Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Казаки-инородцы (осетины)

Казаки-горцы массово стали появляться на Северном Кавказе во второй половине ХIХ века. Но доподлинно известно, что казаки-инородцы в общей массе казачества России обозначились гораздо раньше.

Небольшими группами они вступали в казаки в самые ранние годы образования казачьего этноса. Свидетельством тому бытующие среди казаков фамилии Литвиновых, Черемисовых, Нагаевых, Черкесовых, Татариновых, Татаркиных, Мордвиновых, Поляковых (Целиловых, Цаликовых, Калоевых, Баразовых, Салмановых – кстати, это фамилии донских казаков) и др. Особое место в российском казачестве занимают осетины.

Связи донского, терского, кубанского казачества и осетин совершенно иные и намного древнее, чем общая служба в иррегулярных войсках Российской империи. Само наличие топонимов Дон, Днепр, Днестр, Дунай, не переводимых со славянских языков, но имеющих в основе аланский корень "дон" – вода, свидетельствует, что на огромных пространствах степи от Алтая до Дуная и Днестра обитал некий древний народ, оставивший названия этих рек. В обозримом прошлом, уже связанном с возникающим казачеством, наследником древнейшего этнического пласта, в степи оставались потомки скифов – алан-ясы, в свою очередь являющиеся прямыми предками современных осетин.

Подтверждением тому служат письменные свидетельства службы степных ясов Золотой Орде. О пребывании ясов говорят названия не только молдавского города Яссы, но и казачьей станицы Есауловской, которая еще в Х веке имела написание "Ясс-аул". На этой же территории формировались и первые казачьи общины.

Этот исторический экскурс необходим для того чтобы понять суть отношений между этническими казаками и осетинами, воплотившихся не только в многовековом мирном проживании бок о бок, но и в многосотлетнем воинском братстве. Характерно, что между казаками и осетинами (христианами и мусульманами) ни разу за всю историю не было ни одного межэтнического конфликта. Казаки-осетины исповедовали и исповедуют до сих пор и православие, и ислам, что не вызывало никакого отчуждения между сослуживцами. Казаки-осетины разных вероисповеданий несли воинскую службу в армейских, казачьих полках, сотнях наравне с коренными казаками и издревле пользовались во всем равными с ними юридическими правами.

Аланский народ после татаро-монгольского нашествия вынужден был уйти в горы. Живя в гористых местностях, осетины испытывали большую нужду, так как в горах невозможно было выращивать продовольственные сельскохозяйственные культуры, а путь на равнину им был закрыт воинственными соседними народами. И только со второй половины XVIII века начались регулярные связи осетин и казаков. В 1763 году на левом берегу Терека была основана русская крепость Моздок, и к ней стали проникать горцы, в том числе и осетины. Уже через год здесь была сформирована горская команда для охранной службы, состоящая из кабардинцев и осетин (цайта).

Начиная с XIX века к первой группе "цайта" присоединилась и вторая группа осетин (ерашти). Эти осетинские родовые группы прибывали на равнину из-за дефицита в горах плодородной земли и притеснения местных князей-феодалов.

Прибывающим осетинам была выделена территория в 25 км к западу от Моздока. Именно на этом месте было основано поселение осетин, которое они назвали Черноярским. Сюда же стали переселяться и семьи из Дигорского ущелья (осетины-дигорцы), которые поселились недалеко от Черноярского, назвав новое поселения Ново-Осетинским. Генерал

А. П. Ермолов, проезжая через эту местность в 1821 году, имел беседы с первыми поселенцами-осетинами братьями Кургосовыми и предложил им вступить в казачье сословие, на что и получил согласие. Будущее показало, что командующий Кавказским корпусом не ошибся. В осетинах (цайта и ерашти) он нашел верных союзников России на многие годы. Часть осетин-переселенцев крестилась, а многие поменяли даже фамилии, чтобы их не нашли князья. Так среди осетин появились фамилии Ивановых, Латышевых, Горчашевых... Некоторые осетины остались верными исламу: Мистуловы, Тургиевы, Гацунаевы, Тугуровы и др.

Осетины, пожелавшие войти в казачье сословие, были причислены к Горскому и Моздокскому казачьим полкам. Терского казачьего войска в те времена как государственной структуры не существовало – здесь была полковая система. ТКВ юридически было создано только в 1860 году.

В 1824 году селения Черноярское и Ново-Осетинское были переименованы в станицы, а жители причислены к казакам. С этого времени казаки-осетины наравне с терскими казаками стали нести не только кордонную, но и воинскую службу. В 1857 году в двух станицах насчитывалось 207 дворов, а в 1900 году – уже 533 двора. Кроме этого, к названным станицам были причислены хутора: Тускаев, Бабаев, Гокинаев, Аркалов, Савлаев. Следует отметить, что казаки-осетины до настоящего времени сохранили компактность проживания, оставаясь неотъемлемой частью терского казачества.

В 1843 году в первом для себя бою казаки-осетины проявили отвагу и героизм при нападении одного из наибов Шамиля на крепость Моздок. В этом бою погибла почти вся сотня осетин-казаков. В 1903 году в память об этом был установлен памятник, на котором отмечены фамилии погибших героев. Среди них: Степан Гажеев, Махамат Агоев, Гаса Гульдиев, Заурбек Гогинаев, Гаппо Тускаев, Сабан Тугуров, Масарби Сеоев, Кубади Байтуганов, Дохчико Кокиев и др. Казаки-осетины принимали активное участие в походах и сражениях Кавказской войны, в Русско-турецкой войне 1828–1829 гг., в Крымских сражениях 1854–1856 гг., в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., в Русско-японской войне 1904–1905 гг., в Первой мировой войне.

При переписи населения в 1897 году в документах отмечалась не национальность, а родной язык. Так, в Терском казачьем войске на тот период насчитывалось 167301 человек казачьего населения, из них: 145508 чел. родным языком называли русский, 16329 чел. – украинский, 2727 чел. – калмыцкий, 586 чел. – белорусский, 252 чел. – татарский, другие национальности – 29321 чел. Среди последних большая часть принадлежала осетинам.

В 1912 году в станице Черноярской насчитывалось 298 казачьих дворов и 4 иногородних, в станице Ново-Осетинской – 280 дворов и тоже 4 иногородних.

Казаки-осетины служили и в конвое Его императорского величества. С начала создания конвоя (1811 г.) его возглавляли осетины-казаки: Дмитрий Абациев, Александр Тускаев, Григорий Татонов.

К началу XX века в казачьих и армейских частях Терского казачьего войска служили многие офицеры осетины-казаки. Значительное их число окончили Ставропольское юнкерское казачье училище, а после его расформирования (1897 г.) – Оренбургское юнкерское казачье училище. К началу Первой мировой войны в казачьих частях Кубанского и Терского казачьих войск на службе находилось около 400 офицеров и генералов-терцев. Примерно каждый четвертый из них – осетин.

К началу XX века в казачьих и армейских частях Терского казачьего войска служили многие офицеры осетины-казаки. Значительное их число окончили Ставропольское юнкерское казачье училище, а после его расформирования (1897 г.) – Оренбургское юнкерское казачье училище. К началу Первой мировой войны в казачьих частях Кубанского и Терского казачьих войск на службе находилось около 400 офицеров и генералов-терцев. Примерно каждый четвертый из них – осетин.

С 1824 по 1920 г. из станиц Черноярской и Ново-Осетинской офицерами стали более 300 человек, в том числе 28 полковников. А 12 уроженцев этих станиц имели генеральский чин. Из них трое – до 1914 года (Казьма Занкисов, Бейбулат Тургиев, Заурбек Тургиев), один – во время Первой мировой войны (Эльмурза Мистулов), остальные – во время Гражданской войны (Владимир Агоев, Константин Агоев, Иван Хамилонов, Яков Хабаев, Александр Сабеев, Василий Бегиев, Георгий Татонов и Лазарь Бичерахов).

Многие казаки-осетины находились и на государственной службе в Терской области: подъесаул Павел Байтуганов – старший помощник атамана Моздокского отдела ТКВ, подъесаул Василий Плиев – помощник старшего адъютанта управления Моздокского отдела ТКВ и др.

Целый ряд офицеров-осетин ТКВ служили в различных частях Русской армии. В Кубанском казачьем войске – есаулы Иван Гулуев, Архип Белаев, Александр Сосиев, подъесаулы Георгий Хутиев и Петр Галаев. В Забайкальском казачьем войске находились есаулы Иван Хамилонов и Александр Сабеев. Старшим адъютантом штаба 13-й кавалерийской дивизии был штабс-капитан Георгий Татонов. Кстати, Георгий Татонов и Георгий Хутиев – единственные из осетин-казаков, окончившие Академию Генерального штаба.

Следует отметить, что во многих родах осетин-казаков из поколения в поколение почти все мужчины становились офицерами. Например, офицеров Тускаевых лишь только в Первой мировой войне участвовало восемь человек. Вообще, фамилия Тускаевых в Терском казачьем войске заслуженно пользовалась всеобщим уважением. Из рода Тускаевых выдвинулись такие известные офицеры, как Егор Савельевич, Константин Николаевич, Николай Николаевич, Петр Иванович, Сергей Иванович, Иван Иванович, Тимофей Иванович, Иван Алексеевич и, конечно, братья Петр, Василий и Александр Даниловичи. Последний из них, Александр Тускаев, пожалуй, был самым известным офицером из этой доблестной семьи.

Родился Александр Данилович Тускаев в станице Ново-Осетинской 20 ноября 1873 года. Как и старшие братья, он выбрал профессию защитника Отечества, поступив в Ставропольское казачье юнкерское училище. Окончив его в 1895 году, Александр Данилович был произведен в подхорунжие и выпущен в 1-й Горско-Моздокский казачий полк. Затем как лучшего офицера Тускаева направляют для службы в Императорский конвой. 26 января 1902 года Александра Даниловича зачисляют в лейб-гвардии 3-ю Терскую сотню собственного Его императорского величества конвоя. Чести служить при государе-императоре удостаивался далеко не каждый, кандидаты проходили тщательный отбор. А служба в конвое подчас была труднее, чем в обычном полку где-нибудь, даже на границе. Здесь мало было быть храбрым и отважным, необходимо было еще обладать высокими моральными качествами, культурой. Все это прекрасно сочетал в себе Александр Данилович Тускаев. За отличия по службе его произвели в подъесаулы и в конце 1909 года перевели в лейб-гвардии 4-ю Терскую сотню конвоя, а 18 февраля 1910 года с производством в есаулы Александр Данилович был назначен командиром этой сотни. Через год ему присвоили чин войскового старшины.

В августе 1912 года Тускаева производят в полковники и переводят в 1-й Волгский полк Терского казачьего войска на должность помощника командира полка. С началом Первой мировой войны полковник Тускаев спешно отбывает в Пятигорск и 27 июля вступает в командование только что сформированным 3-м Волгским казачьим полком. 3 сентября 1914 года Александр Данилович со своим полком прибывает на турецкую границу и поступает в распоряжение начальника 2-й Кавказской казачьей дивизии генерала Абациева, тоже осетина.

В конце марта 1916 года полковник Тускаев назначен на Западный фронт командиром 2-го Сунженско-Владикавказского казачьего полка. Здесь же в должности помощника командира полка служил и родной брат Александра Даниловича – войсковой старшина Василий Тускаев. После летних боев сунженцев перевели в резерв, и они заняли окопы. Лишь изредка случались перестрелки с противником. Рано утром 30 сентября 1916 года Александр Данилович вышел из избушки, где он жил, и в это время просвистел неприятельский снаряд. Разорвавшейся шрапнелью полковник Тускаев был убит на месте.

В тяжелые годы Гражданской войны должность начальника Войскового штаба Терского казачьего войска занимал уроженец станицы Черноярской полковник Георгий Хутиев. А уже в эмиграции, в 1950-е годы, терцы доверили должность Войскового атамана ТКВ также уроженцу станицы Черноярской генерал-майору Константину Агоеву.

Следует добавить, что кроме воинов осетинские станицы дали множество представителей интеллигенции. Это лесничий Иван Тускаев, учителя Георгий Хутиев, Алексей и Владимир Кургосовы, Алексей Тускаев, Георгий Елбаев, инженер Георгий Валаев, священник Виссарион Бабиев, поэт Андрей Гулуев, писатель и поэт Ростислав Валаев, чиновники Николай Загиев, Ефим Хоруев, Савелий Тугуев и многие другие. Из этой же среды вышли первые осетины-адмиралы Пантеллей Цаллагов и Виктор Гокинаев, первая осетинка-парашютистка Тамара Тинаева и другие. Все вместе они внесли большой вклад в историю и культуру России.

В Великую Отечественную войну много казаков-осетин воевало в составе кавалерийских частей Красной Армии. Среди них было немало офицеров и генералов. Одним из видных командиров того времени являлся генерал-лейтенант (впоследствии генерал армии) Исса Александрович Плиев – дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), Герой Монгольской Народной Республики (1971). В годы Великой Отечественной войны принимал активное участие в Московской и Сталинградской битвах, в Мелитопольской, Березнеговато-Снигиревской, Одесской, Белорусской, Будапештской и Пражской операциях. За умелое управление войсками при форсировании реки Южный Буг, в боях за Одессу и проявленные при этом мужество и героизм Плиеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время Советско-японской войны командовал конно-механизированной группой в Хингано-Мукденской операции 1945 года, и за разгром Квантунской армии был награжден второй Звездой Героя Советского Союза. Во время Карибского кризиса, с июля 1962 года по май 1963 года, командовал Группой советских войск на Кубе, был командующим Краснознаменным Северо-Кавказским военным округом.

В конце 80-х годов ХХ века в России началось возрождение казачества, и осетины вспомнили о своих казачьих корнях. В советское время Терская область была разделена на пять регионов, и казакам-осетинам нелегко было принимать какое-либо решение. В это время уже была создана общественная организация "Терское казачье войско" и избран атаман Василий Дмитриевич Коняхин. И осетины приняли решение о создании в 1993 г. своего, отдельного Аланского казачьего войска. Руководители этого войска часто приезжали на казачьи круги, проводимые на Ставрополье. Эти совместные казачьи мероприятия позволили в конце 1990-х годов принять окончательное решение – о преобразовании Аланского казачьего войска в Аланское республиканское окружное казачье общество (АРОКО) и войти в состав реестрового Терского войскового казачьего общества.

Ранее мы говорили о трех станицах, где проживали казаки-осетины – Черноярской и Ново-Осетинской, чуть позже и Павлодольской. В настоящее время АРОКО состоит из четырех районных, трех городских, 12 станичных, шести хуторских казачьих обществ. Но это уже другая история осетинского казачества.

Феномена, подобного осетинскому в ТКВ, не было ни в каком другом казачьем войске Российской империи как по численному представительству, так и по самому факту наличия отдельных станиц из местного, нерусского населения.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика