Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Загадки Нижнего Архыза

Более значимого презента к предстоящему масштабному празднованию знакового исторического события – 1100-летия крещения Алании, как очередной труд выдающегося ученого-алановеда В. А. КУЗНЕЦОВА "Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в Х–ХII вв.", и не придумать.

Изучению истории древнего города Владимир Александрович посвятил два десятилетия, в течение которых вел интенсивные археологические изыскания. Их результатом стала настоящая монография, которая впервые увидела свет в 1993 г. в ставропольском издательстве. Новый вариант книги доработан, обновлен и снабжен большим количеством иллюстративного материала. В монографии присутствует ряд новых идей и гипотез, которые могут изменить представление о некоторых, казалось, устоявшихся положениях в истории Алании. Всеобъемлющее использование результатов предшествующих исследований ХIХ–ХХ вв. в сочетании с анализом собственных материалов – уникальных памятников и артефактов – позволили автору обозначить Нижний Архыз не только типичным раннесредневековым городом, но и "крупнейшим центром православия на Северном Кавказе". Честь, хвала и наша признательность пятигорскому издательству "Снег" и его руководителю С. Н. Парамонову за великолепный культурно-полиграфический уровень, на котором издаются труды В. А. Кузнецова.

По многим параметрам монография довольно примечательна. Во-первых, это единственное солидное исследование о столице Западной Алании – Нижнем Архызе. Город, который исчез в глубине веков, благодаря работе В. А. Кузнецова сегодня как бы воскрес.

Детальное изучение крупнейшего в районе Большого Зеленчука центра храмовых застроек позволило В.А.Кузнецову подтвердить вывод В. Ф. Миллера о принадлежности нижнеархызских и других христианских храмов Аланской епархии Константинопольской патриархии северокавказским аланам – ираноязычным племенам позднесарматского происхождения, предкам современного осетинского народа.

Страницы книги знакомят читателя с уникальными памятниками и артефактами древнего города.

В Х–ХII вв. на Северном Кавказе были две Алании: Западная и Восточная. В рассматриваемой книге впервые четко прозвучали причины, почему в своем культурно-историческом росте запад опередил восток, это прежде всего выгодное географическое расположение на трассе Великого Шелкового пути, пролегавшей через Северный Кавказ. Самый короткий путь в Константинополь лежал через контролируемые западными аланами перевалы Северо-Западного Кавказа (Клухор, Марух и др.): от них через Сухум до "Второго Рима" было рукой подать. Получая крупные денежные дотации, аланы стали проводниками на перевальных дорогах, а аланские воины тысячами служили в византийской армии. С целью установления более тесных контактов с аланами Византия решила распространить среди них христианскую веру. Осуществляя эту политику, греки в начале Х в. приступили к массовой христианизации аланов, которая выразилась в храмовом строительстве в бассейне Большого Зеленчука и его окрестностях, завершившемся созданием Аланской епархии Константинопольской патриархии в Нижнем Архызе.

Позитивное влияние Византии на аланов было довольно значимым, "оно оказало стимулирующее воздействие на внутреннее развитие аланского общества, прочно вставшего на путь феодализации с центральной властью во главе, аланские цари получили высокое звание эксусиократор, т.е. "суверенный государь".

Позитивное влияние Византии на аланов было довольно значимым, «оно оказало стимулирующее воздействие на внутреннее развитие аланского общества, прочно вставшего на путь феодализации с центральной властью во главе, аланские цари получили высокое звание эксусиократор, т.е. «суверенный государь»

В названии книги акцентировано внимание на слова "раннее православие". В ней дана полная характеристика (архитектурная и др.) храмовых застроек, подчеркивается при этом, что среди других Северный храм был заглавным, кафедральным; здесь находился древний центр Аланской епархии. Кроме этих храмов в Нижнем Архызе ученым были обнаружены и исследованы еще 11 однонефных маленьких церквей и часовен; большинство из которых (7) группируется вокруг Северного храма и поселка Аланской епархии. Автором исследованы и христианские каменные кладбища: только вокруг Северного храма и Аланской епархии их изучено свыше 130.

Представляют интерес и страницы книги, которые рассказывают о конфессиональном уровне населения. Принятие христианства западноаланскими верхами вовсе не означало, что все население стало православным. Для Нижнего Архыза было характерным состояние религиозного синкретизма. В. А. Кузнецов приводит слова епископа Феодора, прибывшего на службу в Аланскую епархию (20-е годы ХIII в.), который заявил: "Аланы христиане только по имени".

Вывод ученого неоспорим: Нижний Архыз был центром Аланского раннефеодального государственного образования, достигшего наивысшего развития в середине второй половины ХI в. при царствовании выдающегося аланского правителя Дургулеля Великого. Несмотря на главенствующее положение Нижнего Архыза в государстве, он не стал местом резиденции феодальной верхушки; по соображениям безопасности этой резиденцией стал небольшой городок на вершине горы Шпиль.

В рассматриваемые три столетия в Нижнем Архызе проживали представители и других народов (греки, тюрки). Однако, как пишет автор, "основной и наиболее многочисленный пласт населения Нижнего Архыза был местного, кавказо-аланского происхождения… Полностью возобладали кавказские традиции и в материальной культуре, и в погребальном обряде". Кузнецов далее пишет: "Тем не менее страна называлась Аланией, ибо доминирующий пласт населения верховьев Кубани составляли аланы, что и обусловило название страны". Самый выдающийся и авторитетный ученый-алановед, в который раз повторяет историческую истину, адресованную фальсификаторам истории: "Некоторые современные карачаевские историки и филологи пытаются обосновать концепцию, согласно которой аланы были тюркоязычными предками карачаевцев (следовательно, они не имеют отношения ни к древнеиранскому населению евроазиатских степей, ни к этногенезу и истории осетин). Но эта ложнопатриотическая концепция идет вразрез с фактами. Вновь необходимо подчеркнуть, что аланы верховьев Кубани – это ираноязычные аланы, что доказывается данными ономастики, топонимики, исторического языкознания, наконец, известной Зеленчукской надписью Х в. на осетинском языке. Более того, есть основание считать, что аланский этнос верховьев Кубани говорил на дигорском диалекте осетинского языка".

Х–ХII столетия были временем наивысшего развития Нижнего Архыза. А как же сложилась последующая судьба города, каковы причины и время его падения? "Упадок и постепенное запустение Нижне-Архызского городища, – пишет автор, – следует ставить в тесную причинную связь с общим кризисом и исторически обусловленным упадком Алании в конце ХII – начале ХIII веков, вызванным целым комплексом внутренних и внешних факторов". Аланская епархия оставалась в сфере влияния Константинополя более 100 лет; последнее упоминание о ней относится к 1366 г.; жизнь же в Нижнем Архызе замерла значительно раньше, чем в Аланской епархии.

Благодаря очередной интересной монографии В. А. Кузнецова "Святая долина" в бассейне Большого Зеленчука не утеряна для потомков.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика