Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Человек тысячелетия

К 200-летию со дня рождения Карла Маркса

Когда 14 марта 1883 года, не дожив нескольких недель до 65 лет, Карл Маркс умер, его друг Фридрих Энгельс заметил: "Человечество стало ниже на одну голову, и притом на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало".

В речи на похоронах Энгельс предрек: "И имя его, и дело переживут века". Тогда такие оценки казались завышенными. А через сто лет чуть ли не половина населения Земли исповедовала марксизм. И сейчас влияние Маркса огромно. Отвергла ли Россия его учение полностью и навсегда?

Деньги рождают деньги

До Маркса считалось, что Идеи и Разум правят миром. Он пришел к иному выводу и изменил взгляд на историю, дав ей материалистическое обоснование. В жизни сообществ наиболее важна экономическая сфера; связи, складывающиеся между людьми в производстве, определяют все остальные. Двигателем развития человечества служит прогресс производительных сил. Маркс открыл всеобщий закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Вместе они образуют способ производства, который определяет надстройку общества – политику, право, культуру, идеологию и соответствующие им учреждения.

Стержень истории человечества, по Марксу, – это последовательно сменяющиеся общественно-экономические системы. Вслед за первобытно-общинным строем шли рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации. Теперь это столь общепризнанная истина, что имя Маркса как ее первооткрывателя часто даже не упоминают. Это относится и ко многим открытым им экономическим законам.

Формационный подход не отменяет национальных и цивилизационных особенностей. Маркс не раз упоминал об азиатском строе, который предшествовал рабовладельческому у древневосточных народов и основывался на господстве бюрократии при общественной собственности на землю и средства производства. При советской власти о нем избегали говорить, так как он напоминал бюрократический социализм.

На экономическом факультете МГУ, где я учился, курс капитализма преподавали знающие люди. Кафедру политической экономии долгие годы возглавлял мой отец, слывший в этой сфере корифеем. Те, кто слушал его лекции, до сих пор всегда с теплом и благодарностью вспоминают Николая Александровича. Как-то я спросил отца: "Можешь в двух словах передать содержание "Капитала"?" Последовал ответ: "Бей буржуев". С годами я осознал: классовый характер произведения на самом деле узловой, хотя и далеко не единственный аспект.

"Конечной целью моего сочинения, – пишет Маркс в предисловии, – является открытие экономического закона движения современного общества, а оно не твердый кристалл, а организм, способный к превращениям и находящийся в постоянном процессе превращения". Но как изучать социальный "организм"? "При анализе экономических форм, – поясняет ученый, – нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции". Методология Маркса включает движение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному.

Маркс подвергает скрупулезному анализу "экономическую клеточку буржуазного общества" товарную форму продукта труда, или форму стоимости товара. Труд в таких условиях противоречив: с одной стороны, он конкретный, с другой – абстрактный. Первый создает определенную потребительную стоимость, второй – стоимость товара. Сгустки абстрактного труда заключены в товаре и определяют количественные параметры обмена. Маркс показывает и то, как обмен товаров привел к рождению денег, и как они стали превращаться в капитал – качественно новое их состояние – деньги, порождающие еще большие деньги. Отсюда – основной закон капитализма и теория прибавочной стоимости, раскрывающая сущность эксплуатации при капитализме.

В отличие от предыдущих эта форма скрыта под покровом товарно-денежных отношений. Вроде никто никого не принуждает, и, продавая и покупая товары, все действуют на равных. Но это не так. На рынке есть особый товар – рабочая сила. Ее стоимость определяется количеством благ, необходимых для существования работника и меньше той, которую она может создать в процессе использования. И этот товар не может залеживаться. Его надо все время продавать, так как жить без средств к существованию нельзя.

И виселица не страшна

Итак, капиталист оплачивает лишь часть труда рабочего, подчас незначительную. Наличие безработных позволяет предпринимательскому классу занижать зарплату и увеличивать свою прибыль. Конкуренция капиталов между собой ведет к их концентрации и централизации. Ожесточенная борьба за прибыль не знает границ. Маркс любил слова одного английского публициста о том, что при 100% прибыли капитал "попирает все человеческие законы, а при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы". Как тут не вспомнить наши лихие 1990-е!

Но капитализм, доказывал Маркс, роет себе могилу. "Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности".

Многие мыслители мечтали о справедливости и гармоничном обществе, где бы все жили счастливо и в достатке: Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Сен-Жюст, Александр Герцен, Николай Чернышевский и другие предлагали те или иные проекты. Но их идеи оказывались утопическими, ведь авторы не находили объективных и субъективных факторов достижения цели.

Маркс нашел. В "Манифесте Коммунистической партии" содержится предупреждение: "Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма…Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего терять в ней кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир". Эти узловые идеи пройдут через всю его жизнь. Но развернутое научное обоснование социализма дано в его фундаментальных политэкономических работах, которые потребовали и гениального ума, и титанического труда.

Маркс считал: по мере обострения основного противоречия капитализма возникает и субъективная сила – организованный рабочий класс, способный привести в соответствие форму производства его характеру. Парламентская демократия позволяет развиться политическому сознанию пролетариата, что и нужно для свершения революции. Придя к власти демократическим путем, большинство народа должно укрепить ее благодаря "диктатуре пролетариата", направленной на уничтожение прежнего репрессивного аппарата. Так открывается путь к обществу более высокого порядка, где "свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех". При этом сами революции – лишь повивальные бабки истории, "облегчающие муки родов". Видимо, он видел опасные стороны такого рода потрясений.

Например, он считал, что в странах, где нет ни демократии, ни развитого капитализма, как, например, в России, социалистическая революция не достигнет успеха, если одновременно с ней не разразится мировая революция. В предисловии ко второму русскому изданию "Манифеста Коммунистической партии" (1882) сказано: "Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития".

Сутки за хулиганство

Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире Рейнской провинции тогдашней Пруссии. Хотя "Капитал" именуют "библией рабочего класса", его автор произошел из зажиточной семьи еврейских буржуа. Отец – председатель коллегии адвокатов Трира Генрих (Гершель) Маркс, в роду которого немало раввинов, владелец виноградников в Мозеле, был приверженцем идей французских просветителей. Мать – голландская еврейка Генриетта Прессбург – также из семьи раввинов, в которой были и торговцы. Ее сестра – тетя К. Маркса – вышла замуж за Лиона Филипса – банкира и предка основателя одноименной транснациональной корпорации. На формирование личности Маркса немалое влияние оказал его будущий тесть барон Людвиг фон Вестфален, также сторонник идей Просвещения. Их семьи дружили.

Карл отлично учился в гимназии, проявляя незаурядные способности в самых различных областях, запойно читал. В своем не по годам зрелом сочинении "Размышления юноши при выборе профессии" отмечал: "Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком… Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем… мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но вечной действенной жизнью, а над нашим прахом прольются слезы вечно благодарных людей… Опыт превозносит как самого счастливого того, кто принес счастье наибольшему количеству людей".

В 17 лет он по совету отца поступил на юридический факультет Боннского университета, где открыл для себя диалектика-идеалиста Гегеля, тогда безраздельно господствовавшего в немецкой философии. В свидетельстве об окончании первого курса вместе с похвалами отмечалось, что как-то он был "заключен на сутки под стражу за хулиганство и пьянство в ночное время". Узнав об этом, отец решил перевести его в Берлинский университет, где, как казалось, "было меньше внеаудиторных соблазнов".

Николай I против Маркса

В 23 года Карл становится доктором философии и участником так называемого "Профессорского клуба", куда входят радикально настроенные младогегельянцы. Дискуссии оказали глубокое влияние на мышление Маркса. Он направляется в Бонн, где в университете преподавал его старший друг из того же клуба Бруно Бауэр, хлопотавший и о месте для него. И почти тут же начинает сотрудничать с находящейся в Кельне "Рейнской газетой". В письме о нем к другу хозяин газеты М. Гесс сообщает: "Доктор Маркс – так зовут моего кумира – еще совсем молодой человек. Но именно он нанесет последний удар средневековой религии и политике; глубочайшая философская серьезность сочетается в нем с тончайшим остроумием; вообрази себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля соединенными вместе в одном лице – я говорю соединенными, а не смешанными, – и это будет доктор Маркс".

