковских реквизитах организации, ищи потом концы! Но нет, подумалось, система-то государственная, а государство обмануть не может, и я смело нажал кнопку "оплатить". И тут на экран выскочило сообщение, прочитав которое, я потерял дар речи: "Организация, осуществляющая оказание вам ЖК-услуг, разместила некорректные платежные реквизиты. В связи с этим на текущий момент проведение операций по оплате ЖК-услуг на портале ГИС ЖКХ в пользу данной организации не представляется возможным. Просьба обратиться в организацию, оказывающую вам ЖК-услуги, с просьбой корректировки платежных реквизитов в системе. После уточнения платежных реквизитов в системе организацией оплата ЖК-услуг будет доступной на портале ГИС ЖКХ".

Спасибо, что предупредили, но все-таки очень захотелось выяснить настоящие реквизиты организации. Где же, если не в ее квитанции? Конечно, на ее сайте voda-reg15.ru. По старой бюрократической привычке думал увидеть реквизиты организации рядом с ее названием, как это бывает в шапках официальных бланков, но нет, ошибся. Искал во всех разделах – безрезультатно. Так не солоно хлебавши и покинул сайт.

Ну, ничего, успокаивал я себя, холодная вода – лишь один из десятка платежей, отдам свои денежки другим, и взял квитанцию ОАО "Владикавказские тепловые сети". Тут уже опытным взглядом стал искать реквизиты и нашел ИНН, расчетный и корреспондентский счета, БИК – банковский идентификационный код, только… неизвестно, какого банка!

Вместо его названия в квитанции стояли… десятки черных ромбиков с белыми вопросительными знаками в каждом. И опять же: столько лет плачу за тепло и горячую воду и никогда не обратил внимания на этот орнамент! Какую же страшную тайну он скрывает?

Однако на сайте ГИС ЖКХ реквизиты теплосетей открылись без проблем, и предупреждение об их несоответствии действительности на выскочило. Тем не менее я решил проверить реквизиты и, хотя не без труда, но нашел их на сайте ВТС. Затем вбил в диалоговое окно сайта ГИС ЖКХ кругленькую сумму и нажал "оплатить". В ответ пришло электронное подтверждение "Почты банка" с указанием полных реквизитов ВТС. Я облегченно выдохнул.

Начав экспериментировать с платежами через ГИС ЖКХ, я уже не мог остановиться: набрал названия "Севкавказэнерго" и "Газпром межрегионгаз Владикавказ". В отношении электриков ГИС сказала, что у нее отсутствуют сведения об их платежных реквизитах, и дальше у нас разговор не получился.

А вот реквизиты газовиков система выдала. Разумеется, я их проверил по сайту газовиков gro-rso.ru. Искомые реквизиты я нашел почему-то в разделах "обратная связь" и "контактная информация", причем в двух местах одного сайта приводятся разные корсчета и БИКи этой организации. Но главное, что в ее реквизитах в ГИС ЖКХ и на сайте организации обнаруживается полное несоответствие!

Раз это так, то при моей попытке заплатить через нее за газ ГИС ЖКХ должна была повести себя, как и в случае с холодной водой: предупредить о некорректности платежных данных газовиков. Однако на сей раз она почему-то это не сделала, и в случае оплаты мои денежки оказались бы невесть где!

Вот так завершился мой первый опыт общения с ГИС ЖКХ и попытки оплатить через нее коммунальные услуги. А о том, какие полезные выводы мы можем для себя сделать из этого опыта, еще поговорим!

Вчера в первой части этой статьи мы начали разговор о том, как платить за жилищно-коммунальные услуги через сайт государственной информационной системы ЖКХ, и обнаружили на этом пути некие тернии. Сегодня попробуем разобраться, можно ли их преодолеть, чтобы устремиться если не к звездам, то хотя бы к нашей цели – платить без хождений и очередей.

Часть II. Плати туда, не знаю, куда!

Для достижения этого абоненту прежде всего нужно знать реквизиты организаций-поставщиков ЖК-услуг. Однако, как мы выяснили в первой части этой статьи, задача эта не из простых, если сами поставщики не сделают две вещи: во-первых, не станут исполнять все требования закона к платежным документам – квитанциям, а во-вторых, не разместят свои реквизиты в ГИС ЖКХ.

Чего же требует закон от квитанций по оплате ЖК-услуг? Об этом говорится в пункте 69 Правил оказания ЖК-услуг, утвержденных постановлением правительства страны № 354. Пункт объемный, поэтому остановимся лишь на подпункте "б", необходимом для электронной оплаты услуг. Он обязывает их поставщиков указывать в платежном документе свои наименование, номер банковского счета, банковские реквизиты, а также адрес, номера контактных телефонов, факсов, адреса электронной почты и сайта.

Как мы говорили в первой части статьи, часть этой информации, иногда значительная и существенная, отсутствует в квитанциях некоторых поставщиков ЖК-услуг, а в некоторых случаях ее невозможно найти или подтвердить правильность даже на их сайтах.

Впрочем, где уж рядовым абонентам бороться за соблюдение своих прав с естественными монополистами, если они даже в государственную информационную систему подают некорректные сведения или не подают их вовсе! (Читайте первую часть этой статьи.)

Тем не менее "СО" неоднократно делала попытки вести деловой диалог с монополистами, кое-что ей удавалось. Так, в течение двух последних лет газета несколько раз поднимала вопрос о том, чтобы квитанции по оплате электроэнергии были понятны населению, особенно пожилым людям.

К чести тогдашнего руководства "Севкавказэнерго", замечания и предложения газеты по совершенствованию платежного документа были учтены и приняты к исполнению. Сегодня, на наш взгляд, квитанция за свет является образцовой среди всех остальных "платежек", а, кроме того, электроэнергетики, также по нашему мнению, лидируют среди организаций-поставщиков ЖК-услуг и в предоставлении платежных и информационных услуг в электронном виде.

Однако и в этой бочке меда есть пара ложек дегтя. Во-первых, квитанции за свет почти не рассылаются по почте, а доступны лишь в личном кабинете на сайте "Севкавказэнерго" – gp-lc.ru. А второй пласт проблем, связанных с электронными платежами за ЖК-услуги, связан с подтверждением как самого факта платежа, так и с показателями оплаченных услуг.

Рассмотрим сначала только что названную систему электронных платежей. При заполнении в ней параметров платежа тебе предлагают выбрать вид оплачиваемой услуги: "электроэнергия" (квартирный свет), ОДН – свет на общедомовые нужды или пени.

Все правильно, но вот оплачиваемый период отсутствует, и банковский отчет о принятой оплате приходит не только без указания оплаченного периода, но и обезличенным по виду платежа: ты заплатил, а за что – неизвестно!

И все же эти недостатки не так критичны в случае с электроэнергетиками, потому что их сайт дает возможность контролировать индивидуальную оплату ежемесячно, в любое время. Но, оплатив услуги "Владикавказских теплосетей" через ГИС ЖКХ, я также получил уведомление "Почты банка" без указания периода и видов оплаченных услуг.

А ведь ВТС оказывает две услуги – отопление и подогрев воды, которые и стоят по-разному. Также ни при занесении платежных данных в ГИС ЖКХ, ни в получаемых плательщиком банковских платежных документах не указываются ни его личность, ни адрес – только номер лицевого счета по данной ЖК-услуге. Да и он никак не проверяется системой.

То есть ошибся на одну цифру и подарил человеку с похожим номером лицевого счета энное количество тепла в буквальном смысле, а сам остался должником!

Проблема и в том, что ни теплосети, ни водоканал не имеют таких сайтов, как электроэнергетики, где видны движения платежей каждого абонента. Зато к своим квитанциям, распечатываемым на принтере, эти организации прилагают чек кассового аппарата, ставят роспись кассира, а ВТС для верности – еще и две печати: круглую и прямоугольную.

Почему я говорю об этом? Потому что через месяц мне снова надо платить, но я не уверен в том, что моя нынешняя оплата пришла в ВТС и именно на мой лицевой счет. Чтобы убедиться в этом, мне все равно придется взять в руки ноги и отправиться на так любимую всеми владикавказцами ул. Пожарского, 23.

К тому же каждые полгода тарифы на услуги растут, и без вмешательства операторов организаций-поставщиков ошибки просто неизбежны!

Получается, что без четко работающих и информативно насыщенных сайтов организаций – поставщиков ЖК-услуг по типу электроэнергетиков, где отражается платежная история каждого абонента, услуги ГИС ЖКХ оказываются бесполезными.

Впрочем, практически все поставщики предлагают альтернативные ГИС ЖКХ способы электронной оплаты своих услуг через аффилированные банки, такие же возможности предлагают и сами банки, и Владикавказский информационно-расчетный центр.

Проблема лишь в том, что за эти услуги придется дополнительно выложить 1,5, а то и 3% от оплачиваемой суммы, а ГИС ЖКХ мзду не берет. Только вот удастся ли в итоге сэкономить на этом с учетом всего сказанного выше – большой вопрос. Так это или нет, покажет ближайшее время, а "СО" расскажет своим читателям.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика