Селение Калак расположено в Алагирском районе, на левом берегу реки Мамисондон. Слово "калак" в грузинском языке означает "город".
Такое название, видимо, было ему дано из-за его размеров: это один из самых больших населенных пунктов в Мамисонском ущелье. В селе Калак имеется несколько кварталов: "Доны сых" – "Квартал у реки", "Басаты сых" – "Квартал Басаевых", "Тæнæг сых" – "Редкий (или узкий) квартал". Селение Калак называли еще и Мамисоном, по названию ущелья, в котором профессор Б. Алборов видит этноним.
В селении сохранились ценные памятники средневековья. Наиболее известным является памятник архитектуры федерального значения "Оборонительная башня Гаева Беса".
Известный ученый-краевед, эколог, кандидат биологических наук К. Попов, досконально изучивший каждый уголок Алагирского ущелья, описывая селение Калак, обратил внимание на уцелевшие башни и три святилища: "На холме… полуразрушенная башня Гаевых. Над проемом в восточной стене ее бойница и машикуль... На западной окраине селения на вершине холма, обложенного камнями, есть святилище Халд мæсыг кувæндон и культовый памятник святилище Дзилесы дзуар".
Ценные сведения и скрупулезные технические характеристики памятников архитектуры селение Калак мы находим в исследовании известного археолога, профессора В. Тменова.
"Башня Гаевых (Гайты мæсыг), сложена из разноразмерных, камней и сланцевых плит на глинистом растворе. Фасадом ориентирована на восток… Проем арочной формы устроен по центру восточной стены…". "По данным Б. Алборова, – пишет В. Тменов, – на стенах гаевской башни была выбита древними грузинскими письменами надпись с двумя крестами…" Это боевая трапециевидная в плане шестиярусная башня. Над входом, в верхнем ярусе, сохранилась машикуль. Ниже нее на каждом из ярусов башни имеются узкие бойницы. Она расположена на высоком холме над долиной реки Мелагидон, на ее левом берегу. В наши дни башня окружена многочисленными развалинами окружающих построек.
Помимо названной башни в Калаке есть святое место, связанное с фамилией Гаевых: Хуссаг доны зæд. Это место, расположенное на южной окраине села, неоднократно описывалось в литературе. Еще с XIX в. упоминается побывавшими в этих местах Клапротом, Сикоевым, Динником и другими исследователями и путешественниками: "Святое место – родник Хуссаг доны зæд (с осет. "спящий родник"). Такое название он получил, потому что периодически исчезал и появлялся вновь. Об этом источнике также писал грузинский царевич Вахушти: "Здесь, в Калаке, имеется небольшой источник Дабисцхаро, который то бьет ключом, то перестает бить, и так постоянно". Раньше этот священный источник, вероятно, единственный в Северной Осетии, использовался в богослужениях. Вот что о нем сообщал исследователь Кавказа Н. Динник: "Он иногда несколько раз в день то перестает течь, то снова начинает. Осетины верят, что посредством его можно узнать праведного и грешного человека. Если человек просит Бога, чтобы вода в Хуссаг доне перестала течь, и она перестанет, а потом по его же молитве снова потечет, то, значит, человек святой; в противном же случае – грешный. К Хуссаг дону собирается иногда много богомольцев, и, как говорят, не только осетины, но даже из соседнего Рачинского уезда Кутаисской губернии. Вода в нем чистая, хорошая".
Часто можно встретить ссылку на публикацию 1882 г. По легенде, свойство исчезать и появляться родник приобрел, после того как возле него была похоронена молодая женщина из фамилии Гаевых, которая в давние времена жила в старой башне (Зæронд мæсыг), разрушенной в 40-х годах XIX в. в результате военных действий.
Интересно будет привести эту легенду целиком: "Несколько веков тому назад один из жителей Калака из фамилии Гаевых, живший в Старой башне (Зæронд мæсыджы), женился на одной молодой девушке, которую свекровь почему-то невзлюбила и заставляла много работать. Раз, во время отсутствия сына, свекровь потребовала, чтобы молодая сноха с восходом солнца отправилась одна на поле жать хлеб и чтобы непременно сжала к вечеру такой участок нивы, который и выпахать-то можно было разве только в три дня (т.е. около 1,5 десятины). Нива эта лежала как раз около названного источника. Бедная сноха волей-неволей должна была отправиться на указанное место жать хлеб. Придя к роднику, она умылась его водою и стала просить у него помощи для окончания данного ей свекровью задания. После этого она начала жать и действительно, к закату солнца окончила весь этот участок, причем сжала 160 копен хлеба, а потом, утомленная и изнуренная непомерною работою, опять пришла к роднику, чтобы снова умыться его водою и идти домой. Умывшись, она села, чтобы утереть лицо и подвязать голову; в это время родник, сжалившийся над нею и желая вознаградить ее за непомерную работу, выбросил ей следующие вещи: один золотой гребешок, пару золотых чулок и золотые ножницы. Поблагодарив родник за подарки, она отправилась домой и, придя в комнату, села около очага и разложила свои подарки перед своею сварливою свекровью и мужем. Тут она рассказала им, как она окончила жатву и как в награду за непосильный труд родник выбросил ей дорогие подарки. Сказавши это, она в ту же минуту скончалась и была похоронена около родника, который после того и получил чудесное свойство то скрываться, то снова появляться".
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30