"Кумир" вскоре был назначен главным редактором издания. Число подписчиков газеты утроилось, многие стремились туда писать, в том числе и Фридрих Энгельс – сын фабриканта, интеллектуал, с которым Маркс познакомился еще в Берлине. Фридрих хорошо знал положение рабочего класса в Англии, как и Маркс, владел несколькими иностранными языками и увлекался философией. Их знакомство переросло в прочную дружбу.

Работая над одной из статей по правовым проблемам, Маркс обнаружил, что его познания в политической экономии поверхностны и решил восполнить их. Он освоил Франсуа Кенэ, который в своей "Экономической таблице" развил теорию деления общества на классы в зависимости от источников их доходов. Изучил Адама Смита и Давида Рикардо – классиков, положивших начало трудовой теории стоимости. Именно политэкономия станет основным поприщем приложения его сил, в ней он совершит научный переворот, ставший гранитным фундаментом нового революционного мировоззрения.

По данным опроса, проведенного Би-би-си еще в конце 1999 года, в канун нового тысячелетия, Маркс признан величайшим мыслителем тысячелетия минувшего. Опередил Альберта Эйнштейна с теорией относительности, Исаака Ньютона с Законом всемирного тяготения, Чарльза Дарвина с его идеями о происхождении видов и человека. По этим же опросам Леонардо да Винчи – первый художник, а Уильям Шекспир – лидирует среди писателей тысячелетия. Поскольку в Марксе ум сочетался с необыкновенной совестью и самопожертвованием, его можно назвать и человеком тысячелетия.

Иные наши соотечественники отчасти объясняют свой скепсис в отношении к Марксу тем, что он "не любил русских". Это не совсем так – ему не нравился монархический режим. В "Рейнской газете" от 4 января 1843 года Маркс назвал царскую Россию главной опорой европейских диктатур. Узнав о статье, Николай I потребовал у своего прусского союзника, чтобы тот получше "присматривал" за прессой. Король Фридрих Вильгельм IV распорядился закрыть указанный печатный орган.

Оказавшись на вольных хлебах, Маркс еще активнее выступает в различных изданиях, его взгляды становятся более радикальными. Почувствовав опасность ареста, диссидент осенью 1843 года принимает решение переехать во Францию.

В условиях нужды

Условия жизни в эмиграции были крайне тяжелы. Маркс с семьей существовал в основном за счет финансовой поддержки Энгельса, небольших наследств, случайных заработков от написания статей в газеты, скудных гонораров за книги. В одном из писем Маркс пишет: "Жена больна. Дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение 8–10 дней семья питалась только хлебом и картофелем. Диета, не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника – все не оплачены". Как-то он попытался продать что-то из семейного серебра, но полиция задержала его, заподозрив в воровстве. Женни пришлось доказывать обратное и вызволять мужа. Нищета была так велика, что от болезней в раннем возрасте умерли трое их детей.

Но Маркс не отступал от разработки своей экономической теории. Большую часть времени проводил в библиотеке Британского музея, где осваивал многие другие, в том числе естественные науки и огромный фактический материал. В 1864 году он организовал "Международную рабочую ассоциацию", позднее переименованную в Первый Интернационал. Вначале она включала в себя и анархистов, британских тред-юнионистов, французских социалистов, итальянских республиканцев. Позже возникли острые разногласия между Марксом и Михаилом Бакуниным о сути коммунистического общества и пути его достижения. Полемизируя с Марксом и сторонниками революционной диктатуры, Бакунин заявлял: "Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам царь". Через некоторое время Бакунин и анархисты были изгнаны из организации. Тем не менее в написанном после этого эссе "Мои отношения с Марксом" Бакунин отмечал: "Маркс – человек очень большого ума и ученый в самом широком и серьезном смысле этого слова. Кроме того, Маркс пламенно предан делу пролетариата, которому он отдал всю свою жизнь".

