но затягивать с приватизацией земельных участков не стоит
Дорогие читатели! Как руководитель Северо-Осетинской региональной общественной организации содействия развитию гражданского общества СОРОО "Сила в Единстве" я регулярно осуществляю в печати бесплатные юридические консультации. Каждая моя публикация на страницах газеты "Северная Осетия" основана на ваших, наиболее часто задаваемых вопросах. Сегодня постараюсь разъяснить некоторые из них, связанные с окончанием периода действия дачной амнистии на объекты индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Процитирую ряд вопросов и, соответственно, свои комментарии к ним.
– Когда завершается дачная амнистия и в чем ее отличие от обычного оформления домов в собственность?
– По ранее действующему законодательству ее сроки были ограничены датой 1 марта 2018 года. Но Государственная дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект, продливший действие "дачной амнистии" до 1 марта 2020 года. Соответствующие поправки уже внесены в статьи федеральных законов "О кадастровой деятельности", "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" и "О государственной регистрации недвижимости". Информация об этом была опубликована на официальном сайте Госдумы 22 февраля с. г.
Напомню, "дачная амнистия" была объявлена для того чтобы предоставить гражданам возможность быстро и просто зарегистрировать загородную недвижимость и земельные участки. В период действия амнистии оформители действуют по упрощенной схеме и могут без ввода в эксплуатацию зарегистрировать объекты индивидуального жилищного строительства, если они построены на земельных участках, полученных до 30 октября 2001 года, предоставленных гражданам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (в случаях, когда в документе, который устанавливает право гражданина на земельный участок, данное право конкретно не указано либо его вид невозможно определить, "дачная амнистия" также действует).
– То есть с 1 марта 2020 года для регистрации права собственности на домовладение необходим его ввод в эксплуатацию?
– В законе нет ограничительного срока по упрощенному порядку оформления домов, расположенных на земельных участках, предоставленных под ведение садоводства и дачного хозяйства. С марта 2020 года для оформления домов, расположенных на земельных участках, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, потребуется полный пакет документов, в том числе ввод объекта в эксплуатацию. При этом следует учитывать, что кроме прочих документов для введения в эксплуатацию вам понадобится разрешение на строительство. Ибо документ о вводе объекта в эксплуатацию и есть подтверждение соответствия выстроенного объекта капитального строительства разрешению на строительство. А так как "дачная амнистия" распространялась исключительно на дома, расположенные на земельных участках, выданных под ИЖС до 30 октября 2001 года, то предполагается, что если и были какие-то разрешительные документы, то срок их истек, и с 1 марта 2020 года вряд ли администрация будет рассматривать их как действующие. Соответственно, ваши дома автоматически перейдут в категорию самовольных построек, легализация которых возможна исключительно через суд.
– Прекратится ли 1 марта 2020 года действие упрощенной системы государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
– На земельные участки вышеуказанных категорий, предоставленные до 30 октября 2001 года, государственная регистрация по-прежнему будет осуществляться по упрощенной схеме на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления, в пределах его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии права у такого гражданина на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
– Является ли обязательным предоставление межевого плана при регистрации этих участков?
– Нет. В законе определен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению. Однако с 1 января 2018 года собственники частных домов не могут продать недвижимость, если земля, на которой она стоит, не имеет межевания, а координаты характерных точек данного земельного участка отсутствуют на публичной кадастровой карте. Нельзя совершить сделку купли-продажи земельного участка (с домом он или без), если в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) будут отсутствовать четкие сведения о его местоположении.
Данные нормы прописаны в законе от 22.12.2014 г. № 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", а также поправки внесены в некоторые законодательные акты Российской Федерации и относятся к земельным участкам следующего типа для ведения: личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального гаражного строительства, индивидуального жилищного строительства.
– Правда ли, что бесплатная приватизация земельных участков ограничивается датой 31 декабря 2020 года?
– Этот срок относится к гражданам – членам дачных товариществ и кооперативов, которые давно приобрели участок в товариществе или кооперативе, но до сих пор не оформили его в собственность. До 31 декабря 2020 года можно получить участок в собственность совершенно бесплатно, без проведения торгов, обратившись с заявлением в администрацию. При этом не имеет значения, когда вы стали членом товарищества или кооператива. Перед оформлением убедитесь, что участок соответствует следующим требованиям: во-первых, он образован из земельного участка, предоставленного до 30.10.2001 г. вашему товариществу (кооперативу) или другой организации, при которой было создано ваше товарищество (кооператив); во-вторых, участок был распределен именно вам на основании документа, устанавливающего распределение земельных участков. Как правило, это решение общего собрания членов товарищества или кооператива (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами товарищества или кооператива; в-третьих, участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Если с этим все в порядке, самое время собрать документы для приватизации дачного участка. Для оформления права собственности на него понадобятся:
1) заявление, которое можете оформить вы сами или ваш представитель;
2) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую можно подготовить самостоятельно. Она не потребуется, если утверждены проект межевания территории, в границах которой расположен участок, и проект организации и застройки территории товарищества или кооператива. Также не нужно готовить схему, если в государственном кадастре недвижимости зафиксировано местоположение границ участка;
3) документ из товарищества или кооператива, который устанавливает распределение земельных участков между его членами (протокол общего собрания членов товарищества/кооператива, протокол собрания уполномоченных и т. п.), или выписка из такого документа.
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что с приватизацией дачного участка, хотя описанный выше упрощенный порядок действует до 31.12.2020 г., затягивать все же не стоит. Времени эта процедура требует немалого, и если постоянно откладывать ее "на потом", то можно попросту не уложиться в отведенные сроки. То же касается оформления домов. По своему опыту знаю, что зачастую, в процессе государственной регистрации недвижимости, всплывает множество фактов, ранее неизвестных самому владельцу в связи с его юридической некомпетентностью. Посему могут возникнуть непредвиденные расходы, растянуться срок оформления. А так как он законодателем все же ограничен, настоятельно рекомендую не затягивать решение этого иногда судьбоносного вопроса.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30