Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Непревзойденный

18 марта исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного тренера, отличника физической культуры и спорта СССР (1949), заслуженного тренера СССР (1957) Асланбека ДЗГОЕВА. Он стоял у истоков советской школы борьбы и "запустил конвейер" знаменитой осетинской школы вольников.

Система подготовки Асланбека Захаровича оказалась удачной, о чем свидетельствуют многочисленные победы его учеников: около 70 раз они становились победителями первенств СССР среди юношей и молодежи. Более 20 спортсменов, занимавшихся у Дзгоева, стали заслуженными тренерами СССР и России и сегодня с честью продолжают дело своего наставника. Настоящий подвижник, Асланбек Захарович не только трудился на благо малой родины, но и внес неоценимый вклад в создание школ борьбы в Якутии, Чечне, Бурятии, Карачаево-Черкесии и во многих других уголках Советского Союза.

Говорить об этом человеке можно бесконечно. Но лучше всего скажет об Асланбеке Захаровиче его сын Таймураз, у него-то и побывал в гостях на днях корреспондент "СО".

Таймураз Асланбекович был занят серьезной работой: изучал архивные документы, книги, читал заметки отца… Посадив меня за свой рабочий компьютер, сын выдающегося мастера обратился ко мне: "Читайте, тогда вы лучше поймете, о ком собираетесь писать".

"21 октября 1918 года родился мой отец Асланбек Захарович Дзгоев. При рождении его назвали Алексеем, но всю жизнь родные его называли Лесик. Много позже, когда он поступал на рабфак, его не брали из-за возраста, он взял документы на имя Асланбека с датой рождения 18 марта, тем самым "состарившись" на 7 месяцев…"

Родители были уверены, что мальчик не выживет, и возили его по врачам и к народным целителям.

"Все мои воспоминания детства были связаны с проблемами, которые были у меня со здоровьем. Я довольно рано осознал, что со мной что-то не так. У меня ничего не болело, но я просто не мог стоять на ногах…– пишет Асланбек Дзгоев. – В 4 года я встал на ноги, но бегать и приседать не мог, и родителям порекомендовали с помощью гимнастики создать мышечный корсет – вот так я и стал спортсменом. Целый год мы занимались "спортивным самолечением", пока в нашем доме не появился Владимир Дмитриевич Бауэр – пропагандист спорта. Когда он увидел мозоли на моих руках, пришел в ужас. Так в нашем доме появилась спортивная литература – труды Лесгафта, Линга, а затем – книга "Спорт против физкультуры" Жоржа Эбера, и первыми моими наставниками стали вышеупомянутый Бауэр и отец".

Папа оказался в этом деле дилетантом, но его моральная поддержка была неоценимой. Во дворе под навесом он вместе с Владимиром Дмитриевичем организовал спортивный уголок. Когда установили турник, сразу появился еще один тренер-сосед – гимнаст Володя Попов. "Я помню, как он удивился, когда я без подготовки сразу сделал на турнике 10 силовых выходов", – вспоминал Дзгоев.

Не забыл Асланбек Захарович и каникулы, проведенные в Бирагзанге, после которых, как он отмечает, в город он приехал уже другим – уверенным в себе и смелым парнем. И пронес эти качества через всю свою жизнь.

Бороться начал, как и все его сверстники, на набережной Терека, где по воскресеньям в хорошую погоду проходили целые баталии, организованные старшими ребятами. А уже в 1934 году отец привел Асланбека в клуб "Строитель", который размещался в здании нынешней Госфилармонии, где одним из инструкторов по спорту был Михаил Огладзе. "Как только Огладзе ни вовлекал меня в борцовский мир, кого только ни приводил мне для спарринга. И никто не мог устоять и одной минуты, включая чемпиона Северного Кавказа Виктора Павлова", – вспоминал Асланбек Захарович.

Дзгоев окончил Черноморское высшее военно-морское училище. "В ноябре 1938 года в Севастополе проходил чемпионат СССР по классической борьбе. Я был тогда на первом курсе и не участвовал в соревнованиях. Сборную ВМФ комплектовали по итогам прошлых лет, и в среднем весе команду представлял Луспарон (Лева) Хантимерян. В те годы он уже был сильнейшим в стране в среднем весе по классике и самбо, а после войны – и по вольной борьбе. Лучшего спарринг-партнера нельзя было и придумать. У нас с ним проходили целые борцовские тренировочные баталии. Благодаря ему я сначала вышел на новый уровень, а через полгода стал уже его обыгрывать…" – делился будущий тренер.

"Особенно хочется отметить кафедру физического воспитания, которая на тот момент была одной из лучших в СССР. Во флоте я был чемпионом в среднем весе и по борьбе, и по боксу. Трудно совмещать эти два вида спорта, думаю, что стать мастером в обоих этих видах сложнее, чем чемпионом мира – в одном", – напишет он по прошествии многих лет.

Несбыточной мечтой Асланбека Дзгоева осталось желание научиться бить чечетку. Но Бог наделил его другим талантом – величайшего спортсмена и тренера, обладающего потрясающим интеллектом и большим сердцем…

Конечно, в одном материале не уместить все то, что хотелось бы рассказать об Асланбеке Захаровиче. Но мы напомнили читателю об этом замечательном тренере и прекрасном человеке.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика