Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Право иметь

Сегодня отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Одну из общественных организаций в республике в этой сфере "Союз потребителей" возглавляет Надежда КИТУНОВА. Совсем недавно она вошла в совет при Главе Северной Осетии по этим вопросам.

– Надежда Петровна, во-первых, поздравляем вас с новой почетной должностью и надеемся на дальнейшее сотрудничество, которое длится у вас с "СО" уже не одно десятилетие! Ну, а теперь о деле: как, по мнению общественных правозащитников, соблюдаются права потребителей?

– Федеральный закон о защите прав потребителей действует уже больше четверти века, а в 1996 году наша страна вступила в Международную организацию союзов потребителей. Все это время мы любим утверждать, что живем в демократическом обществе. Однако каждый из нас постоянно сталкивается с тем, что производители и продавцы под разными предлогами нарушают наши права как потребителей их продукции и услуг.

– А каковы базовые права и кто вообще их устанавливал?

– Всемирная организация по защите прав потребителей признает 8 основных прав потребителей: на выбор, на информацию, на удовлетворение основных нужд, на безопасность, на выражение интересов потребителей, на возмещение, на потребительское просвещение и здоровую окружающую среду.

– И почему же нарушаются эти права?

– В частности, из-за постоянного смягчения федерального законодательства в сфере контроля качества товаров и услуг, в том числе перехода от применения государственных стандартов – ГОСТов к техническому регулированию – ТУ.

С одной стороны, это привело к массовому выпуску подделок продовольственных и промышленных товаров, а с другой, существенно урезало полномочия государственных органов контроля и надзора по проведению проверок качества продукции и услуг.

Вот почему сегодня значительно выросла роль общественных объединений по осуществлению контроля названных выше позиций и защите прав потребителей в случаях их нарушения.

Еще одна причина сложной ситуации с правами потребителя – их слабое знание или полное незнание большинством наших сограждан. Разумеется, этим пользуются как недобросовестные производители, так и продавцы.

– Каковы наиболее массовые нарушения наших прав?

– Это отсутствие порядка в ценообразовании и информировании о цене и свойствах продукции, установленных правилами торговли. Ценники на товарах должны быть не в виде цифр на клеевой ленте, а единообразные, с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи ответственного за ценообразование, даты оформления ценника. Практически повсеместно весы не поверены, и их запрещено использовать, кроме того, в торговом зале должны быть установлены контрольные весы.

На этом заканчивается длинная цепь шагов по обману покупателей, и правозащитники вновь поднимают вопрос о возврате в арсенал средств проверяющих органов такой меры, как контрольная закупка.

Однако есть масса и других нарушений. Например, с продовольственными товарами можно продавать сопутствующие товары – сигареты, жевательную резинку, формы для льда, пакеты для хранения еды, мусора, пищевую пленку, бумагу для выпечки, бумажные салфетки, пакеты для замораживания, зубочистки, спички, зажигалки, одноразовую посуду, свечи, древесный уголь, средства для розжига костра.

Но к ним ни в коем случае не относятся товары бытовой химии, близкое соседство с которыми способно отравить еду и нанести вред здоровью людей. А между тем мы видим подобное едва ли не в каждом продовольственном магазине, в том числе и принадлежащих крупным торговым сетям. Так куда же смотрят контролирующие и надзорные органы?

Помимо этого существует длинный перечень санитарно-гигиенических требований к торговым точкам, которые также нарушаются на каждом шагу. Некоторые "магазины" на самом деле являются настоящими рассадниками не только микробной заразы, где нет воды и канализации, но и духовной, когда несовершеннолетним поштучно продают сигареты, спайсы, слабоалкогольные напитки…

– И как же обществу с этим бороться?

– Во-первых, всем надо знать хотя бы основные правила торговли и свои права потребителей. Во-вторых, все мы должны иметь активную гражданскую позицию – не бояться и не стесняться отстаивать свои и чужие права, вскрывать факты их нарушения, обращаясь в контролирующие органы и в общественные правозащитные организации!

Телефон нашей организации 99-62-67, обращайтесь с любыми вопросами и проблемами: мы их не оставим без внимания!

Я также возлагаю большие надежды на работу совета при главе республики, членом которого мне оказали честь быть. Знаю принципиальность и активность Вячеслава Зелимхановича в наведении порядка во всех областях и не сомневаюсь, что совет под его руководством сможет многое сделать в сфере соблюдения правил торговли и в защите прав потребителей.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика