Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Корни древа жизни

Новый год у ассирийцев, одного из древнейших народов планеты, объединенных у нас в республике в рядах учрежденного во Владикавказе в 1998 году НКЦ "Ниневия", отмечается в апреле.

Точнее, 1 апреля: называется этот праздник Хаб-Нисан. А корни этой традиции уходят в историю Древнего Двуречья – родины ассирийского народа.

В конце марта, вслед за весенним равноденствием, там каждый год начинает прибывать вода в реке Тигр, а через две недели – в реке Евфрат. Это время в Ассирии и Вавилонии, с которым совпадал срок начала земледельческих работ на полях, именовалось месяцем нисану. А еще оно осмысливалось как начало весеннего возрождения природы, с ним связывался целый цикл мифов о торжестве жизни над смертью, а благих божественных сил – над силами тьмы и разрушения.

Считалось: именно в эти дни вступает в свои права светлый бог неба Мардук – победитель богини Тиамат, грозной владычицы первозданного хаоса, которая изображалась в виде чудовищного дракона или семиголовой гидры. Сразив ее в поединке, Мардук рассек ее тело на две части и создал из них небо и землю. А отмечался Новый год в Ассирии и Вавилонии 12 дней. В эти дни прекращались все тяжелые работы, нельзя было вершить суд, наказывать детей и рабов. На площадях и в храмах разыгрывались красочные мистерии, повествовавшие о деяниях богов, в том числе о подвигах Мардука и о его нисхождении в преисподнюю, откуда его освободила любимая жена, богиня Сарпанитум. Люди веселились, гадали о своей судьбе в наступающем году, а еще бытовала традиция наряжать перед Новым годом священное дерево, символизировавшее мифическое "древо жизни". Именно с ней, как считают ученые, напрямую связана и европейская традиция украшения новогодней елки. "Сохранились древние рельефы с изображениями ассирийских царей и жрецов со священной шишкой в руке, совершающих ритуалы возле небольшого нарядного древа. Скорее всего, это искусственное древо, возможно, ювелирной работы, входящее в число драгоценной храмовой утвари", – пишет российский историк-искусствовед Алла Чернова.

В I веке ассирийцы приняли христианство, но обычай справлять 1 апреля Хаб-Нисан сохранили. И сегодня представители этого народа, проживающие в разных странах мира, его свято почитают. В этот день подносят друг другу подарки, украшают помещения цветами, зеленью и ветками цветущих плодовых деревьев, пышно накрывают столы, на которые выставляют национальные блюда: дохву – тушеные бараньи ребрышки с рисом и пряностями, джаджик – творог с зеленым луком, укропом и маслом, мертоху – блюдо из поджаренной до золотистого цвета пшеничной муки со сливочным маслом и молоком, а к ним – освежающий кисломолочный напиток сыппура.

Ассирийцы, проживающие в Чикаго, ежегодно устраивают в Хаб-Нисан торжественный парад, посмотреть на который массово съезжаются туристы. В 2004 году Арнольд Шварценеггер, будучи тогда губернатором Калифорнии, официально поздравил ассирийскую общину "своего" штата с этим праздником – чем она была весьма польщена. В Сирии в 2002 году ассирийцы отметили Новый год массовой свадьбой 16 молодых пар, которую широко освещала пресса и посетили около 25 тысяч гостей. Отмечают этот праздник и ассирийцы Осетии. И связывают с ним, как и их далекие предки, самые светлые надежды на то, что новый год принесет с собой в их дома благополучие и радость…

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика