Переполненный зал, содрогавшийся от оваций, цветы, которые публика несла на сцену просто охапками, по-кавказски пылкие и темпераментные крики: "Браво!" – и до краев наполнившее душу сладким холодком ощущение чуда. Потому что встреча с великой музыкой в блистательном исполнении одного из лучших симфонических оркестров планеты – всегда чудо, привыкнуть к которому невозможно.
Хоть и утверждают, что к хорошему привыкаешь быстро, и хоть и стал этот прославленный на весь мир музыкальный коллектив за последние годы во Владикавказе уже частым гостем… Таким запомнится меломанам Осетии концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева, состоявшийся 10 апреля в рамках ХVII Московского Пасхального фестиваля на сцене Концертного зала филиала Мариинки в РСО–А (Северо-Осетинской госфилармонии).
Нынешний гастрольный тур оркестра по регионам России, проходящий под знаком симфонической программы фестиваля, – один из самых масштабных за всю историю этого музыкального форума: он охватит за 32 дня почти 30 городов. От Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда и Саратова – до Новосибирска, Архангельска, Сургута, Омска и Мурманска. Во Владикавказ вечером 10 апреля мариинцы, проделав путь длиной почти в полторы тысячи километров, прибыли специальным чартерным поездом Московского Пасхального фестиваля из Воронежа, где накануне тоже с аншлагом дали концерт. А у Валерия Гергиева в тот же день состоялась встреча с Главой Северной Осетии Вячеславом Битаровым, в ходе которой обсуждались планы и перспективы дальнейшего развития сотрудничества республики с Мариинским театром. И, в частности – вопрос строительства во Владикавказе Северо-Кавказского культурного центра им. В. Гергиева, зал которого будет рассчитан на 960 мест и работа над проектированием которого уже выходит на финишную прямую.
"В ближайшее время закончится экспертиза проекта. Надеюсь, что к концу года центр начнут возводить", – отметил глава республики. А Валерий Гергиев в свою очередь подчеркнул: "И республика, и Мариинский театр будут максимально "заточены" на то, чтобы работы по строительству центра шли оперативно и в верном направлении, чтобы потом не пришлось ничего переделывать и возвращаться к устранению недостатков. Главное – акустические свойства будущего зала театрально-концертного комплекса, его удобство для публики. Кроме того, объект в будущем станет одним из символов национальной культуры Осетии. Есть государственная поддержка со стороны курирующего вице-премьера Ольги Голодец, и мы постепенно двигаемся к цели. Осетия должна получить один из лучших культурных комплексов в стране. Вы имеете точное представление о том, что мы хотим, и будем вместе, в четыре руки, вести этот проект".
А для самого художественного руководителя – директора Мариинки 10 апреля – еще и дата совсем особая: с ней связано для маэстро очень много дорогого и трепетного. В этот день исполнилось бы 100 лет его отцу, Абисалу Заурбековичу Гергиеву – офицеру Советской армии, выпускнику Военной академии им. Фрунзе, ветерану Великой Отечественной войны, которую он прошел командиром батальона. Назвавшему сына в честь Валерия Чкалова – и мечтавшему о том, чтобы, какую бы дорогу сквозь жизнь сын ни выбрал, он тоже состоялся бы в любимом деле как профессионал по-настоящему высокого полета… И Валерий Абисалович так и признался журналистам во время пресс-подхода перед началом концерта: "Я хотел в этот день быть на родине". Приезжая в Осетию, навестить могилу отца он обязательно старается всегда. И во вторник тоже положил к его надгробию цветы. А приехал он во Владикавказ вместе с супругой, Натальей Гергиевой-Дзебисовой, и старшим сыном, 18-летним Абисалом, которого назвали в честь дедушки и который, выбирая будущую профессию, пошел по отцовским стопам.
Музыке Абисал Гергиев начал обучаться в 4 года. В 2012 году поступил в среднюю специальную музыкальную школу Санкт-Петербургской госконсерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Сейчас обучается у одного из ее ведущих педагогов, профессора Александра Сандлера, и много выступает в детских проектах Мариинки. А во втором отделении фестивального концерта, состоявшегося 10 апреля во Владикавказе, он принял участие в качестве солиста. И исполнению Абисалом Концерта для фортепиано с оркестром фа-диез-минор Александра Скрябина зал рукоплескал долго и от всей души, а смущенного и растроганного таким неистово горячим приемом юного пианиста публика просто засыпала цветами.
– Ему давно уже не надо объяснять, что мир классической музыки прекрасен и богат. Этот период давно уже позади, и у него есть свой довольно явный интерес к освоению новых композиций, новых произведений. В остальном все тут зависит от него. И интенсивность репертуара, и творческий рост, – так, с улыбкой, ответил Валерий Гергиев на журналистский вопрос о том, насколько он сам и его пример подтолкнули Абисала к тому, чтобы связать свою судьбу именно с музыкой. – Я не форсирую его специально играть ни с оркестром, ни сольно, ни камерные программы. Но сегодняшнее выступление – для него серьезный экзамен.
Рассказал Валерий Гергиев журналистам и о грандиозной программе ХVII Московского Пасхального фестиваля, который Владикавказ в 2018 году принимает у себя в гостях уже в пятый раз. А еще поделился новыми планами, связанными с развитием владикавказского филиала Мариинки, и вновь затронул вопрос строительства в столице республики Северо-Кавказского культурного центра.
– Строительство огромных культурных центров, тем более с определенными характеристиками театрального организма, предполагает такую же огромную подготовительную работу. Уточнения, изменения и, я бы так сказал, усиление проекта. Поэтому мы начнем работы в этом году на площадке обязательно. Но не забывайте и о том, что мы также очень активно работаем во Владивостоке, что у Мариинского театра две площадки в Петербурге, где проходит более тысячи спектаклей в год, и что теперь у нас действуют две площадки и во Владикавказе. Так что это делает нашу общую программу очень насыщенной, – отметил маэстро. – Но в этом году мы продвинемся в процессе создания этого центра – безусловно, такая задача стоит.
Напомнил Валерий Гергиев журналистам и о том, что осенью в столице Северной Осетии пройдет II Международный Кавказский фестиваль "Мариинский – Владикавказ", который задумано сделать традиционным.
– Он прошел здесь пока один раз: в прошлом году на фестивале выступали музыканты и пели певцы мирового уровня, прозвучали редкие произведения, которые вообще нечасто звучат. Например, опера Чилеа "Адриена Лекуврер" – ее и в Москве сегодня не услышишь. В сентябре мы вновь будем здесь со спектаклями, с разными программами. Надеюсь, и благодаря этому фестивалю тоже Владикавказ, может быть, и медленно, но верно будет занимать на карте музыкальных и театральных событий Российской Федерации все более серьезное место и позиции. Что будет привлекать внимание к региону, – подчеркнул Валерий Абисалович. А об итогах первого года работы филиала Мариинского театра в РСО–А отозвался так:
– Что-то обязательно усилим. Но по количеству премьер Театр оперы и балета во Владикавказе сейчас даже опережает наш владивостокский филиал, и эти премьеры идут одна за другой. Я думаю, что в июне-июле мы объявим о планах на следующий сезон, и они будут смелее и, наверное, крупнее.
…Вошли в программу фестивального концерта также симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Жизнь героя" и знаменитая сюита Модеста Мусоргского "Картинки с выставки" в оркестровке Мориса Равеля, феерическое по красоте исполнение завершающей части которой – "Богатырских ворот" – заставило зал буквально взорваться аплодисментами. А на бис мариинцы исполнили скерцо из балета Феликса Мендельсона "Сон в летнюю ночь".
От души аплодировали музыкантам из зала и первые лица республики: Вячеслав Битаров, председатель парламента Алексей Мачнев, премьер Таймураз Тускаев. А сам концерт в режиме онлайн транслировался на видеоэкран, установленный у здания филармонии, где для тех владикавказских меломанов, кому "лишнего билетика" на него не досталось, было развернуо более 500 посадочных мест на свежем воздухе. Удобные мягкие кресла, отличный звук, возможность перекусить во время антракта в работавшем тут же буфете сладкими булочками и бутербродами и погреться горячим кофе и чаем – уровень комфорта, который обеспечили им организаторы трансляции, ее зрители оценили по достоинству.
А ХVII Московский Пасхальный фестиваль тем временем продолжается. Вчера, 11 апреля, Валерий Гергиев и симфонический оркестр Мариинки дали в его рамках очередной концерт – в Волгограде.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30