Майское солнце освещает склоны Куртатинских гор, и только появившаяся на них молодая поросль играет десятками оттенков зеленого. Окружающий пейзаж действует умиротворяюще, успокаивает нервы. Но самое главное, после тяжелого городского воздуха здесь дышится невероятно легко.
В середине 70-х годов прошлого века под руководством ученого с мировым именем, академика РАН А. Д. Адо начались масштабные исследования горных районов, чтобы определить зоны, подходящие для лечения бронхиальной астмы. Наиболее благоприятными по климатическим условиям были признаны Тянь-Шань – в Киргизии, Бакуриани – в Грузии, Приэльбрусье – в Кабардино-Балкарии, Унал, Даргавс и Фиагдон в Северной Осетии. В этом шахтерском поселке солнечных дней в году больше, чем в швейцарском Давосе. Учитывая все эти благоприятные природные факторы, в 1973 году здесь открылся санаторий для лечения детей с бронхолегочной патологией. Санаторий к сдаче готовил тогда еще молодой детский хирург Батырбек Аттоевич Хаматов, который вскоре перешел в участковую больницу, размещенную в переоборудованном здании конторы старого рудника. Впоследствии больница получила статус районной, затем – межрайонной, а в 1997 году стала Республиканским пульмонологическим центром. Многие годы ее возглавляет тот же врач, который стоял у ее основания – Б. А. Хаматов. Слава о "народной больнице" и врачах быстро разнеслась по всему Северному Кавказу. Достигла Чечни, Ставрополя, Краснодара, даже Москвы… И сегодня, несмотря на трудности, которые испытывает вся система здравоохранения и, в частности, Фиагдонская больница, она очень востребована, а персонал пользуется огромным доверием у больных. В чем же ее секрет? Наши корреспонденты попытались в этом разобраться.
– Прежде всего хочу пояснить, что это за недуг – бронхиальная астма. Это заболевание, которое, начиная с древнейших времен, доставляет человечеству огромные неудобства. Более 25 тысяч различных аллергенов сегодня циркулирует в воздухе. А учитывая то, что в сутки через наши легкие проходит около 15 тысяч литров воздуха, можно представить, сколько аллергенов попадает в наш организм! Они разрушают так называемые тучные клетки, которые представляют собой резервуар биологически активных веществ. Поврежденные, они становятся "ящиком Пандоры". Эти вещества, словно сумасшедшие, начинают циркулировать с кровью по всему организму. К счастью, иммунная система поглощает непрошеных гостей, но даже при нормальной ее работе часто возникает астма.
– Больных астмой в нашей республике много?
– Очень. К нам приезжают и из других регионов. Всего в больнице 120 коек, и они всегда заняты, существует постоянная очередь.
– Так в чем все-таки секрет вашей больницы? Может, у вас какая-то особая методика?
– Ничего подобного. Есть коллектив профессионалов, которому доверяют больные и которые стараются идти в ногу со временем. Я отправляю своих докторов на симпозиумы и конференции, хотя, конечно, денег не всегда хватает. Кроме того, все знают, что это – народная больница, и никаких "благодарностей" здесь не признают. Быть врачом – это призвание, основанное на принципах гуманизма и осознанного понимания того нелегкого пути, по которому предстоит пройти, может быть, всю жизнь. Случайные люди здесь не выдерживают.
И еще есть прекрасное место. В древние времена храмы здоровья не случайно строились не на берегу моря, а в горах. Существует множество факторов в пользу оротерапии – во-первых, под воздействием горного климата надпочечники начинают работать лучше, оздоровлению способствуют микроклимат, различные эфирные масла, чистота воздуха, горные реки… В горах гораздо меньше аллергенов. Здесь даже амброзия на два месяца опаздывает в развитии, не успевая навредить аллергикам. Словом, здесь больные получают максимальный эффект при лечении воспалительных процессов в бронхах. Горный воздух помогает устранить спазмы, стимулирует обменные процессы, снимает коварное удушье и приступы неизлечимой, но контролируемой астмы.
Ну, и конечно, традиционное лекарственное лечение.
– Какие проблемы сегодня стоят перед вами?
– Я никогда не жалуюсь, это не по-мужски. Но к пульмонологии в нашей республике отношение не очень хорошее. Часто говорят: "Эту больницу надо прикрыть за ненадобностью"… Разве это правильно? Сегодня болезни органов дыхания выходят на третью позицию после сердечно-сосудистых патологий и онкологии. Мы являемся членами Европейского общества пульмонологов, нас признают в Москве, Санкт-Петербурге. У нас бесценный опыт – мы уже 47 лет работаем в области оротерапии. Фиагдонскую больницу нельзя закрывать, она единственная участвует в международной программе "Освоение, заселение и использование горных территорий". Кроме того, куда денутся больные? Тем более учитывая, что в Бесланском федеральном центре оставили всего 10 коек нашего профиля…
Раньше считались койко-дни, то время, которое больной находился в больнице, чтобы достичь если не выздоровления, то стойкой ремиссии. Лечения хватало на полгода, год. Сейчас пребывание в стационаре больного называется "законченный случай". По стандартам положено пролечить больного за 10 дней. Но этого мало для "хроника". Поэтому они идут по кругу: вначале ложатся в Бесланский центр, потом – в РКБ, а затем едут к нам. Ничего хуже нельзя было придумать, чем этот "законченный случай" длиной в 10 дней. Так нельзя, нужно думать в первую очередь о пациенте, а не об оптимизации или экономии…
Несмотря ни на что, сочетание целебного климата и современного медикаментозного лечения творит в Фиагдоне чудеса. Бесплатные процедуры и лекарства. И ненавязчивые напоминания пациентам: у нас не принято "делать подарки" медперсоналу…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30