Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Новшества и проблемы в законодательстве о закупках

и порядке обжалования торгов

Самой динамично меняющейся сферой в отрасли права в настоящее время является сфера закупок, и в том числе осуществляемых отдельными видами юридических лиц. Очередные изменения в законодательство о закупках были внесены в конце 2017 года, часть из которых вступила в действие уже с нового 2018 года и существенно поменяла закупочный процесс.

Так, с начала текущего года действие Закона о закупках сузилось: теперь он не распространяется на отношения, связанные с:

– исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;

– осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечень которых определен положениями о закупках, регламентирующими правила закупок. Указанные положения должны содержать обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации;

– закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.

Вместе с тем, Закон о закупках стал распространяться на закупки для целей коммерческого использования, то есть на все закупочные процедуры заказчика, составляющие его хозяйственную деятельность, за исключением отношений, прямо перечисленных в ч. 4 ст. 1 Закона о контрактной системе.

То есть, законодательно закрепилась позиция о том, что закупка любых товаров, работ, услуг, в том числе материалов и покупных комплектующих изделий, осуществляемая для производства продукции (работ, услуг) в рамках ведения коммерческой деятельности предприятия, должна осуществляться в соответствии с положениями Закона о закупках.

Кроме того, в Законе о закупках появилась новая норма, которая вводит понятие типового положения о закупке: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения, федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Аналогичное право получили соответственно и органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления.

В типовом положении о закупке определяется дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое в соответствии с этим типовым положением, кроме того, оно должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении положения о закупке следующие сведения: порядок подготовки и (или) осуществления закупки; способы закупок и условия их применения; срок заключения по результатам конкурентной закупки договора.

Особый акцент в Законе о закупках сделан на участие в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства: типовое положение о закупке должно предусматривать особенности участия указанных субъектов в закупках.

Типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившим его органом в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке.

С начала 2018 года увеличен перечень закупок, сведения о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС. В указанный перечень вошли:

– закупки финансовых услуг, в том числе услуг по размещению депозитных вкладов и получению кредитов и займов;

– закупки, которые связаны с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды, субаренды, договоров управления государственным или муниципальным имуществом, а также иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования недвижимостью.

С 2018 года начала действовать новая статья Закона о закупках о ведомственном контроле, согласно которой такой контроль вправе проводить органы власти всех уровней в отношении подведомственных учреждений.

Также существенно поменялись нормы Закона о закупках, касающиеся обжалования действий при проведении закупок.

Так, теперь можно обжаловать действия (либо бездействия) не только заказчика, как было ранее, но также и комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Причем обжаловать можно теперь и действия (либо бездействия) которые нарушают требования Закона о закупках или положения о закупке, а также предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке, чего в предыдущей редакции Закона о закупках не было предусмотрено.

В Законе появилась новая норма о том, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Несмотря на существенные изменения Закона о закупках, все же в сфере закупок остались вопросы, которые требуют законодательного закрепления.

Так, например, Закон о закупках не содержит нормы, касающейся минимального срока заключения договора после подведения итогов закупки, в связи с чем значительная часть заказчиков ограничивается указанием в положении о закупке и документации максимального срока заключения договора, (например, "договор заключается в течение 20 календарных дней с даты подведения итогов закупки") при этом фактически договора заключаются на второй либо на третий день с даты определения победителя торгов.

Учитывая, что согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, на практике часто случаются случаи, когда антимонопольный орган не имеет возможности защитить права участников торгов так как на момент рассмотрения жалобы антимонопольным органом заказчик может успеть заключить договор с победителем торгов. Указанный вопрос также требует законодательного разрешения.

То есть, несмотря на значительные изменения, формирование законодательства РФ о закупках требует продолжения и совершенствования.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика