Лошади – красивые, мудрые… Как символ свободы и движения, которых порой так не хватает детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В коллекции Арины АНДРОСОВОЙ – несколько десятков рисунков, на которых одиннадцатилетняя девочка изображает этих благородных животных.
В четыре года, уставшая от серых больничных стен, она попросила маму что-нибудь ей нарисовать. Мама изобразила лошадь. Незатейливый рисунок запал малышке в душу и с тех пор она штрих за штрихом вырисовывает их, выражая в творческом порыве все свои эмоции. А их у девочки, находящейся на дистанционном обучении, более чем достаточно.
Мы всегда с трепетом говорим об особенных детях. И вовсе не потому, что у них ограниченные возможности здоровья. Их особенность – в таланте, в бесконечной доброжелательности, в исходящей от сердец теплоте. Волею судьбы и обстоятельств ребята разных возрастов вынуждены вести особый образ жизни, лишающей их многих детских радостей.
Но есть место, в котором шаг за шагом им возвращают улыбки и умение быть счастливыми. И эти шаги – всегда трудные, с преодолением множества препятствий, со слезами. Но при этом – обязательно приводящие к намеченной цели. О сложном пути каждого своего ученика коллектив республиканского Центра дистанционного образования детей-инвалидов ГБОУ "СОШ" г. Беслана рассказывает вдохновенно, не без причины считая каждую маленькую и большую победу общим достижением.
В нем не так шумно, как в обычной школе, – здесь своя атмосфера. Но с этого года – еще тише: число обучающихся заметно сократилось. Когда в мае 2009 года ЦДО распахнул свои двери, многие родители облегченно вздохнули – у их детей появилась возможность получать не только знания, но и социализацию, общаться со сверстниками и педагогами. Тогда же свое надежное плечо и новому центру, и его будущим ученикам подставил "Ростелеком". Во многом благодаря партнерству с ним Северная Осетия первой на Юге России и в СКФО стала реализовывать программу дистанционного образования. 184 человека, включая детей и учителей, получили доступ к Интернету, посредством которого и проходило обучение – уроки по скайпу, выполнение практических заданий, тестов, пересылка необходимой информации, общение между преподавателями, возможность удаленного контроля со стороны администрации центра. Северо-Осетинский филиал ПАО "Ростелеком" организовал и техническую возможность для подключения Интернета тем семьям, у кого в доме не было даже стационарного телефона – в сельской и горной местностях. Единственное условие со стороны интернет-оператора – фильтрация контента. Для учащихся был организован доступ к определенным информационным ресурсам в рамках образовательной программы. С течением времени часть родителей взяли на себя ответственность за самостоятельное подключение к Интернету, оплату трафика и своевременное предоставление возможности для обучения.
А сегодня в числе абонентов "Ростелекома" – всего 14 детей и два учителя. Сотрудники республиканского филиала в замешательстве: если педагоги и могли бы пойти на самостоятельную оплату тарифа, то для семей, чьи дети постоянно нуждаются в лечении, любые дополнительные расходы – непосильное бремя.
И даже сокращение общего числа учеников не привело бы к такому значительному уменьшению договоров, заключаемых между "Ростелекомом" и учредителем центра дистанционного образования…
"Принято решение, что обучаться в ЦДО могут дети, имеющие медицинские показания. При этом комиссия должна не только выдать справку о соответствующем состоянии здоровья ребенка, но и засвидетельствовать, что ему не вредно обучаться за компьютером, – разъяснили в Министерстве образования и науки РСО–А. – Были выявлены факты, противоречащие законодательству: либо справку выдали незаконно, либо не в соответствии с перечнем заболеваний, значащихся в приказе об использовании дистанционных образовательных технологий. Многим было рекомендовано перейти на надомное обучение с возможностью посещения общеобразовательных организаций".
Логичный вопрос, который возникает в подобной ситуации: быть может, подобная оптимизация проведена для экономии средств? Ведь принято решение, что теперь в ЦДО обучаются лишь дети с 5-го по 11-й класс, хотя ранее была охвачена и начальная школа. Сколько трогательных историй рассказано педагогами о детях, которые из замкнутых, "колючих ежиков", пройдя все 11 классов в центре, превращались в уверенных в себе ребят, активно общающихся, сумевших поступить в вузы и смотрящих на жизнь совершенно по-новому! "А если ребенок – чаще всего по состоянию здоровья – не мог посещать школу, не мог проходить домашнее обучение до 5-го класса, как же ему начать осваивать школьную программу?" – вместо ответа на мой вопрос сотрудники центра грустно пожимают плечами… "Ни о какой экономии речи нет. Наоборот, мы ввели предметы, которые были незаконно сокращены. Например, изобразительное искусство для дистанционно обучающихся учеников преподавалось как дополнительное образование, а теперь оно вошло в основную программу для каждого ребенка. А это – и дополнительная нагрузка на учителей, следовательно, никакой экономии не произошло", – отвечают в минобрнауки.
44 ребенка и 75 учителей – вот количественный состав центра дистанционного образования сегодня. Здесь не на словах, а на деле к каждому ребенку находят индивидуальный подход – в увесистую папку собраны учебные программы по каждому предмету. С количеством часов, с перечнем упражнений, адаптированных под каждого ученика, согласно его диагнозу, утомляемости, темпу усвоения знаний. "Программа включает и учебный блок, и коррекционный, и воспитание, и социализацию. Для дистанционного образования каждому ребенку на время обучения выдается комплект оборудования: компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат, электронный микроскоп, программы "Живая математика" и "Живая физика" – максимально доступные технические возможности, благодаря которым ребенок может всесторонне развиваться. Дети даже создают видеоролики", – рассказывает заместитель директора ЦДО Людмила Голоева. Она, как и все другие педагоги центра, без устали работает для блага этих ребят, каждого из которых они ценят, любят и берегут. "При встрече у нас обязательные обнимашки. Да-да, они сами их так и называют!", – с улыбкой делится своими эмоциями методист Наталья Елизарова. – Раз в месяц мы устраиваем в центре мероприятие, на которое обязательно приглашаем детей не только из нашей школы, но и со всего района, а иногда даже – и республики. Это настоящий праздник с таким долгожданным общением, с дружеским чаепитием. Вы бы видели, какими нарядными приезжают наши ученики! Ведь для них ценен каждый выход из дома".
Но есть и те, для кого даже редкие посещения центра становятся проблемой: среди детей немало тех, кто живет на верхних этажах, а помощников в семье просто нет… "Помните, был случай, когда мама должна была привезти ребенка на инвалидной коляске для прохождения медкомиссии? С трудом, кое-как она с 5-го этажа выкатила его, довезла до остановки, а там ее не соглашались отвезти ни на такси, ни на маршрутке, а специального транспорта не было. Простояв минут 40, женщина с ребенком в слезах вернулась домой"…
Сейчас ситуация немного изменилась: в распоряжении центра появилась машина с подъемником, которая стала незаменимой в работе учреждения. "Наш водитель зачастую сам на руках переносит детей, всячески помогает родителям. Он, как и все сотрудники, душой болеет за каждого ученика, – директор ЦДО Людмила Дзуцева гордится своим сплоченным коллективом. – Наши дети пропускают занятия чаще остальных – у нас практически нет ученика, который бы перенес меньше 10 наркозов. Они часто вынуждены находиться на длительном лечении и могут отсутствовать месяц, а то и два или три. Естественно, мы должны пройти с ними полный объем программы, поэтому занимаемся и на выходных, и по праздникам – разумеется, с согласия родителей".
Киста в голове, отсутствие мочевого пузыря, прямой кишки, онкология, нарушения опорно-двигательной системы, аутизм, задержка психического развития… Но все эти диагнозы – только в медкартах детей. В ЦДО их делят лишь по талантам – кто-то великолепно рисует, кто-то искусно лепит из глины, Вика пишет стихи, а Орнелла на научно-практической конференции защитила работу на английском языке… Единственное, чего еще не хватает всем этим ребятам, – возможности так же дистанционно получать и высшее образование. "Например, в СОГУ богатая база, но пока все это лишь перспективы, пути реализации которых активно изыскиваются", – отмечает Наталья Елизарова. А дети этого очень ждут, ведь они мотивированы на получение качественного образования. И не исключено, что именно "Ростелеком" вновь станет для них надежным партнером-проводником знаний.
… И снова – взгляд на лошадей. У Арины проходит персональная выставка в холле ЦДО. С выразительным взглядом, резвящиеся и спокойные, гнедые и белые, парочками и в гордом одиночестве, ее лошади – будто отражение учеников центра. Они такие же разные и такие же необычные. И этим ребятам, так же как и лошадям, нужен простор – для полета фантазии, для творчества, для свободы самовыражения. И еще – немного любви и заботы…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30