Раннее утро. Пока супруга хлопочет по дому, Гасан Гапизович спускается в свою маленькую мастерскую, где под стук молота о наковальню будет создавать детали нового изделия – кремниевого пистолета. За этой кропотливой и трудоемкой работой неспешно потекут мысли, и мастер не заметит, как пройдет несколько часов.
Мастер из Харбука Гасан Раджабов занимается изготовлением кремниевых пистолетов, или, как их называют в народе, кремневок.
– Это для меня хобби, – рассказывает мастер. – Основная же моя работа – заведующий местным домом культуры. В свободное время прихожу в свою мастерскую, включаю старенький радиоприемник и работаю. Здесь у меня нервы отдыхают и мысли упорядочиваются. Эта комнатенка, можно сказать, – мой личный кабинет психолога.
Заниматься изготовлением кремневок Гасан Гапизович начал около пяти лет назад. Азы мастерства постигал у своего дяди.
– Я знал, как изготавливать холодное оружие, могу рассказать обо всех нюансах, технологии создания кинжалов, ножей и шашек, но все же, когда решил всерьез взяться за кузнечное дело, захотел делать именно пистолеты. Почему? Не знаю. Просто больше привлекло именно это направление.
На создание одного пистолета уходит в среднем пять-семь дней. Приклад он изготавливает из орехового дерева, купленного в соседнем Кайтагском районе. Дуло – из стали, которую сам же кует во дворе.
– Самое сложное – выковать замок пистолета, – говорит мастер. – Эта тонкая работа требует большого терпения. Ошибка на долю миллиметра может сказаться на качестве огнива и ударного механизма. Поэтому, когда сажусь за изготовление замка, полностью погружаюсь в процесс. Стараюсь в плохом настроении не браться за работу.
Результат многодневного труда – совершенный по своей форме пистолет. На войну с таким оружием вряд ли пойдешь (мастера-кустари не имеют права производить боевые огнестрельные пистолеты), но пострелять по мишеням во дворе или покрасоваться перед друзьями – ценителями оружия вполне можно. Готовые пистолеты Гасан продает в соседний аул Кубачи. В умелых руках славных ювелиров оружие превращается в произведение искусства, приобрести его может позволить себе только весьма состоятельный коллекционер.
– А вы не пробовали сами украшать кремневки и самостоятельно находить покупателей?
– Нет. Я занимаюсь своим делом, стараюсь делать это качественно, и мне этого хватает. Кубачинцы, надо отдать им должное – отменные ювелиры, и мне бывает очень приятно видеть свои пистолеты после их обработки. Очень красиво они смотрятся. Придешь на какую-нибудь выставку, где экспонируются предметы ювелирного искусства Дагестана, и видишь на стендах свои изделия в самых разных сплавах. Я разглядываю их, восхищаюсь и внутренне радуюсь, что причастен к этому великолепию.
– Вы, можно сказать, последний из могикан, один из немногих сельчан, кто знает секреты производства кремниевого оружия. Почему, по-вашему, так случилось, ведь некогда Харбук был крупнейшим центром по производству огнестрельного оружия, и в ауле жили целые семьи, производившие знаменитые "харбукинцы"?
– В XIX веке в нашем ауле была одна из крупных кузниц производства огнестрельного оружия на Кавказе, а слава об известных мастерах, таких, как Алимах, распространилась далеко за пределы Дагестана. Но надо понимать, тогда и время было другое – в нашем оружии нуждались. Сегодня разрешено изготовление кремниевых пистолетов, но это не боевое оружие, а больше сувенирное. Желающих этим ремеслом заниматься, увы, почти нет. Это нелегкий труд, требующий терпения и сосредоточенности. Но я все же верю, что наше ремесло не умрет, оно заложено в генах моего народа. И я надеюсь, что среди харбукцев найдутся продолжатели дела предков.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30