Борода "сатаниста"

Критиковать Маркса и марксизм – любимое упражнение не только российских либералов. Недоброжелателей и без них хватает. Даже говорят: участь детей Маркса – кара "за его деяния". "Порой казалось, что Маркс одержим демонами, – пишет один из английских биографов Роберт Пейн. – У него было дьявольское видение мира и дьявольская же злоба". В книге его американского коллеги Ричарда Уармбрэнда "Был ли Карл Маркс сатанистом?" указывается на возможность связей Маркса с некой законспирированной сектой, а в числе доказательств приводится "манера носить густую бороду". Все это, конечно, вздор…

И сколь бы тяжела, а может, и трагична ни была его личная жизнь, он все же был счастливым человеком. Как сказал кто-то: он сделал все, что мог, остальное – дело человечества. Как признавал он сам, ничто человеческое ему не было чуждо. У Маркса имелся внебрачный сын от горничной Хелен Дельмут. Чтобы избежать разлада в семье Карла, Энгельс забрал ребенка, сказав, что он его отец, и устроил в какой-то семье, которая воспитала его.

Триумф и канонизация

Хотя имя Маркса получило широкую известность еще при его жизни, подлинный триумф пришел позже. К Энгельсу потянулись многочисленные его почитатели, в том числе и из России. Основоположником русского марксизма стал вынужденный эмигрировать в Европу Георгий Плеханов. Он перевел на русский язык "Манифест Коммунистической партии" и некоторые другие работы Маркса и Энгельса.

Среди вызвавшихся помогать Энгельсу в работе над рукописями Маркса были немецкие социал-демократы Эдуард Бернштейн и Карл Каутский. Круг революционно настроенных марксистов непрестанно расширялся. В Германии выдвинулись Роза Люксембург и Карл Либкнехт, в России – Ленин, Мартов и Троцкий. Среди них начались трения и борьба. Одни упрекали других в искажении учения Маркса. Появились обвинительные ярлыки: "реформист", "ревизионист", "оппортунист", "ренегат" и другие. Еще при жизни Маркс, узнав, как его интерпретируют представители французской рабочей партии, заявил: "Ясно одно, что сам я не марксист".

Особо острая борьба между сторонниками учения Маркса разгорелась в России. На II съезде РСДРП в 1903 году произошел раскол на большевиков и меньшевиков. Маркс исходил из того, что социалистическая революция может произойти в наиболее развитых странах капитала, когда производительные силы достигнут чрезвычайно высокого уровня. Маркс неоднократно выступал против "казарменного коммунизма", против скороспелых революций, способных лишь повернуть вспять колесо истории. На это постоянно ссылались Плеханов и Мартов. Ленин же полагал, что вследствие неравномерного развития капитализма в эпоху империализма революция может иметь успех и в его наиболее слабом звене, каковым считал Россию.

Мировая война обострила ситуацию, что привело к падению монархии в Российской империи, а затем и к Октябрьской революции. Реализация социалистического проекта в "слабом звене" сопровождалась жестокостями и нарушением элементарных свобод, никак не вписывающихся в идейный арсенал Маркса. Последовавшее засилье партийно-государственной бюрократии прикрывалось знаменем марксизма и необходимостью защиты интересов рабочего класса и трудящихся от внешних и внутренних угроз.

Идеология в Советском Союзе разрослась и усилилась. Она представляла собой марксизм в ленинской, а затем сталинской аранжировке. Антикапиталистическая направленность и классовый характер пронизывали научные труды и литературу. Цитаты из тиражировавшихся произведений Маркса превратились в скрижали. В учебных заведениях марксизм заменил Закон Божий, став новым вероучением. Маркса канонизировали. Не случайно многие марксисты являлись детьми прежних служителей культа. Например, известного академика К. В. Островитянова (автора учебника по политэкономии) иногда за глаза называли "дьяконом" – его отец был сельским священником.

После Второй мировой войны его триумфальное шествие продолжилось в масштабах мировой социалистической системы. Марксизм стал привлекателен и на периферии. Там появились страны "социалистической ориентации". Да и капиталистический Запад, сделав уступки трудящемуся люду и впитав в себя ряд элементов планового хозяйства для смягчения кризисов, заметно социализировался.

