Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Уроки для экономики

Общепринятой формой регулирующей деятельности являются поиск и реализация новых возможностей решаемых задач в каждой из сфер человеческой жизни. Разумеется, излишнее регулирование любой деятельности может снижать эффективность получаемых результатов. Однако и несвоевременное и грамотно невыверенное принятие регулирующих решений по меньшей мере будет способствовать соответствующим потерям: экономическим, финансовым, социальным и т.д.

Расти и развиваться

Экономике мы не можем задавать обязательства. Экономика – объективна, и в этой связи надо выявлять требования, которые она предъявляет в различных направлениях и формах деятельности.

Во-первых, для РСО–А имеет актуальность осознание реального состояния экономики и ее возможностей. На что способна наша экономика, а на что – нет…что выгодно и перспективно, а на что не следует тратить время и ресурсы. К сожалению, мы не в полной мере владеем этой проблематикой. Она в экономике сводима к производственной составляющей. Я ставил и продолжаю ставить цели и задачи нахождения новых проектов для производственного развития. Подчеркиваю: развития!

Во-вторых, экономику не следует озадачивать только процентами роста. Рост (даже из года в год) может быть инфляционным, ценовым, неконкурентоспособным расширением объемов производимой продукции и т.д., но такой рост несет в себе опасности, приводящие к стагнации, т.е. к отсутствию развития экономики.

Нам необходимы производства, способные производить новые товары, выдерживающие конкуренцию на рынке. Это должно быть привязано к изменяющейся ресурсной основе в республике. Такие проблемы в один день не решаются, но постепенное продвижение в этом направлении необходимо расценивать в качестве экономических обязательств для исполнения.

В январе 2018 года Глава республики В. Битаров посетил предприятие "Миранда". Те вопросы и проблемы, которые в ходе встречи и осмысления позиций этого предприятия были обозначены, безусловно, заслуживают серьезной системной оценки. Надо искать и поддерживать такие проектные решения. Они разносторонне и объемно значимы для экономики республики.

Критически оценивается вопрос об экономическом росте как в России, так и отдельно в РСО–А. Рост имеет место, но нет достаточного анализа его качества. Не следует гнать рост в процентах, в долевых значениях, но с инфляцией, с низкой финансовой отдачей.

Создан "денежный голод" в экономике с целью стабилизации. По моей оценке, это сдерживает качественный рост экономики и ее развитие. Как можно активнее, а тем более технологически качественнее, использовать ресурсы, если не включать в этот процесс деньги? Необходимы "длинные" деньги – инвестиционные, а их нет. Надежды на частного инвестора тоже остаются нереализованными. Частные обладатели денег проявляют малый интерес к реальным инвестиционным проектам. По фактам это так…

Слишком расширилась практика "подачки денег регионам" от федерального центра. Существует эпизодическое выделение денег, но нет вложений в реальные, приносящие дополнительную прибыль проекты. Необходимо "закачивать" деньги в реальные проекты, хорошо просчитанные, выверенные и сбалансированные по регионам.

Промышленное развитие и энергообеспеченность

Влияние собственного промышленного развития в регионе всегда будет весомым в других отраслях и деятельности в них, но ограниченным. Это означает, что, принимая те или другие проектные решения промышленного характера, чрезвычайно важно учитывать специализацию, возможности производства таких видов продукции, которые будут реализовываться не только на внешних (по отношению к региону) рынках, но и находить определенное применение и в экономическом пространстве республики и функционировании.

Естественно, что для экономики РСО–А базовые значимые характеристики промышленного развития имеют значение с точки зрения производства ВРП (валовой региональный продукт), обеспечения стабильной занятости путем активного включения в нее собственного населения. В таком же контексте надо иметь в виду вовлечение в промышленный оборот имеющихся в республике природных ресурсов (сырьевых, материальных). Особые акценты необходимо сделать на развитие новых объектов промышленной переработки имеющихся сырьевых ресурсов (доломита, песка, глины (кирпич), гравия, строительных материалов, минеральных вод, розлива талой воды, производства спирта, водки, безалкогольных напитков, переработки кукурузы, фруктов). В республике, ее районах необходимо генерировать соответствующими решениями производство расширенного разнообразия продукции (производить все, что возможно, в качестве товарной продукции на ее территории, конкурентоспособной и выгодной по реализуемым доходам).

Для промышленных предприятий, которые в республике вновь образуются или восстанавливаются на прежней основе, чрезвычайно актуальной является проблематика формирующихся затрат на производимую продукцию. Учитывая специфику решения этой проблематики, подчеркнем, что в наибольшей степени актуальны задачи нахождения компромисса интересов республики и предприятий. Энергоэффективность (потребление электроэнергии и газа) может быть ключевой проблемой для абсолютного большинства промышленных предприятий и это следует в максимуме учитывать. Считаем, в том числе, важным обоснованность оценочных показателей энергоснабжения и энергоэффективности в следующих направлениях:

– во-первых, снижение энергоемкости ВРП. Следует всесторонне знать, как оценены применяемые экономические механизмы с позиции стимулирования внедрения энергосберегающих технологий. Вопрос в том, каков потенциал энергосбережения в РСО–А (40–50% в России, а в РСО–А – 50–60%);

– во-вторых, обеспечение рационального и экономически ответственного использования энергии, которая в наличии. Обеспечение необходимо рассматривать с позиции сбалансированного регионального экономического развития. Это значит, что энергообеспечение должно содействовать новым прогрессивным решениям в производствах, в том числе и инновационных;

– в-третьих, рациональная задействованность всех имеющихся энергетических ресурсов обеспечивается, в том числе, и правовыми условиями, которые необходимо создавать. Но при этом могут возникать два вопроса: каково отсутствие правовых основ этих условий и что специфического не решается в РСО–А? Надо разобраться с организационными условиями энергообеспечения и энергопотребления (оценить состояние основных производственных фондов, их изношенность).

Надо знать и непокрытую потребность в электроэнергии республики, стимулирующие механизмы, методы и способы решения текущих и перспективных задач в этой связи. Речь идет, в том числе, о развитии собственных энергетических мощностей (разумеется, прежде всего – о строительстве малых гидроэлектростанций).

Финансовые ресурсы и благополучие

Какова мною сформулированная "универсальная формула" финансового благополучия РСО–А?

Во-первых, речь надо вести о достаточности финансовых ресурсов для решения экономических задач такого качества, о чем я говорил выше.

Во-вторых, отмечу, что источники экономического и финансового благополучия могут быть разными, их действительно много, но задействованность – неравномерная в республике, а порой отсутствует. Например, сдвинулось в лучшую сторону решение проблем по алкогольной продукции. Это надо развивать, но только как отрасль товарного производства. Иной путь будет иметь значительные ограничения. Финансовые ресурсы отрасли призваны давать диверсифицированный эффект.

Параллельно надо приложить значительные усилия в направлении создания и обеспечения функционирования перерабатывающих заводов, цехов различного профиля и разной доходности. Все, что производится на земле, необходимо осмысливать в этом направлении (овощи, фрукты, зерно, мясо, молоко и т.д.) Разнообразить надо землепользование и его результативность, иначе нет перспективы для развития аграрного сектора экономики республики и его доходной результативности.

В-третьих, критически следует оценивать состояние торговли в республике и ее доходную отдачу для экономики и бюджетов. Торговля у нас развилась в сильном отрыве от товаропроизводства. Оправдано ли это? Сомневаюсь и многое оцениваю критически. Огромные торговые объекты, функционирующие в республике, "копейки и рубли" доходов дают для бюджетов. Разве это нормально?

Мы в республике и ее регионах из года в год сталкиваемся с недостаточной обоснованностью приоритетов расходования бюджетных средств. Что я имею в виду?

Во-первых, есть проблематика серьезного уточнения социальной ориентированности республиканского бюджета. В этом качестве нет реализации жесткой бюджетной политики: преобладает определенная "податливость" сложившейся практики принятия решений за предшествующие годы без достаточного уточнения классификационной основы расходных статей бюджета.

Во-вторых, бюджетная политика не выходит на достаточное качественное решение проблематики сочетания (сбалансированности принимаемых решений) социальной ориентированности и структурных изменений в экономике республики. В бюджете РСО–А закладывается низкая доля инвестиций в основной капитал (из года в год) – от 7 до 10 процентов, тогда как для развития экономики требуется не менее 30–35 процентов (наши расчеты). Низкий экономический рост преодолевается поддержкой от доходов бюджета, а тем более когда частный инвестиционный капитал не приходит в экономику.

Разумеется, не бывает идеальной учтенности всех нюансов при формировании бюджетов. Это так, но в ходе обсуждения бюджета РСО–А на 2018–2020 годы мною неоднократно высказывался ряд принципиального характера соображений, которые могу повторить в силу их значимости, и в то же время – нереализованности.

В прогнозе, который был взят за основу для расчетов показателей республиканского бюджета, по моей оценке, было заложено значительное снижение реальных доходов населения, в особенности – заработных плат (позднее это выяснилось в большей степени, хотя проблематику можно было учесть изначально…) Более четкой просчитанности требовали следующие показатели: каким будет оставаться доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; как будут решаться вопросы по минимальной заработной плате в согласии с требованиями Указов Президента РФ (2012 год). Здесь я напомню дополнительно, что с 1 января 2018 года МРОТ и прожиточный минимум уравнены на 85 процентов, а с 1 мая 2018 года – на 100 процентов, что не в полной мере учтено в принятом нами бюджете республики на 2018 год…

Обращаю внимание на ту тенденцию, что темп роста расходов республиканского бюджета за последний период и до 2020 года – снижающийся. Это длительный процесс, он все больше увязывается с темпами роста собственных доходов, поступающих в консолидированные бюджеты республики. В большей мере нам надо осознать, что происходит усиление централизации государственных финансов с одновременным удорожанием их для регионов. Республика наша на ближайшую перспективу будет испытывать большие нагрузки, в том числе по причинам перехода на профицитное сбалансирование бюджета, а также сформированных долгов, инфляции и ряда других существенных факторов.

Регулирование аграрных отношений

Республика, как известно, столкнулась не только с проблематикой форм проявления отношений, которые обусловливались фактором малоземелья. В ходе рыночно-трансформационных процессов социально-экономической жизни малоземельные ограничения наложились на разрушительные процессы коллективных хозяйств (колхозы, совхозы, кооперативы). Что надо далее делать в регулировании аграрных отношений в РСО–А?

Во-первых, продолжить совершенствование законодательства о землепользовании.

Во-вторых, необходимо и дальше улучшать подходы к изменениям характера и методов оценки приоритетов в принимаемых решениях по поводу землепользования: требуется системность, но в выборе методов решаемых задач необходимо реализовывать дифференцированный подход (например, в решении вопросов финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере растениеводства, животноводства, птицеводства).

Систематический анализ проблематики деятельности сельхозтоваропроизводителей позволяет мне сделать и следующие выводы. Для сельхозтоваропроизводителей со стороны государства надо создавать определенные гарантии. Например, установление гарантийной ставки по кредитам должно быть обязательным на каждый год. Сегодня это в пределах от 13–15 процентов, но проблем много… Это – высоко! Даже при том что государство "гасит" 7–8 процентов, этого кредита недостаточно, и он остается дорогим. Абсолютное большинство специалистов, в том числе и я, приходят к выводу, что доступность кредитов для сельхозтоваропроизводителей находится в пределах 4–5 процентов. При этом сроки выделения кредитов должны быть в пределах 3–5–10 лет. Дорогой кредит трудно, а порой и невозможно, покрывать, с чем реально сталкиваются добросовестные и деловые предприниматели.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика