В Нацмузее РСО–А открылась выставка раритетного оружия ХVII–ХХ веков
За последние два месяца Национальный музей РСО–А, где сегодня параллельно с капитальным ремонтом и реконструкцией полным ходом идет работа над созданием новой постоянной экспозиции, представил вниманию владикавказцев и гостей Осетии уже целый ряд выставочных проектов, получивших в республике по-настоящему широкий резонанс.
Просто ажиотаж – по-другому сказать трудно – вызвала у его посетителей выставка-презентация коллекции сармато-аланского золота, которая прошла в Нацмузее в начале января: за полторы недели на ней побывали свыше 5 тысяч человек. Подробно рассказывала "СО" и еще об одной выставке-презентации, развернутой с конца января в обновленных залах первого этажа Нацмузея, которая стала прямым продолжением этого экспозиционного проекта. Знакомит она горожан с уникальными материалами по нартоведению, хранящимися в фондах Музея осетинской литературы им. К. Л. Хетагурова – одного из филиалов Национального музея РСО–А. А также – с замечательными образцами сценического и европейского исторического костюма, сшитыми в мастерских республиканского филиала Мариинского театра, и с творчеством современных художников Осетии – живописцев, прикладников и графиков.
Этот раздел на выставке появился тоже совсем не случайно: в планах руководства Нацмузея – создать в его структуре большую экспозиционную площадку, где мастера современного изобразительного искусства Осетии могли бы выставляться регулярно. В январе в рамках этого проекта Нацмузей представил вниманию своих посетителей интереснейшую ретроспективу работ Магреза Келехсаева, Шалвы Бедоева, Батраза Дзиова, Виктора Цаллагова, Мурата Джикаева, Виктора Кунавича и других известных в республике художников, объединенную темой осетинской Нартиады и истории Осетии. А сейчас ее сменила развернутая на первом этаже Нацмузея выставка, в экспозицию которой, по-весеннему многоцветно-жизнерадостную и празднично-сочную, вошли полотна Юрия Абисалова, Фидара Фидарова, Анастасии Евграфовой, коллажи Аслана Дзиова, эмали Людмилы Байцаевой и Фатимы Абисаловой… Так что, владикавказские ценители прекрасного, непременно возьмите на заметку – и не пропустите!
А тем, кто увлечен историей военного дела и историей оружия, "СО" очень и очень советует познакомиться с новым, недавно открывшимся в Нацмузее разделом этой масштабной выставки-презентации, призванной показать его посетителям, что называется, "лицом", как богат спектр его экспозиционных возможностей – и какие уникальные артефакты хранятся в его фондах. Это выставка кавказского, русского, восточного и западноевропейского холодного и огнестрельного оружия ХVII–ХХ веков. Буквально о каждом экспонате которой можно, если дать волю фантазии, написать остросюжетный роман, читающийся взахлеб.
