Публикации в "СО", посвященные созданию уникального музея под открытым небом "Барбашово поле", воспоминания Н. ХОДОВА о том, как шла работа над памятником герою, – все это задело струны и моей души. Ведь мы, комсомольцы 60–70-х годов, тоже были причастны к делу сохранения памяти о подвиге Петра БАРБАШОВА и его однополчан.
В то время я возглавлял комитет комсомола завода "Электроцинк". В начале 1970 года меня вызвал к себе первый секретарь Северо-Осетинского обкома ВЛКСМ Владимир Хатагов, и вместе с секретарем обкома Еленой Катуниной мне дали поручение, предварительно рассказав, что следопыты 30-й школы обнаружили недалеко от установленного памятника Петру Барбашову тот самый дзот, который он закрыл своим телом. Полуразрушенный, заросший травой, на ребят он произвел сильное впечатление, но восстановить его самим школьникам было не под силу.
Конечно, мы активно ввязались в это дело, тем более что страна в тот год с подъемом готовилась к 25-летию Великой Победы и к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, в честь которого был объявлен всесоюзный конкурс "По местам боевой славы".
Вместе с председателем совета ветеранов завода Выходцевым и его заместителем мы поехали на место расположения дзота. Памятник герою, как я уже говорил, был установлен, а вот дорожки к дзоту не было, и сам он находился в плачевном состоянии. Мои спутники были хорошо знакомы с фортификационными сооружениями военной поры, мы подсчитали, сколько чего нужно, чтобы привести дзот в надлежащий вид. Кроме того, решили, что надо установить мемориальную плиту с соответствующей надписью и посадить аллею, ведущую от памятника к дзоту. Нас поддержал директор завода Генрих Михайлович Штейнгарт, выделил средства и рабочих хозяйственного цеха, которые выполнили необходимые работы по восстановлению дзота. А комсомольцы провели субботники, расчистив дорожку и высадив вдоль нее молодые деревья.
Я нашел нужную мастерскую, заказал мемориальную плиту, мастера обещали не подвести. Но день Победы приближался, а заказ все еще не был готов. А тут, надо отметить, мне дали молодежную турпутевку во Францию, поездка планировалась как раз на майские праздники. Но разве мог я уехать, не выполнив поручение обкома комсомола? Пришел в мастерскую, сам чуть не плачу: "Ребята, – говорю, – что же вы меня подводите?" "У нас много заказов, никак не справляемся", – отвечает молодой рабочий. Тут подходит старый мастер и, узнав, что речь идет не об обычном заказе, сказал, что бригада не уйдет до тех пор, пока на плите не будет выгравирована последняя точка. Как выяснилось, он прошел войну и для него было делом чести выполнить наш заказ. Признаюсь, этот эмоциональный эпизод мне запомнился не меньше, чем свидание с прекрасным Парижем.
…Конечно, то, что сделано сегодня на мемориальном комплексе, впечатляет: масштабно, грандиозно, в общем, классно! Но главное, чтобы, приходя сюда, новые поколения испытывали чувство гордости и безмерной благодарности к тем, кто остановил ценой своей жизни врага на подступах к Владикавказу.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30