На Востоке марксизм впервые получил прописку в Китае в 1949 году. Мао Цзэдун и после смерти Сталина (1953) оставался верен его жестким методам. "Культурная революция" (1966–1976) не уступала гримасам советской власти 1930-х годов. Но по карикатурности на марксизм вперед вырвался Ким Ир Сен с его чучхе в Северной Корее, а всех обошел кровавый Пол Пот с его красными кхмерами в Камбодже, тогда переименованной в "Демократическую Кампучию".

Он предвидел и это…

Основные идеи Маркса не могут изжить себя или умереть. Они вечны, как и открытия Архимеда, Коперника, Галилея или Джордано Бруно. Идеи марксизма лежат в основе политики и практики в Китае, во Вьетнаме, на Кубе и в КНДР. Можно было заметить и то, что в ходе недавних выборов Президента РФ среди восьми кандидатов было трое коммунистов или тех, кто связан с ними.

Узловые идеи учения Маркса подтверждаются и сегодня. Глобальный капитал продолжает эксплуатировать мир. Оранжевые революции на Ближнем Востоке и в Северной Африке, события на Украине и в Сирии свидетельствуют об агрессивных и неоколониалистских устремлениях Запада, особенно его англо-саксонского звена, что несет угрозу апокалипсиса. Особому нажиму подвергается Россия. Вашингтону и Лондону не нравится ее стремление к саморазвитию и отходу от прежнего курса, закреплявшего ее в качестве сырьевого придатка и рынка сбыта.

В связи с наложенными на нас санкциями клевреты олигархов стараются вывести их из-под удара. Они утверждают, что миллиардеры-де не должны нести урон за просчеты политики, а национализация допустима лишь при "справедливой компенсации", но не через "экспроприацию". Почему-то забывается, что состояния олигархов коренятся в "залоговых аукционах" 1990-х и подобных им способах отъема бывшей общенародной собственности СССР. Вот уже в который раз речь идет о национализации убытков с прицелом на дальнейшую приватизацию прибылей. Санкции таким образом бьют по интересам народа, а олигархи, как обычно, получают помощь и поддержку от близкого им правительства. Идеи Маркса, стало быть, подкрепляются и фактами современной российской действительности.

Человек тысячелетия

По данным опроса, проведенного Би-би-си еще в конце 1999 года, в канун нового тысячелетия, Маркс признан величайшим мыслителем тысячелетия минувшего. Опередил Альберта Эйнштейна с теорией относительности, Исаака Ньютона с Законом всемирного тяготения, Чарльза Дарвина с его идеями о происхождении видов и человека. По этим же опросам Леонардо да Винчи – первый художник, а Уильям Шекспир – лидирует среди писателей тысячелетия. Поскольку в Марксе ум сочетался с необыкновенной совестью и самопожертвованием, его можно назвать и человеком тысячелетия.

Изучающая учебную литературу и программы ведущих вузов в мире исследовательская организация при Колумбийском университете в Нью-Йорке Open Syllabus Project установила, что работы Маркса занимают третье место в университетах Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Среди американских и других социологов Запада он, как правило, котируется выше всех, и по цитированию занимает первое место. Как пишет английская "Гардиан": "Невероятный факт нашего времени с его экономическими катастрофами – возрождение интереса к Марксу и марксистскому учению. Объем продаж шедевра политэкономии Маркса "Капитал" постоянно увеличивается…как и "Манифеста Коммунистической партии", и "К критике политической экономии"… Возрождение интереса к марксизму, особенно среди молодых людей, вызвано тем, что он дает инструменты для анализа капитализма, и особенно – капиталистических кризисов. Для молодежи марксизм – незапятнанное учение, они не связывают его с Гулагом".

У нас же былое обожествление Маркса сменилось преданием его анафеме. Его имя полностью исчезло из учебных программ вузов и университетов, а идеи замалчиваются. Доморощенные либералы и стоящие за ними столпы капитала сделали все возможное для этого. Но не пора ли наконец и нам вернуть человека тысячелетия на положенное ему место?

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика