Прошло почти четыре года с момента введения Россией продовольственного эмбарго. И если на первых порах оно сказалось на количестве и качестве продуктов, поступавших в продажу, на ценах, то со временем ситуация стала спокойнее.
Тем не менее интерес граждан нашей приграничной республики к этой теме сохраняется. Как и вообще к возможному проникновению к нам недоброкачественных продовольственных товаров. О том, как обстоят дела сейчас, – беседа нашего корреспондента с заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по РСО–А Верой БЕЛИКОВОЙ.
– Можно ли сказать, что мы научились жить без продуктов, которые попали под санкции, и наша зависимость от поставок из-за рубежа снизилась?
– Вспомните, какая картина была в 1990-е годы и даже в начале 2000-х. Сколько мы тогда завозили продукции из стран Запада. Те же "ножки Буша"! Сегодня сельское хозяйство стало другим. Импортных животноводческих продуктов вы почти не встретите. В республике активно развиваются садоводство, форелевое хозяйство. Конечно, не все идет гладко, по каким-то позициям происходит откат, но в целом динамика положительная. Наши производители зерна, например, ищут покупателей своей продукции за рубежом – в Иране, Грузии, других странах.
Что касается отсутствия некоторых деликатесов, тех же экзотических сыров, то у нас вряд ли кто-то всерьез обеспокоился их отсутствием.
Но есть традиционные виды продовольствия, которые мы будем экспортировать. В первую очередь это фрукты, овощи, которые выращиваются в странах с теплым климатом.
– Часто приходится слышать критику в адрес Россельхознадзора по поводу жестких действий в отношении санкционной продукции. Недавно наша газета сообщала о факте уничтожения крупной партии миндаля из Австралии. До этого той же процедуре подверглись несколько партий яблок, бананов, фарша и филе семги и других. Люди говорят: не лучше было бы отдать это продовольствие нуждающимся гражданам, в детские дома?
– Во-первых, если конфискованные продукты передать таким образом, то перевозчик сможет оспорить такой шаг в судебном порядке. С другой стороны, есть опасность злоупотреблений. Кто может поручиться за то, что конфискованная и переданная кому-то продукция не окажется завтра где-то на базаре?
Наша структура поступает с санкционной продукцией таким образом потому, что у нас есть ветеринарные и фитосанитарные документы, и мы можем доказать, что она ввезена незаконно. Эту меру надо и дальше распространять на всю продукцию, которая перемещается без документов.
– И много такой продукции поступает к нам?
– Такие факты есть. Мы обнаруживаем на наших рынках товары без маркировки, с перемаркировкой, то есть когда на место старой этикетки наклеивается новая. Велика вероятность, что товар из стран, в отношении которых введено эмбарго. Есть сведения о том, что сельскохозяйственная продукция ввозится через приграничные с Украиной регионы гражданами сопредельного государства. Много санкционных яблок, другой продукции ввозится через Беларусь. Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт очень принципиально подходит к таким нарушениям. Регулярно ведутся расследования, меняется перечень поставщиков, в котором предпочтение отдается крупным и проверенным для облегчения контроля.
Свои плоды начинает давать и электронная сертификация, предусматривающая расширение контролируемого перечня товаров. Ведь нередко бывает так, что санкционные фрукты и овощи завозятся в контейнерах с надписью "строительные материалы", – как промышленная продукция. А ее проверять у нас не было полномочий.
Как-то насторожил нас такой факт. Начала поступать к нам зелень через Белоруссию, якобы из Африки. По понятным причинам нас это удивило. Всякий новый поставщик проверяется. Решили обратиться в вышестоящий орган. А оттуда пришло письмо: продукцию из Африки, датированную после такого-то числа, не пропускать. Поскольку запросы, отправленные на далекий континент, показали, что там эта зелень не выращена. Остается догадываться о происхождении этого товара. За прошлый год мы вернули обратно 152 тонны импортной продукции, не обеспеченной документально, и растительного происхождения, и животного.
– Как вы считаете, эмбарго еще долго продлится?
– Думаю, да. Никаких сигналов о том, что на Западе собираются изменить политику в отношении Российской Федерации, нет. Поэтому на пути санкционного продовольствия необходимо поставить надежный барьер. В этом плане обнадеживает внесенный Россельхознадзором в Государственную думу законопроект о том, чтобы классифицировать провоз в страну санкционных продуктов как уголовное преступление. Нарушать интересы государства непозволительно никому.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30