…Воспетое в осетинских героических песнях ХVIII века кремневое шомпольное ружье Есе Канукова, ствол которого изготовлен из витого дамаска – одно из сокровищ "оружейной коллекции" Нацмузея. Кинжал, принадлежавший Коста Хетагурову: именно с ним у пояса поэт запечатлен на многочисленных фотографиях, где он снят в кавказском костюме. Маузер и кавалерийская шашка, которые передал в свое время "на вечное хранение" в республиканский краеведческий музей генерал Исса Плиев. Богато и изысканно украшенные гравировкой по стали и позолотой церемониальные сабли, секиры и трезубец, вышедшие в ХVII–ХVIII столетиях из рук иранских мастеров, а впоследствии презентованные "доброхотными дарителями" Терскому областному музею. "Особенность этого оружия – в том, что оно специально изготавливалось не для боя, а как престижное, образцовое. По принципу: "Прежде всего – красота, а не функциональность". Если взять, например, вот ту роскошную саблю в руки, то сразу ощущается, какая она неудобная для бойца: несбалансированная, "неотцентрованная"… И в то же время экспонаты эти – совершенно уникальные, и они по праву являются гордостью нашего музея", – рассказывает заместитель генерального директора Национального музея РСО–А Михаил Мамиев. Пистолет и кремневый мушкетон, сработанные в конце "осьмнадцатого столетия", в эпоху Екатерины II, Суворова и Емельяна Пугачева, тульскими оружейниками. Гренадерские сабли образца 1790–1791 гг. и огромное крепостное ружье образца 1876 года, когда-то состоявшие на вооружении в армии Российской Империи. Абордажная сабля середины ХIХ века ("Это – Западная Европа, но, к сожалению, точнее идентифицировать этот замечательный предмет сегодня трудно – как и ответить на вопрос, кто же его передал в свое время в наши фонды", – поясняют сотрудники Нацмузея). Золингеновские парадные сабли времен Первой мировой. Образцы традиционного кавказского и казачьего холодного оружия конца ХIХ – начала ХХ века – и бельгийских охотничьих ружей той же эпохи. Пулемет "Максим", помнящий Гражданскую войну, и трофейное немецкое оружие, попавшее в фонды музея после победного мая 1945-го… А вот – витрины, в которых холодно поблескивает сталь других боевых трофеев, привезенных в Осетию с Дальнего Востока нашими земляками, участниками разгрома Квантунской армии. Это пять тяжелых китайских мечей устрашающе грозного вида, датированных концом ХIХ – первой половиной ХХ века, которые словно сошли с гравюр к роману "Троецарствие", великолепный японский меч-кодати с рукоятью в виде головы дракона (любуешься им – и сразу вспоминается известное изречение: "Душа самурая – его меч") и два меча-сингунто. Так назывались армейские офицерские мечи, массовый выпуск которых начался в Стране восходящего солнца в 1934 году – специально в целях возрождения в войсках самурайских традиций. Сингунто повторял форму боевого меча тати, носился, как и тати, на портупее лезвием вниз, а его рукоять обычно оклеивалась кожей ската…
Этот список можно продолжать еще долго – и это далеко не все, что на выставке представлено. А дополняют ее экспозицию плакаты времен Великой Отечественной, портреты ее героев – выходцев из нашей республики – и батальные полотна, принадлежащие кисти художников Осетии. Все – тоже из фондов Нацмузея.
– В наших планах – издать современный, богато и красочно оформленный каталог оружия разных стран и эпох, собрание которого у нас в музее хранится. А оно – немаленькое, – поясняет Михаил Мамиев. – Кстати, на выставке недавно побывали представители посольства Ирана в РФ, увидели нашу коллекцию иранского церемониального оружия, ахнули – и у нас уже есть с ними предварительная договоренность о реализации совместных проектов в сфере музейно-выставочной деятельности… А все три зала на первом этаже Нацмузея, где развернута сейчас эта выставка-презентация, уже полностью готовы к тому, чтобы в них разместилась наша постоянная экспозиция. Точнее, открывающие ее разделы, которые будут посвящены истории Осетии начиная с палеолита – и заканчивая Х веком. В этих залах смонтированы новые витрины, заказанные в Петербурге у одной из ведущих российских фирм, занимающихся производством и поставками музейного оборудования: всего их 23. Готовы и все решения по материалу и тематико-экспозиционному плану для этих трех залов. И в первом полугодии текущего года, если позволит финансирование – на что мы очень надеемся, – они должны будут распахнуть свои двери перед нашими посетителями уже в новом качестве. А остальные разделы постоянной экспозиции музея – начиная с Х века и заканчивая новейшей историей республики – будут развернуты на втором этаже. И сейчас идет работа над их экспозиционными решениями.
Надеемся, что в 2018 году будет сдано "под ключ" у нас в музее и новое, современно оборудованное фондохранилище, включающее в свою структуру спецхран для предметов из драгметаллов и для других особо ценных артефактов. Потому что условия, в которых наши фонды сегодня хранятся – они, без всякого преувеличения, жуткие. Губительные для наших уникальных экспонатов. И очень обнадеживает то внимание, с которым относится к поискам путей ее решения руководство республики.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30