"Угроза здоровью нации ввиду того, что все большее число молодых людей (если не подавляющее их число) страдает от явной смартфон-, инстаграм- и прочей интернет-зависимости сродни наркотической, на сегодня столь велика, что борьба с ней могла бы стать важной частью предвыборной программы кандидата в президенты страны.
И тогда будет шанс, что проблема получит решение на государственном уровне. Речь не о бездумных и бессмысленных по большей части очередных интернет-репрессиях и ограничениях в духе "пакетов Яровой". А о том, чтобы остановить нарастающую дебилизацию подрастающего поколения", – такую позицию в статье "Дети в сетях" выразил известный российский журналист и политолог Георгий БОВТ.
Все чаще в школах регистрируют вспышки насилия, приводящие к трагедиям, что специалисты связывают именно с жизнью в виртуальной сети, и указанный автор также акцентирует внимание на этом. Предложений по решению проблемы более чем достаточно, причем очень часто превалирует призыв к ужесточению требований безопасности. Но ведь превращение школ в бастионы, огороженные колючей проволокой, с учителями, имеющими навыки боевой подготовки – это нонсенс. В то же время технический прогресс не остановить – смартфон придуман, он доступен, как же теперь о нем забыть и не пользоваться им в повседневности?!
Совершим небольшое путешествие по городам и весям (благодаря Интернету, между прочим, и здесь он незаменимый помощник!) Во Франции проблема интернет- и смартфон-зависимости детей и подростков осознана как угроза национальной безопасности, и одним из пунктов предвыборной программы нынешнего президента страны Эммануэля Макрона стал пункт о запрете использования мобильных телефонов в школах учащимися до 15 лет. В итоге с сентября нынешнего года должен вступить в силу полный запрет на пользование телефонами в школах, в том числе и на переменах, во время завтраков и обедов и т.д. Ограничение на использование мобильников действует в Великобритании, где у детей в школах нет доступа к Wi-Fi. В США примерно половина детей в возрасте до 12 лет имеют и собственные тарифный план, и телефон, и… определенные ограничения пользования ими в школах. В Японии так и вовсе бьют тревогу – каждая 25-я ученица старших классов пользуется смартфоном 15 и более часов в сутки, что сродни наркомании в тяжелой форме.
А что у нас? Да ничто иное, как стандарты, которые с 2003 года (!) не рекомендуют детям до 17 лет активно пользоваться мобильной связью. А на практике часто можно увидеть привычную картину: родители, находящиеся с ребенком в публичном месте, да и дома, будучи в делах, привычно суют ему в руки планшет. Дите рядом и не мешает – все прекрасно! Удары по психике, заболеваемость глаз – что-то об этом папа с мамой, конечно, слышали, но… как-нибудь все обойдется?!
Согласно данным социологов уже сейчас до 40 процентов нарушений дисциплины в школах связаны с использованием мобильников. То есть ограничение пользования ими на успеваемости скажется только в положительную сторону. Растет и число жертв киберпреступности, ведь, выходя в те же социальные сети, подросток становится участником всевозможных форм общения с неизвестными ему людьми. Все это в комплексе и приводит к тому, что дети все менее способны учиться, овладевать знаниями, а страдающих заболеваниями центральной нервной системы подростков становится все больше. Стоит ли удивляться, что растет количество трагедий, когда дети нападают с оружием на учителей и сверстников…
Выход пока только один – минимизировать зло, не увеличивая контингент охранников, а занимаясь в школе воспитанием детей.
Источник в министерстве образования и науки республики подчеркнул, что каких-либо новых законодательных актов, напрямую позволяющих ограничить или запретить пользование мобильными телефонами в образовательных организациях, нет. А если они и появятся, в них должен быть прописан весь механизм действия. Где во время урока должны находиться на хранении эти аппараты? Чисто теоретически – если дорогой мобильник пропал, кто за это должен отвечать? А правильно ли лишать ребенка возможности связаться с родителями во время той или иной экстренной для него ситуации?
Первый заместитель председателя МОД "Высший совет осетин" Казбек Еналдиев, много лет проработавший в сфере образования, и сейчас в курсе образовательного процесса в школах: "Проблема, безусловно, имеется, хотя глобальных для республики масштабов она не приобрела. Учителя, видимо, пока в состоянии влиять на учеников или же взывают к их сознательности. Если уважение к старшим останется важнейшим элементом воспитания, острые углы будут сглажены и в этой сфере тоже".
Более категоричен директор СОШ № 11 г. Владикавказа Ахсарбек Дзеранов: "Мобильные телефоны очень мешают учебному процессу. Запрет на пользование ими необходимо вводить в четко очерченном правовом поле. Уже сейчас мы видим, что дети не удосуживаются учить таблицу умножения, элементарные правила правописания и т.д., надеясь на вездесущий Интернет. И кто при таком положении дел придет на смену нынешним учителям, журналистам, врачам, военным, в конце концов?! При всем этом никто не призывает объявлять телефонам войну. Пусть ребенок берет его во время перемены и общается с родителями. Думаю, к такому порядку все привыкнут довольно быстро"
С такой постановкой вопроса согласна и педагог с 30-летним стажем Римма Дзуцева: "Мобильник стремительно завоевывает сердца детей, зачастую не оставляя в них места доброте и созиданию. Поэтому и увеличивается количество подростковых суицидов, неправильно расставляются жизненные приоритеты в том смысле, что школьник изначально стремится не к получению знаний, профессии, а к потреблению, мнимым идеалам в виде праздного проведения времени. Мы, учителя, стараемся прививать необходимую культуру, и родители нас в этом деле, надо сказать, поддерживают. Но ограничить пользование мобильными телефонами необходимо, причем не только на уроках, но и дома".
Мать пятерых детей Галина Гассиева признает, что телефон зачастую не друг ребенка, но и без него уже не обойтись: "Как в наше беспокойное время без него узнать, вышел уже ребенок из школы или нет? А если, не дай бог, какие-то проблемы, как он сообщит родителям? В то же время ничего хорошего нет в том, что из жизни школьников, да и студентов тоже, ушли конспектирование, подготовка докладов и рефератов. Их просто готовые скачивают из Интернета, не удосуживаясь даже внимательно прочитать и разобраться в теме. О каком кругозоре или развитии личности можно вести речь в такой ситуации?"
Технологии, упрощающие жизнь, продолжают наступать, и необходимо ставить им определенные преграды, чтобы оставаться "человеком разумным"…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30